28.

01.2021 кружок "Юный журналист" педагог Вертей Н.П.
Комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование каллиграфического письма у школьников.
Основными причинами каллиграфических ошибок, являются: напряжение мышц плечевого пояса, недостаточность развития познавательных процессов, в частности восприятия (слухового и зрительного), слабое развитие глазомера и мелкой моторики кистей рук (без чего невозможно соблюдение пропорций написания букв), а также трудности ориентировки в пространстве. В связи с этим мы предлагаем комплекс упражнений и заданий, игр, направленных на устранение данных причин каллиграфических ошибок. Упражнения условно разделены на 3 блоков:
1 блок: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
2 блок: дидактические игры, направленные запоминание графического изображения буквы и её произношения.
3 блок: упражнения, направленные на развитие ориентации в пространстве.
В процессе выполнения данных заданий и упражнений формируются следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
-развитие прослеживающей функции глаза, развитие зрительно-моторной координации.
- развитие умения понимать словесную инструкцию, выполнять полученное задание. Развитие зрительного анализа и синтеза.
- развитие аналитико-синтетической функции глаза. Развитие умения соотносить собственную деятельность с образцом.
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия при выполнении задания.
Регулятивные:
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии при выполнении задания.
- принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
1 блок: Упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
Цель: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов:
1. Назвать предметы по их контурам;
2.Назвать недорисованные предметы или буквы;
3.Назвать перечеркнутые изображения;
4.Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
Цель: развитие восприятия величины.
«Великан и гном» (необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших букв, а для гномика – маленьких букв);
«Четвёртый лишний» (среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой);
Цель: развитие восприятия формы.
«Лото» (карточки с различными печатными буквами и предметами, нужно соединить букву и предмет, имеющий похожую форму, например –буква – расческа, буква О – бублик и т.п.);
Цель: развитие целостности восприятия.
«Мозаика» (из отдельных элементов нужно собрать рисунок, букву печатную, букву прописную);
«Забывчивый художник» (дети должны дорисовать «забытые» художником части предмета, буквы, цифры);
Цель: развитие избирательности восприятия:
«Найди отличия» (на двух почти одинаковых картинках нужно найти отличия).
Можно предложить найти отличия и сходства между написанием букв:
А – Л, З – Е, М – Л, Т- П и т.д.
Цель: уточнение и расширение объема зрительной памяти:
«Чего не стало?». На доске пишется 5 – 6 букв, слогов, слов - которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна буква, один слог, одно слово из них. Дети должны назвать то, что убрали.
Запомнить буквы, предметы (3 – 5), а затем выбрать их среди других.
«Что изменилось?». Учитель раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем учитель незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
Тексты без границ слов.
Цель: профилактика дисграфии у младших школьников.
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу
шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи
мубелкижиливлесу.
Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.
Любимыйтеатр.
ВМосквеестьтеатркукол.ИннаиТатьянаидуттудасрадостью.Настенечудесн
ыечасы.Наступилполдень.Петухзовѐтдетей.
Издомиковвышлимедведькозѐлсвиньяизаигралипесенку.
Девочкивзяливкассебилеты,селинаместа.Открыласьсцена.Залзатих. Суслова О.В. LogoPortal.ru Осень.
Сераяихолоднаяосень.Чащельѐтльѐтдождь.Уныловполевоетветер.Чуткаятиш
инавосеннемлесу.Поблѐклиупавшиеназемлюлистья.
Толькоиногданаголойветкеможнонайтималенькийфлажок.
Этопоследнийлисток.Надземлѐйплывутхмурыетучи.Вот-вотпойдѐтснег.
Сентябрь.
Наступилсентябрь.Ученикиселизапарты.Школьникитеперьмалогуляют.Им
надоучитьуроки.Амалышицелыйденьиграютнаулице.Надворепокатепло.
Носолнышкогреетвсѐменьше.Наклумбахещѐцветутастрыифлоксы.
Скоробудутлитьдожди.
Тексты без заглавных букв и точек.
Цель: профилактика дисграфии у младших школьников.
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости
это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют
плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой
шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж
накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк
бродит на лесной опушке
скоро зима
под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на
зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под
низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими
листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши
попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил
летний дождик
стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не
спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя
тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в
каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите Суслова О.В. LogoPortal.ru на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни
идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов
собака рой
маленькая девочка аня потерялась ее бабушка льѐт слѐзы взрослые позвали
на помощь собаку роя он обнюхал детские тапочки и потянул за собой ребят
на улице рой быстро взял след а вот и потеряшка у входа в парк стояла
