В начале 2000-х годов моя мать посетила мастерскую пожилого художника Владимира Инкижинова. Она обратила внимание на картину, висевшую на стене. На ней была изображена белая скала, выступающая из воды. Пейзаж был написан превосходно, взор притягивала громадная скала оригинальной формы, почти со всех сторон окруженная застывшей синью моря.
Изображение скалы ей было знакомо по фотоальбомам о Байкале. Но Инкижинову удалось в отличие от фотографа передать жуткую таинственность этого пейзажа. Как рассказал сам художник, «на картине запечатлена известная достопримечательность Байкала – мыс Бурхан, расположенный на берегу острова Ольхон».
– Вблизи мыса – поселок Хужир, где я и остановился летом 1990 года, чтобы писать этюды. Меня давно занимала мысль нарисовать мыс Бурхан как заповедное священное и почитаемое бурятами место, – повествовал Владимир Владимирович. – Этот мыс еще называют Шаманкой или Шаманским камнем. Работая над картиной, я, естественно, часто бывал на мысе. Главную скалу я для себя назвал левым куполом, а стоящую за ней меньшую по размерам скалу – правым куполом. На стенах левого купола я увидел буддийские надписи. Затем поднялся на высокий живописный выступ-площадку, где шаманы проводили обряды – тайлганы, посвященные духам-эжинам острова Ольхон и озера Байкал. Мое внимание привлекла пещера, в которую я не смог пройти, так как вход в нее был завален огромным камнем, подпертым снизу гнилым бревном.
Вечером художник начал расспрашивать местных жителей об этой пещере. И вот что они ему рассказали… На мысе Бурхан не полагалось рубить лес, ломать деревья и чем-либо осквернять эти места. Существовало негласное табу на вход в пещеру Бурхана. Никто не должен был заходить в нее, кроме посвященных шаманов, которые там совершали жертвоприношения духам. В пещере за многие годы из-за этого скопилось много ценностей. С приходом советской власти Бурхан перестал быть местом паломничества шаманистов, и они перестали приносить местным духам жертвы. Но люди продолжали бояться и обходили это место стороной. Страх оказался лучшим сторожем.
Однажды в начале 30-х годов к священной скале подъехала группа представителей местной власти. Среди них были работники райсовета, НКВД и комсомольцы. Это событие привлекло внимание многих местных жителей. При огромном скоплении народа из пещеры было вывезено несколько обозов ценностей. Люди были охвачены тревогой и ожиданием какого-то ужасного возмездия за содеянное. Однако ничего страшного не произошло.
Лишь со временем местные жители стали замечать странную закономерность. Всех, кто участвовал в роковом вывозе шаманских ценностей, постигло возмездие. Участники разграбления пещеры не только погибали сами, преждевременно из жизни ушли и их дети, которые нередко погибали раньше своих отцов. Несчастные случаи, самоубийства, неизлечимые болезни, алкоголизм преследовали потомство грешных отцов.
– Уже в Улан-Удэ, когда я закончил картину мыса Бурхан, ее увидели два старых художника. Оказалось, что они раньше меня побывали на этом мысе. Им, тогда молодым и худощавым, даже удалось проникнуть в пещеру, – рассказал Владимир Инкижинов.
Вдруг в кромешной темноте они оба вдруг совершенно отчетливо услышали, как кто-то неведомый позвал их, называя каждого по имени. Странно было то, что в пещере они находились одни, а местные жители не знали их имен. Призыв был громким и прозвучал два раза. Повинуясь этому властному и настойчивому призыву, художники двинулись было дальше, но быстро опомнились. Их охватил ужас, и они бросились к выходу. Друзья поняли, что дальше идти нельзя и что хранители-стражи таинственной пещеры не пускают их дальше.
К священным местам в Бурятии относится немало памятников природы. Это горы, вершины гор, пещеры, перевалы, священные камни. Испокон веков местные жители – буряты и эвенки верили, что такое место охраняют невидимые духи—хозяева – эжины. Это хозяева местности. Если уважать их, подносить им дары, то такому человеку будет сопутствовать удача в делах, могут свершиться желания, и минуют опасности.
