17 апр 2023

Богиня любви и красоты на картине Боттичелли грустна и отрешена от мира.

Ее печальное лицо притягивает наш взгляд. Почему в ней нет счастья, радости открытия и узнавания мира? О чем хотел поведать нам художник?
Я подготовила вам пост с мнениями искусствоведа и психоаналитика. А что по вашему мнению хотел поведать нам художник?

«Рождение Венеры» (1483-1485) – одно из самых известных произведений Сандро Боттичелли, великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения.
«Рождение Венеры» (1483-1485) – одно из самых известных произведений Сандро Боттичелли, великого итальянского живописца эпохи раннего Возрождения.
Венера, олицетворяющая любовь, стоит в морской раковине, которую бог ветра Зефир несет к берегу. Раскрытая раковина в эпоху Возрождения была символом женственности и трактовалась как женское лоно. Фигура богини скульптурна, а ее поза, характерная для античных статуй, подчеркивает непринужденность и скромность. Ее образ дополняет лента в волосах, символ невинности. Богиня выглядит задумчивой и отрешенной на фоне других персонажей.
В левой части картины бог ветра Зефир изображен в объятиях с супругой, богиней цветов Флорой. Зефир олицетворял земную и плотскую любовь.
Бог ветра Зефир с супругой богиней цветов Флорой
Бог ветра Зефир с супругой богиней цветов Флорой
В правой части картины изображена богиня Весны Ора Талло, символизирующая целомудренную, небесную любовь. Она также ассоциировалась с переходом в иной мир (например, с моментом рождения или смерти). Считается, что гирлянда из мирта на ее шее, олицетворяла вечные чувства, а апельсиновое дерево было связано с бессмертием. Так поддерживается основная идея произведения: о соединении земного и небесного через любовь.
Голубой тон, придает композиции воздушность, праздничность и вместе с тем холодность. В те времена этот тон был типичным для молодых замужних женщин (им окружена супружеская пара). Зеленый цвет в правой части ассоциировался как с мудростью и целомудрием, так и с любовью, радостью, торжеством жизни над смертью.
Белый цвет платья Оры Талло олицетворял чистоту и невинность, а серый трактовался как символ воздержания и Великого поста. Возможно, цвет мантии здесь символизирует власть красоты как силу земную и священный огонь, который появляется каждый год на Пасху, как силу небесную.
Богиня Весны Ора Талло
Богиня Весны Ора Талло
Другой взгляд на картину: В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Бог ветра Зефир олицетворяет здесь мужскую сексуальность. Справа с мантией в руках нимфа Ора. Она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. И это напоминает поединок за новорожденную. Если присмотреться, то можно увидеть, что сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Зефир словно стремится помешать укрыть Венеру.
Венера при этом спокойна, она словно застыла в противоборстве двух сил. Обращает на себя внимание ее грусть, отрешенность от происходящего. В этом видится предчувствие близкой смерти. В первую очередь символической – она отказывается от своей женственности и сексуальности ради божественной материнской силы. Венера станет богиней любовного наслаждения, которая сама этого удовольствия никогда не испытает.
Кроме того, на лицо Венеры падает еще и тень реальной смерти. Флорентийская дама Симонетта Веспуччи, которая предположительно позировала Боттичелли, была идеалом красоты той эпохи, но скоропостижно умерла в 23 года от чахотки. Художник начал писать «Рождение Венеры» через 6 лет после ее смерти и невольно отразил здесь не только восхищение ее красотой, но и боль от потери.
Одежды Оры очень похожи на одежды Флоры из картины «Весна», которая выступает символом плодородия и материнства. Это материнство без сексуальности. Это обладание божественной властью, а не сексуальным влечением. Как только Ора укроет Венеру, ее девственный образ тут же превратиться в материнско-божественный.
Вся ее фигура и движение направлены к матери. Еще одно мгновение – и она выйдет из раковины: она ей больше не будет нужна. Она ступит на мать-землю и оденется в материнские одежды. Она обернется в пурпурную мантию, которая в Древней Греции символизировала границу между двумя мирами – в нее заворачивали как новорожденных, так и умерших.
Так и здесь: Венера рождается для мира и, едва успев обрести женственность, желание любить, мгновенно теряет жизнь, живое начало – то, что символизирует раковина. Спустя мгновение она продолжит существовать только как богиня. Но до этого момента мы видим на картине прекрасную Венеру в самом расцвете своей девственной чистоты, нежности и невинности.
Подробнее в источнике
тут.

Комментарии