НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА

«Не все на Дону - атаманы да сотники, есть пахари да плотники»
Одним из направлений деятельности музея-заповедника М.А. Шолохова является возрождение, сохранение, развитие и популяризация традиционных народных промыслов и ремесел как одной из составных частей культуры Верхнего Дона.
Мастера отдела прикладных искусств дают уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, и изготовленные своими руками изделия туристы увозят в качестве оригинальных сувениров. Работы донских мастеров можно также приобрести в «Сувенирной лавке» музея.
Видеокаталог познакомит вас с технологией традиционных донских ремесел, характерных для Верхнего Дона конца XIX – начала XX вв.
Вязание крючковых чулок.
Среди многих изделий, выходивших из рук мастериц на Верхнем Дону в конце XIX - начале XX веков, были крючковые носки и чулки из грубой шерстяной нити, которые особо полюбились казакам. В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов часто упоминает об этом предмете одежды:
«Митька сел на снег, с усилием стянул с ноги сапог. Пошел, припадая на разутую ногу. На хрушком снегу дороги ясно печатался след вязанного крючком толстого чулка» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.; ч.2; гл.Х); «Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шел, сдвинув на затылок фуражку, дыша наспиртованным морозом воздухом, запахом пресной сырости от воды» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.2; ч.5; гл.XXII); «Мирон Григорьевич, одетый, как на смерть, во все новое, в дубленый полушубок, в чирики и чистые белые чулки на вбор, - сидел с краю, рядом с дедом Богатыревым и Матвеем Кашулиным» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.3; ч.6; гл.XXII).
Крючковые чулки были толстыми, теплыми, хотя и колючими. Они вязались без пятки, и если протирались в одном месте, можно было повернуть их другой стороной. У верховых донских казаков в конце XIX - начале XX веков была мода носить белые крючковые носки на вбор: шаровары вбирались в чулки, затем надевались кожаные чирики (тапки на небольшом широком плоском каблуке).
Теперь казачки-мастерицы крючковые чулки уже не вяжут и лишь единицы помнят технологию вязания, переданную мамами и бабушками. Такой хранительницей традиций казачьего женского рукоделия является Анастасия Андреевна Воробьёва, 1936 года рождения, уроженка хутора Еринского, проживающая теперь в станице Вёшенской. Анастасия Андреевна училась прясть и вязать у своих тети и бабушки. В детстве вязала носки, варежки, перчатки, позже освоила вязание ажурных шарфов, пуховых платков. https://youtu.be/jxn8VdLPjeо Вязание дерюжек
Один из видов женского рукоделия, традиционных для Верхнего Дона, - вязание крючком половиков, которые в народе называют дерюжками.
По словарю С.И. Ожегова, дерюга – это плохая, грубая ткань, одежда. Казачки вязали дерюжки деревянным крючком, используя остатки тканей и изношенную одежду, которые разрезали на длинные полоски и сматывали в клубки. Изделия получались пестрые, плотные и прочные, использовались долгие годы.
Дерюжки широко использовались в быту: длинными прямоугольными накрывали лавки для красоты и для мягкости, круглыми малыми – табуретки и стулья. В куренях с глинобитными полами вязаные половички стелили у кровати, зачастую вешали на стену для сохранения тепла и как украшение жилища. Использовали дерюжки и зажиточные казаки, застилая деревянные полы в куренях.
М.А. Шолохов неоднократно упоминает в своих произведениях этот предмет быта казаков. В рассказе «Алёшкино сердце»: «Пришел Алёшка из клуба в полночь, долго ворочался на рваной дерюжке».
В романе «Тихий Дон»: «Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело, стуча зубами, он прилёг на принесённую Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо» (Кн. 2, ч. 8).
В романе «Поднятая целина»: «Окна изнутри были плотно занавешены дерюжками, ставни закрыты…» (Кн. 1, гл. 27); «Поправив на голом, горячем от солнца ленчике седла разостланную дерюжку, Любишкин медленно стал садиться» (Кн.1, гл. 36).
Мастерица из станицы Вёшенской Ирина Ивановна Березовская, 1942 года рождения, сохранила знания старинной технологии, которые ей передала бабушка. Воспитывая пятерых детей, Ирина Ивановна проявляла творческую смекалку и расторопность, чтобы создать в доме уют, много вязала и шила и одежду, и разные предметы быта, в том числе круглые и прямоугольные половички. Она охотно поделилась секретами техники вязания традиционных половичков-дерюжек.
Из тканевых отходов или ненужных старых вещей нарезаются ленты разной ширины, сматываются в клубки соответственно цвету. Вязание начинается с накидывания на вязальный крючок (в старину обычно вязали деревянными крючками) ленты, которую перекручивают так, чтобы получилась первая петля.
Для вязания круглой дерюжки сначала вывязывается цепочка из нескольких воздушных петель (число петель зависит от толщины ленты), потом начало и конец цепочки соединяются, образуя круг. Вязание продолжается петлями без накида, в каждом ряду равномерно прибавляются дополнительные петли. Так вяжется все изделие.
Прямоугольная дерюжка обычно вяжется по ширине изделия. Начинается вязание с одной петли, далее провязывается цепочка до необходимого размера, затем вяжется первый ряд. Когда ряд заканчивается, провязывается дополнительно еще одна петля для перехода к следующему ряду. Далее – по такой же схеме.