малышка аня радостно побежала к бабушке
беда
высоко в небе светило весеннее солнце ребята вывели козлят на свежую
сочную травку откуда-то доносился запах гари и дыма это горела сухая трава
огонь уже лизал нижние ветки юных деревьев ребята срубили еловые ветки-
лапы и начали тушить пожар из муравейника тонкой струйкой шѐл дымок
муравьи пережили трудную и долгую зиму не довелось им встретить весну и
тѐплое лето поникли сосны и ели не поют уже птицы на кочках видны
горстки пепла
2 блок: Дидактические игры, направленные на развитие фонематического восприятия.
1.«Рыбалка».
Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек. Далее можно картинки заменить словами.
2.«Телевизор».
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и больше человек.
Далее можно картинки заменить словами.
3.«Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать
фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
Можно вписать в домик слова на заданным звуком.
4.«Цепочка слов»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
5.«Собери цветок»
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква, например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
6.«Незнайка с кармашком»
Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии .
Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек.
7. «Найди ошибку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
8.«Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).
9. «Речевое лото»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
10. «Речевое лото».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН. Развитие скорости чтения.
Ход игры.1 вариант. Детям раздают карты, на каждой из них написано шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (у кого слово?)» Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант. Детям раздают карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группам).
11. «Волшебный круг »
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например: удочка - уточка мишка-мышка коза - коса
мак-рак трава – дрова кит-кот
кадушка – катушка усы-уши дом-дым
2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1-2 человека и более.
12. «Найди слова в слове»
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.
Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».
Количество играющих:1-3 человека и более.
13. «Математическая грамматика»
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «- «) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих - 1-2 человека и более.
14. «Допиши словечко»
Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше.
Видно все с высокой _____(крыши).
Количество играющих: 1-2 человека и более
infourok.ru›…napravlennih…formirovanie…shkolnikov…
3 блок: Упражнения, направленные на развитие ориентации в пространстве.
Цель: формирование пространственного восприятия и представлений. - Ориентировка в схеме собственного тела:
Просим ребенка поднять левую (правую) руку, показать правую (левую) ногу, глаз или ухо, правой рукой взять себя за левое ухо и т.д.
Ориентировка в окружающем пространстве:
• Ребенок должен показать, какой предмет находится слева, а какой – справа.
• Показ предмета, который находится слева или справа от центрального предмета.
• Выполнение рисунка по устной инструкции. Нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху – треугольник, снизу – крестик.
• Составление сложной конфигурации из простых форм (игра «Танграм»).
Цель: развитие зрительно-моторных координаций:
Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).
Графические диктанты (продолжить узор).
Штриховки (заштриховать определённым образом контур буквы, цифры, предмета).
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.
Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3.
Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.
Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.
Упражнение «Разноцветные клеточки»
Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.
Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся.
Поле для ведущего
Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.
После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.
Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».
Упражнение «Муха»
Цель: развитие пространственных представлений младших школьников.
Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3Х3. «Муха» перемещается с одной клетки на другую по командам - вверх, вниз, влево, вправо. Исходное положение мухи – центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещением мухи, определить, на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 до 15 ходов). Можно предложить детям дать команды мухе, не допуская при этом ее вылета за пределы поля. На первом этапе дети следят за перемещением мухи, имея перед глазами игровое поле. По мере усложнения задания осуществляется переход от работы с опорой на игровое поле к работе в умозрительном плане. [Н.В. Бабкина. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. С.16]
Упражнение «Зашифрованный рисунок» Упражнение – первое знакомство детей с координатной сеткой. Детям поочередно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляется соостветствующий зашифрованный рисунок. По мере освоения темп освоения заданий возрастает.
Упражнение "Найди клад" В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.
Упражнение «Составление ребенком планов» (комнаты, квартиры и т. д.)
Упражнение в написании букв в постепенно уменьшающихся линиях..

Комментарии

Комментариев нет.