Аномалии мистика и не только
Духи, охраняющие пещеру
Изображение скалы ей было знакомо по фотоальбомам о Байкале. Но Инкижинову удалось в отличие от фотографа передать жуткую таинственность этого пейзажа. Как рассказал сам художник, «на картине запечатлена известная достопримечательность Байкала – мыс Бурхан, расположенный на берегу острова Ольхон».
– Вблизи мыса – поселок Хужир, где я и остановился летом 1990 года, чтобы писать этюды. Меня давно занимала мысль нарисовать мыс Бурхан как заповедное священное и почитаемое бурятами место, – повествовал Владимир Владимирович. – Этот мыс еще называют Шаманкой или Шаманским камнем. Работая над картиной, я, естественно, часто бывал на мысе. Главную скалу я для себя назвал левым куполом, а стоящую за ней меньшую по размерам скалу – правым куполом. На стенах левого купола я увидел буддийские надписи. Затем поднялся на высокий живописный выступ-площадку, где шаманы проводили обряды – тайлганы, посвященные духам-эжинам острова Ольхон и озера Байкал. Мое внимание привлекла пещера, в которую я не смог пройти, так как вход в нее был завален огромным камнем, подпертым снизу гнилым бревном.
Вечером художник начал расспрашивать местных жителей об этой пещере. И вот что они ему рассказали… На мысе Бурхан не полагалось рубить лес, ломать деревья и чем-либо осквернять эти места. Существовало негласное табу на вход в пещеру Бурхана. Никто не должен был заходить в нее, кроме посвященных шаманов, которые там совершали жертвоприношения духам. В пещере за многие годы из-за этого скопилось много ценностей. С приходом советской власти Бурхан перестал быть местом паломничества шаманистов, и они перестали приносить местным духам жертвы. Но люди продолжали бояться и обходили это место стороной. Страх оказался лучшим сторожем.
Однажды в начале 30-х годов к священной скале подъехала группа представителей местной власти. Среди них были работники райсовета, НКВД и комсомольцы. Это событие привлекло внимание многих местных жителей. При огромном скоплении народа из пещеры было вывезено несколько обозов ценностей. Люди были охвачены тревогой и ожиданием какого-то ужасного возмездия за содеянное. Однако ничего страшного не произошло.
Лишь со временем местные жители стали замечать странную закономерность. Всех, кто участвовал в роковом вывозе шаманских ценностей, постигло возмездие. Участники разграбления пещеры не только погибали сами, преждевременно из жизни ушли и их дети, которые нередко погибали раньше своих отцов. Несчастные случаи, самоубийства, неизлечимые болезни, алкоголизм преследовали потомство грешных отцов.
– Уже в Улан-Удэ, когда я закончил картину мыса Бурхан, ее увидели два старых художника. Оказалось, что они раньше меня побывали на этом мысе. Им, тогда молодым и худощавым, даже удалось проникнуть в пещеру, – рассказал Владимир Инкижинов.
Вдруг в кромешной темноте они оба вдруг совершенно отчетливо услышали, как кто-то неведомый позвал их, называя каждого по имени. Странно было то, что в пещере они находились одни, а местные жители не знали их имен. Призыв был громким и прозвучал два раза. Повинуясь этому властному и настойчивому призыву, художники двинулись было дальше, но быстро опомнились. Их охватил ужас, и они бросились к выходу. Друзья поняли, что дальше идти нельзя и что хранители-стражи таинственной пещеры не пускают их дальше.
К священным местам в Бурятии относится немало памятников природы. Это горы, вершины гор, пещеры, перевалы, священные камни. Испокон веков местные жители – буряты и эвенки верили, что такое место охраняют невидимые духи—хозяева – эжины. Это хозяева местности. Если уважать их, подносить им дары, то такому человеку будет сопутствовать удача в делах, могут свершиться желания, и минуют опасности.
Алексей Дармаев
#МистическиеИстории