История… Народ… Личности… Эти понятия так неотделимы друг от друга, они имеют некую общую зависимость и перестают существовать сами по себе.

Народ – подлинный творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ – создатель всех духовных и материальных ценностей. Мотором истории и пылким ее сердцем являются Герои народа, его мудрые сыновья, в которых нуждается народ, как сухая земля в хорошем дожде. Именно в уникальных индивидуальностях и личностях, таких как Кязим Мечиев, Къайсын Кулиев, Омар Отаров, воплощается история каждого народа. А народ ждет их гласа, их «божественного откровения» и величайших дел!
Народная музыка вбирает в себя саму правду истории. Это то, что невозможно переписать, исправить. В музыке, танцах, песнях записано все развитие души народа в веках. Оно передается из поколения в поколение, передатчиком же всего этого богатства являются его великие личности, посланные от Бога. Они появляются в этом мире не случайно…
Гениальным выразителем всего доброго и великого, благородного и мудрого в многогранной народной песне, пылким носителем ее души, ярким примером и эталоном наивысших нравственных ценностей, величайшим рупором эпохи является любимец народа, человек с большой буквы, мудрец, лучший представитель своего отечества – Омар Отаров.
Омар Отаров – вершина карачаево-балкарского вокального искусства. Он родился 10 мая в 1916 году в Баксанском ущелье, в маленьком селении Гирхожан, где ныне расположен город Тырныауз. Здесь по ущелью течет бурный Баксан – порождение ледников седого Эльбруса, охваченный с двух сторон высокими скалистыми горами. В маленькой сакле на склоне горы, у самой реки жила большая семья пастуха Магомета, состоявшая из отца, матери, четырех сыновей и четырех дочерей. Мать, к сожалению, рано покинула этот мир, Омару тогда было 12 лет. Отец сам воспитывал своих детей, и в большей мере, отцу по дому помогал младший из всех братьев - Омар. Свой талант держать в уме множество песен и мелодий, Омар унаследовал от отца – Магомет знал Коран наизусть.
Талантливая, неординарная мелодия не только улавливает чуткие и нежные души. В ней, словно в магическом кристалле, можно обозревать эпохи, события, поступки, мудрые мысли. И Омар умел обозревать, показывать, передавать, сохранять.
Хороший слух и музыкальные способности позволили Омару с малых лет окунуться в богатый мир народных песен, сказаний. Это и понятно. Искусство кабардинского и балкарского народов ярче всего проявилось в песне и танце. Певцы сказители пользовались в народе большим уважением и любовью. Они являлись носителями лучших художественных традиций, выразителями нравственных идеалов народа. От них Отаров впитал в себя и бережно сохранил народный дух, гражданственность искусства. Этому искусству, искусству народного пения, он посвятил всю свою жизнь.
В родном своем селении очень часто на «ныгъыше» (сельская площадь) собирались старейшины, народные сказители, говорили о том, о сем и пели песни. К ним нередко присоединялся совсем еще юный Омар. Тогда уже шла об Омаре молва: он талантлив, его голос необыкновенный, он далеко пойдет и тому подобное.
С самого детства Омар любил музыку. И даже в минуты, когда он оставался один он пел, а природа – журчанье рек, рёв водопадов, свист ветра, эхо холмов и гор – образовывало волшебство звуков, которое ему подпевало. Он был счастлив. Ему нравились народные мелодии, исполняемые чабанами на свирели, песни отца. Любил он и танцевальные мелодии, которые наигрывал старик-музыкант, в то время как окружающие его мужчины вели протяжные басы и хлопали в такт музыке, а девушки и парни танцевали искрометный «Тегерек тепсеу» и народный лирический танец «Абзех».
В кругу сверстников маленький Омар пытался изображать, как поют народные певцы, или играют на свирели пастухи. И это у него получалось здорово.
Уже девятилетним мальчиком Омар стал посещать школу в Гирхожане. Учился он увлеченно, особенно любил уроки русского языка, географию и пение.
В жизни каждого балкарца песня играла не только эстетическую роль, но и была непосредственно связана с его жизнедеятельностью, в первую очередь с трудом. Поэтому маленький Омар запомнил трудовые песни: «Долай» и «Эрирей».
С большим воодушевлением пел Омар в школьном хоре во время праздников пролетарский гимн «Интернационал», переведенный тогда на балкарский язык известным партийным деятелем и просветителем Магометом Энеевым.
Когда Омар учился в старших классах, летом отец его брал в помощники на горные пастбища. Пасти скот в горных условиях было нелегко. Будущий певец познакомился там с трудностями и романтикой пастушьей жизни, с восхищением слушал вечерами у костра песни знатоков народного творчества. Репертуар пастухов состоял из старинных песен и наигрышей, исполнявшихся на свирели. Кроме того, они удивительно красиво играли пастушьи мелодии.
Особенно нравились ему старинные эпические песни. Он уже пел полюбившиеся народные песни в кругу друзей, на свадьбах, вечеринках. Позже он побывал с отцом в Балкарском, Хуламо-Безенгийском и Чегемском ущельях, ездил в Карачай и слушал народных певцов, перенимал их манеру исполнения народных песен, оттачивал и совершенствовал свое мастерство.
Слух о молодом певце вскоре стал распространяться в ущельях Балкарии. Он часто выступал на вечерах художественной самодеятельности в сельском клубе, а затем и на смотрах народных талантов в Нальчике. И везде ему сопутствовал успех.
И вот однажды в школу, где он учился, приезжают Антонина Александровна Калмыкова, директор республиканского Дворца пионеров, и Александр Михайлович Покровский, художественный руководитель только что созданного Кабардинского государственного хора, чтобы отобрать способных ребят для вновь организуемого Балкарского хора. Тогда он учился в 10 классе школы комсомольской молодежи в своем родном селе Гирхожан. Зайдя в класс, они спросили: «Кто из вас умеет петь?» Все начали кричать: «Омар хорошо поет!» Он запел «Интернационал» сначала по-русски, а потом по-балкарски (в переводе Магомеда Энеева). Потом его спросили: «А сколько ты песен знаешь?» - на что он ответил: «Около ста песен могу спеть не затрудняясь». Его сразу пригласили: «Придешь осенью, в сентябре». 8 сентября 1938 года юноша приехал в Нальчик, и его взяли в хор Кабардино-Балкарского радио, художественным руководителем которого был большой знаток хорового искусства композитор Покровский, и вскоре Омара сделали солистом.
Школу певческого мастерства Омар Магомедович Отаров прошел у таких учителей, как дирижер Александр Покровский, композитор Трувор Шейблер, профессор музыки Арсений Авраамов. – Идем, бывало, по улице с Арсением Михайловичем Авраамовым, – вспоминал Отаров, – и я ему напеваю какую-нибудь песню, а он тут же на ходу делает ее нотную запись. Так, благодаря ему, сохранилось немало народных песен карачаевцев и балкарцев.

Комментарии

Комментариев нет.