Обычно мастерицы используют ленты разных цветов, чтобы изделие получилось ярким. Для этого в процессе вязания ленту отрезают, к её концу обыкновенным узлом подвязывают ленту другого цвета, и так, меняя ленты разных цветов, вяжут изделие нужного размера. В процессе вязания используют ленты не менее пяти различных цветов. https://youtu.be/mBtypOsDQ6k Кузнечное дело
Кузнечное дело на Верхнем Дону во все времена было в почете. Согласно хозяйственной переписи конца XIX века, в станице Вёшенской было 20 кузнецов: 10 казаков и 10 иногородних.
Во многих произведениях М.А. Шолохова неоднократно упоминаются кузнецы и описывается их работа. Например, в повести «Путь-дороженька» кузнец Сидор рассказывает, как он подковал кобылу отступающим белым: «Подковал я ихнюю кобылку на передок, молотком стучу, а сам прислушиваюсь…»; в рассказе «Чужая кровь» говорится о том, как Петро «с утра провозился с косилкой. На диво Гавриле оправил в кузне ножи и сделал новые, взамен поломанных, крылья», в рассказе «Пастух» один из героев - кузнец Тихон.
В романе «Тихий Дон» о кузнице часто говорится как месте, где бывают по каким-либо делам герои повествования. Упомянута кузница на мельнице купца Мохова: «Из кузни, примостившейся в углу мельничного двора, слышался игривый перестук молотка: раз по железу - глухой и мягкий, два раза - с подскоком - по звенящей наковальне» (Кн. 1, ч. 2, гл. 1). Автор показывает важность кузнечного дела и особое его значение во время боевых действий: «В широком ходу за отсутствием спичек были кремни и наспех выделываемые кузнецами стальные кресала» (Кн. 4, ч. 8, гл. 5); «Весь день в походной кузне хрипели, задыхаясь, мехи, рдяно горел раскаленный уголь, звенели молотки, у станков зло визжали кони. Текинцы на полный круг ковали лошадей, чинили сбрую, чистили винтовки, готовились» (Кн. 2, ч. 4, гл. 20).
В романе М.А. Шолохова «Поднятая целина» многие события связаны с единственным в хуторе Гремячий Лог кузнецом Шалым. Описания кузницы очень образные, порою даже поэтичные: «В кузнице Ипполита Шалого до потёмок дышала широкая горловина кузнечного меха, из-под молота сеялись золотые зерна огня, певуче звенела наковальня (Кн. 1, гл. 26); «Однажды Давыдов зашел в кузницу проверить, как подвигается ремонт обобществленных лобогреек. Кисло-горький запах раскаленного железа и жженого угля, певучий звон наковальни и старчески хриплые, жалующиеся вздохи древнего меха повергли его в трепет» (Кн. 2, гл. 3); «Стоявшая на самом краю хутора старая кузница встретила его знакомыми запахами и звуками: по-прежнему звенел и играл в руках Ипполита Сидоровича молоток, покорный каждому движению хозяина, еще издали слышались астматические вздохи доживающего свой век меха, и по-прежнему тянуло из настежь распахнутой двери горьким запахом горелого угля и чудесным, незабываемым душком неостывшей окалины» (Кн. 2, гл. 10).
Сам кузнец Шалый так говорит о своем деле: «Наше дело возле железа такое, сказать, ответственное, и мастерству в нем не сразу выучишься, ох, не сразу... Недаром у нас, у ковалей, есть такая поговорка: "Верь ковадлу, руке и молоту, да не верь своему уму-разуму смолоду". Что на большом заводе, что в малой кузнице, все едино - ответственное дело» (Кн. 2, гл. 10 ); «Трудное это дело - чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и в других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает, и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что хучь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется» (Кн. 2, гл. 10). Об огромном значении кузнечного дела говорит и секретарь райкома Нестеренко: «Дай бог каждому принести людям столько пользы, сколько принес своими ручищами этот старый кузнец» (Кн. 2, гл. 8).
Кузницы обычно располагались на окраинах станиц и хуторов. Они были оборудованы горном и воздуходувными мехами, наковальней, основной инструмент кузнеца - молот, молоток, клещи, зубило. Наковальни, молоты, клещи изготовляли из обычного кричного железа.
Самое важное творение кузнечного ремесла - подкова, так лошадь в жизни казаков играла большую роль. Подкова представляет собой железный профиль, загнутый по форме копыта. Выковать ее было не так просто из-за сложной формы: верхняя сторона подковы, обращенная к копыту лошади, имеет отворот и бухтовку (скругление ребра), нижняя - шипы, бороздку для утопления головок ухналей (гвоздей) и отверстия для них. В старину параметры подковы задавались тремя размерами на специальной палочке: первый, самый длинный, отрезок определяет расстояние от передней части подковы до конца ветви; второй - наибольшую ширину подковы, третий - расстояние между ветвями у пятки.
У каждого кузнеца было много заказов по изготовлению сельскохозяйственных орудий труда: лопат, серпов, кос, сошников, ральников сох и вил; изделий, связанных со строительством: гвоздей, скоб, петель и крючков, топоров, тёсел, свёрл, пил и прочих инструментов; самого разного инвентаря, бытовых предметов, кухонной утвари, которые требовались в каждом казачьем курене. Какие-то работы были простыми, не требовали специальных приемов, и их кузнец выполнял сам. Сложные работы выполнялись с помощью подручного. https://youtu.be/0MBkPJSaD9g

Ролик недоступен
Вязание крючковых чулок

Комментарии

Комментариев нет.