#развитиеребенка 1.Развитие ребенка в первый месяц У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его. Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь; К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ. Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить Может удержать голову на одной линии с позвоночником
2.Развитие ребенка во второй месяц
Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку; Провожать взглядом предмет (прямо перед ним); Издавать звуки (агукать). Лежа на животе, поднимать голову на 45°; Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами; Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает. Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»; Может успокоиться сосанием Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет .
3.Развитие ребенка в третий месяц
Смеется вслух; Капризничает и хнычет, протестующе кричит; Гулит в ответ на звуки Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание. Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками; Захватывает игрушку и тянет ее в рот; На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок; Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны Находит источник звука и света Ручки к уже вполне разворачивают кулачки Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными Подтягивает свое тело, когда его берут на руки Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
4.Развитие ребенка в четвертый месяц
Узнает маму и предпочитает ей всем остальным; Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать Произносит первые слоги; Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими Приподнимает плечи и голову, лежа на спине; Лежа на животе, поднимает голову на 90°; Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки; При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее. В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Громко смеется, Визжит от восторга Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит Переворачивается (в одну или обе сторону); Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему Смеется, когда его щекочут Затихает, когда слышит музыку
5.Развитие ребенка в пятый месяц
Хорошо удерживает голову и держит ее прямо Кувыркается, раскачивается и сгибается Подтягивается на руках, пытаясь сесть Сосет пальцы на ногах Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы Играет с погремушкой, вложенной ему в руку Умеет держать бутылочку одной или двумя руками С удовольствием рассматривает лица на картинках Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку Различает знакомых и незнакомых людей Любит играть во время еды Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м) Осматривается в незнакомой обстановке Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
6.Развитие ребенка в шестой месяц
Пытается ползти на животе Поворачивается и наклоняется в любых направлениях Перекатываясь со спины на бок Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки; Может сидеть сам, с поддержкой короткое время Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия Любит играть едой Перекладывает предметы из одной емкости в другую Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку Внимательно вслушивается в речь Откликается на свое имя Издает самые разнообразные звуки У него могут резко меняться настроение и эмоции Долго и тщательно изучает предметы Находит взглядом предметы, о которых вы говорите Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н) Может сравнивать два предмета
7.Развитие ребенка в седьмой месяц
Ребенок становится более подвижным. Совершенствуется умение сидеть. Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом. Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев. Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом. Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта Гладит свое отражение в зеркале Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
8.Развитие ребенка в восьмой месяц
У малыша проявляется повышенный интерес ко всему Ребенок ползает Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок Может долго играться с предметами Привязан к родителям, остерегается посторонних Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать Осознано говорит «мама» и «папа» Ползает с игрушкой в руке Встает у опоры Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо Хлопает в ладоши и машет руками Гладит и целует свое отражение в зеркале Все пробует на вкус
9.Развитие ребенка в девятый месяц
Хлопает в ладоши и стучит предметами Поднимает и играет двумя предметами одновременно Может листать толстые страницы картонной книжки Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину; Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает Может разворачиваться, когда ползает Сует пальчики во все дырочки; Может научиться защищать себя и свои игрушки Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место; Имитирует различные звуки Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят Находит игрушку, спрятанную у него на глазах Выполняет простые просьбы
10.Развитие ребенка в десятый месяц
Может вставать у опоры Ходит, держась обеими руками Садится из положения стоя Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает» Может унести два мелких предмета в одной руке Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела Обожает играть с водой Подражает жестам, выражениям лица, звукам Боится незнакомых мест Любит подражать действиям других Понимает и выполняет некоторые просьбы Открывает ящики и исследует их содержимое Любит помещать предметы друг в друга
11.Развитие ребенка в одиннадцатый месяц
Ребенок умеет: Самостоятельно садиться из положения на животе; Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев Понимать слово “нельзя”. Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание; Ходить, держась за мебель; Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев; Короткое время стоять без посторонней помощи; Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”; Выражать свои желания другим способом, кроме плача; “Играть в мячик” (катить вам мяч обратно); Пить из чашки без посторонней помощи; Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке); Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”; Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);
12.Развитие ребенка в двенадцатый месяц
Самостоятельно стоит Самостоятельно ходит Встает из положения сидя на корточках Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще. Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам Начинает капризничать Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили Начинает проявлять чувство юмора Откусывает, жует твердую пищу; Пользуется ложкой и чашкой Понимает почти все из того, что ему говорят Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов Узнает животных на картинках Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.
