Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции


Редкое путешествие поездом обходится без чаепитий, бесед с попутчиками, быстрых забегов по магазинам при станциях и чебуреков с лотка. А как обстояли дела с железнодорожной романтикой до революции? Пришло время разобраться в этом вопросе.

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции - 956516371688

«Молчали жёлтые и синие; в зелёных плакали и пели…»
В этих строчках из стихотворения Александра Блока довольно точно описываются вагонный ряд и царившие там нравы. С 1879 года вагоны окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс был синим, второй — жёлтым, третий — зелёным.

Билеты продавались без мест; цена зависела от класса. Второй был примерно в полтора раза дороже третьего, а первый — в полтора раза дороже второго. Естественно, поездку за максимальную стоимость мало кто мог себе позволить, поэтому презентабельные вагоны ходили полупустыми. Чтобы снизить издержки, придумали вагоны-микст: одна половина предназначалась для первого класса, вторая — для второго. Окрашивали их двумя цветами.

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции - 956516374760

Первым и вторым классами ездили преимущественно аристократы. В третьем классе публика подбиралась самая разношёрстная: рабочий люд, крестьяне, интеллигенция, небогатое дворянство.

Лев Толстой: «Пришлось от Горбачёва ехать в третьем классе, было неудобно, но очень душевно, приятно и поучительно».
Пассажиры первого и второго классов сдавали багаж и в вагон брали только ручную кладь. Люди с дешёвыми билетами всё добро несли с собой.

Бытовые неудобства

Когда видишь фотографии шикарных вагонов с коврами, диванами и столиками, даже не думаешь, что путешественникам приходилось терпеть какой-то дискомфорт. На самом деле до революции пассажиры были лишены многих удобств, которыми пользуемся мы сейчас.

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции - 956516378600

Прежде всего, туалета и умывальника.

Клозеты появились в вагонах первого класса в 1863 году, в третьем классе — и того позже. Почти тридцать лет с момента запуска железнодорожного движения пассажирам приходилось терпеть.
Воспитывать стоицизм и презрение к трудностям помогало и отсутствие отопления. Зимой люди кутались в шубы, платки, тулупы — словом, натягивали на себя всё самое тёплое. Единственное, что могли предложить проводники, — это специальные ящики с раскалёнными углями или кирпичами. Но если за окном настоящая русская зима, то и это не спасало.

Модест Мусоргский: «На чугунке в пятницу замёрзла барыня — в Петербург явился труп её… Мороз страшный до 35 градусов доходит, я простудился и в путь пуститься не рискую…»
Отопление в поездах появилось в том же благословенном 1863 году.

Железнодорожная романтика

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции - 956516380136

Ну какая же романтика железных дорог без чая? Увы, знакомого нам чая в подстаканниках и перекусов пассажиры раньше тоже не знали. Аристократам из первого класса было неприлично чистить яйца и глодать куриные ножки, так что они ходили в вагон-ресторан. Правда, это стало возможно только с 1896 года, когда в России появились первые вагоны такого типа.

Холодно, голодно и туалета нет: как ездили на поездах до революции - 956516382440

Публике из третьего класса было легче: там могли запросто достать припасы, поделиться с соседями, да ещё и выпить за знакомство.
Но вот с чаем тоже были проблемы, поскольку достать кипяток можно было только на станции. Когда поезд останавливался, все бежали со своими чайниками и котелками в кубовую — специальное строение, где размещались баки с водой.

Дорога от Петербурга до Москвы в середине XIX века занимала около 20 часов. Спальных мест не было, максимум — откидывались спинки диванов и кресел, как в современных автомобилях. Но несмотря на все неудобства, ехать по чугунке, как тогда называли железную дорогу, было лучше, чем добираться лошадьми.


(с) KudaGo: Москва и Петербург /Дзен Яндекс

#простоинтересно

Комментарии

  • 15 июл 2024 23:31
    Не люблю железную дорогу! И вонючие шпалы, и рельсы, и сами вагоны.
  • 16 июл 2024 00:12
    А я люблю! Особенно в детстве и молодости на верхней полке. И окна летом открыты, и тёплый ветерок задувает. Поезд покачивается. Внизу разговоры, и ты дремлешь или смотришь в окно. Красота! Или чай принесут в стаканах с подстаканниками. Это, вообще, что-то особенное. В вагоне и чай вкуснее, чем дома, так казалось в детстве. Да сейчас тоже хорошо куда-нибудь ехать на поезде. Люблю.
  • 16 июл 2024 00:30
    И я люблю.Поезд это целая жизнь..
  • 16 июл 2024 07:06
    Тягловой силой до революции (и после тоже какое-то время) были ПАРОВОЗЫ. Эту МАШИНУ время от времени надо было ЗАПРАВЛЯТЬ: 1)ТОПЛИВОМ 2)ВОДОЙ. Делали это на станциях=там приходилось составу стоять некоторое время=господа и не-господа пассажиры имели возможность выйти из вагонов в пристанционный туалет, а также в станционный буфет. На старых ветках жел.дороги помещения БУФЕТОВ оставались вплоть до последних времён.
  • 16 июл 2024 08:45
    самый любимый и безопасный вид транспорта...
  • 16 июл 2024 19:09
    Я очень люблю путешествовать по железной дороге. И это путешествие раньше лет 15 назад мне нравилось больше чем сейчас. Почему? Железнодорожное полотно сейчас уже не такое-не стучат колёса на стыках рельсов,не мотает вагон из стороны в сторону,окна закрыты-работают кондиционеры и не так уже слышно,что на станциях говорят по громкой связи. И чая нет того-не в пакетиках . И всё равно люблю поезда.
  • 16 июл 2024 20:12
    Lev Tolctoy c Gorbashevum exali v 3- m klasse.(H)
  • 16 июл 2024 20:14
    Ne xodi po chpalam.(H)
  • 17 июл 2024 08:13
    Такое мог посоветовать только еврей! К твоему сведению, в России по шпалам никто не ходит!
  • 21 июл 2024 19:30
    Ходят, ещё как ходят! Если нет тропинки вдоль путей, приходится по шпалам шагать. Неудобно, опасно, но когда это русские люди трудностей боялись! Даже ппесня есть на слова М. Ножкина:
    "Опять от меня сбежала последняя электричка
    И я по шпалам опять по шпалам
    Иду домой по привычке..."
    Так что евреи тут ни при чём )))
  • 25 июл 2024 19:03
    Ох,как же вы ошибаетесь...