Современная мама
Календарь развития ребенка до года по месяцам
#развитиеребенка1.Развитие ребенка в первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”:
Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
Может удержать голову на одной линии с позвоночником
2.Развитие ребенка во второй месяц
Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
Издавать звуки (агукать).
Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
Может успокоиться сосанием
Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет .
3.Развитие ребенка в третий месяц
Смеется вслух;
Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
Гулит в ответ на звуки
Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
Находит источник звука и света
Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
4.Развитие ребенка в четвертый месяц
Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
Произносит первые слоги;
Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
Громко смеется,
Визжит от восторга
Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
Переворачивается (в одну или обе сторону);
Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
Смеется, когда его щекочут
Затихает, когда слышит музыку
5.Развитие ребенка в пятый месяц
Хорошо удерживает голову и держит ее прямо
Кувыркается, раскачивается и сгибается
Подтягивается на руках, пытаясь сесть
Сосет пальцы на ногах
Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
С удовольствием рассматривает лица на картинках
Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
Различает знакомых и незнакомых людей
Любит играть во время еды
Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
Осматривается в незнакомой обстановке
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
6.Развитие ребенка в шестой месяц
Пытается ползти на животе
Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
Перекатываясь со спины на бок
Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
Любит играть едой
Перекладывает предметы из одной емкости в другую
Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
Внимательно вслушивается в речь
Откликается на свое имя
Издает самые разнообразные звуки
У него могут резко меняться настроение и эмоции
Долго и тщательно изучает предметы
Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
Может сравнивать два предмета
7.Развитие ребенка в седьмой месяц
Ребенок становится более подвижным.
Совершенствуется умение сидеть.
Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
Гладит свое отражение в зеркале
Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
8.Развитие ребенка в восьмой месяц
У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
Ребенок ползает
Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
Может долго играться с предметами
Привязан к родителям, остерегается посторонних
Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
Осознано говорит «мама» и «папа»
Ползает с игрушкой в руке
Встает у опоры
Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
Хлопает в ладоши и машет руками
Гладит и целует свое отражение в зеркале
Все пробует на вкус
9.Развитие ребенка в девятый месяц
Хлопает в ладоши и стучит предметами
Поднимает и играет двумя предметами одновременно
Может листать толстые страницы картонной книжки
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
Может разворачиваться, когда ползает
Сует пальчики во все дырочки;
Может научиться защищать себя и свои игрушки
Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
Имитирует различные звуки
Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
Выполняет простые просьбы
10.Развитие ребенка в десятый месяц
Может вставать у опоры
Ходит, держась обеими руками
Садится из положения стоя
Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
Может унести два мелких предмета в одной руке
Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
Обожает играть с водой
Подражает жестам, выражениям лица, звукам
Боится незнакомых мест
Любит подражать действиям других
Понимает и выполняет некоторые просьбы
Открывает ящики и исследует их содержимое
Любит помещать предметы друг в друга
11.Развитие ребенка в одиннадцатый месяц
Ребенок умеет:
Самостоятельно садиться из положения на животе;
Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
Понимать слово “нельзя”.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
Ходить, держась за мебель;
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
Короткое время стоять без посторонней помощи;
Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
“Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
Пить из чашки без посторонней помощи;
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);
12.Развитие ребенка в двенадцатый месяц
Самостоятельно стоит
Самостоятельно ходит
Встает из положения сидя на корточках
Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
Начинает капризничать
Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
Начинает проявлять чувство юмора
Откусывает, жует твердую пищу;
Пользуется ложкой и чашкой
Понимает почти все из того, что ему говорят
Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
Узнает животных на картинках
Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.