Типы судовых двигателей По назначению В зависимости от назначения в народном хозяйстве применяют различные двигатели с теми или иными особенностями. По этому признаку различают судовые двигатели, предназначенные для установки на судах или других плавсредствах. Такие двигатели должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Речного Регистра или Регистра России для привода судовых движителей или вспомогательных агрегатов. Устанавливаемые на судах и плавсредствах двигатели делятся на главные и вспомогательные. Главным называют двигатель, являющийся источником энергии для выполнения основной задачи судна: у транспортных судов—приведение в действие судового, движителя, на судах и плавсредствах технического флота — перемещение грунта (у земснарядов), или перекачивание нефтепродуктов (у нефтестанций) и др. Остальные судовые двигатели относят к вспомогательным. Они предназначены для привода электрогенераторов судовых электростанций, лебедок, компрессоров, насосов и других механизмов. Устанавливаемые на тепловозах двигатели называют тепловозными. Промышленные двигатели предназначены для использования на наземных стационарных или передвижных установках: электростанциях, насосно-перекачивающих или компрессорных станциях, холодильных установках рефрижераторов и т. д. Широко распространены транспортные двигатели — автомобильные и тракторные. Измененные и приспособленные для работы в других условиях (например, в качестве судовых) такие двигатели получили название конверсионных. По мощности Согласно классификации Центрального научно-исследовательского дизельного института (ЦНИДИ) двигатели по агрегатной мощности делят на 4 группы: менее 74 кВт — маломощные; 74—736 — средней мощности; более 736—7360— мощные; более 7360 кВт — сверхмощные. Мощность главных судовых двигателей серийных судов доходит до 1600 кВт. По способу осуществления рабочего цикла. В зависимости от того за сколько ходов поршня происходит рабочий процесс в цилиндре, различают четырех и двухтактные двигатели Последние могут быть с прямоточной продувкой, когда чистку и заполнение цилиндра осуществляет осевой поток воздуха. Впускные 1 и выпускные 2 органы расположены на противоположных концах цилиндра. В некоторых двухтактных двигателях предусмотрена поперечная или контурная продувка. В этом случае продувочные потоки воздуха движутся в цилиндре по его контуру (рис. 7), совершая поворот у в. м. т. Продувочные 1 и выпускные 2 окна расположены в нижней части цилиндра на диаметрально противоположных его сторонах (рис. 7,а). Двухтактный двигатель, у которого продувочные потоки воздуха сначала омывают днище поршня 3 (рис. 7,6), а затем, описав петлю, по контуру цилиндра направляются к выпускным окнам 2, расположенным над продувочными 1 на одной и той же стороне цилиндра, имеет петлевую продувку. По способу воспламенения В двигателях с внутренним смесеобразованием самовоспламенение смеси топлива и воздуха осуществляется благодаря высокой температуре в цилиндре, возникшей только в результате его сжатия В двигателях низкого сжатия самовоспламенение невозможно, поэтому в них предусмотрено принудительное зажигание топлива электрической искрой. Эти двигатели называют двигателями с искровым зажиганием в отличие от дизелей, называемых двигатели с самовоспламенением от сжатия. Двигателестроительные заводы выпускают конвертируемые двигатели. Путем некоторых конструктивных изменений их можно преобразовать в двигатели с искровым зажиганием или в дизели. По способу смесеобразования В двигателях газовых и светлого жидкого топлива, как правило, предусматривают внешнее смесеобразование, т. е. в цилиндр поступает готовая горючая смесь топлива с воздухом. Эта смесь образуется в особом смесителе. При использовании жидкого топлива смеситель называют карбюратором. В двигателях с внутренним смесеобразованием воздух и топливо поступают в цилиндр раздельно, смешение их происходит внутри цилиндра. Организовать хорошее перемешивание топлива с воздухом при внутреннем смесеобразовании значительно труднее, чем при внешнем. Создать двигатели с внешним смесеобразованием для темного топлива не удается: если легкое светлое топливо в процессе смешения с воздухом испаряется, то темное остается в жидкой фазе и выпадает из смеси по пути в цилиндр, оседая на стенках коллекторов и патрубков. У дизелей с внутренним смесеобразованием распыливание топлива может быть объемное, когда большая часть впрыскиваемого топлива распределяется в воздушном заряде, занимающем объем камеры сгорания; пленочное — большая часть впрыскиваемого топлива направляется на стенки камеры сгорания, образуя на них тонкую пленку, и лишь незначительная часть распыливается и перемешивается с воздушным зарядом за период впрыскивания и объемнопленочное, когда одна часть впрыскиваемого топлива распределяется в объеме воздушного заряда, а другая направляется на стенки камеры сгорания, образуя на них пленку. По типу камер сгорания Формы камер сгорания, образованные поверхностями днищ поршней и крышек (головок) цилиндров, используемые для смесеобразования, бывают различными. Образцом двигателя с камерой сгорания в поршне является дизель 6ЧСП 18/22, в котором для смесеобразования и сгорания используется камера в головке поршня, соединяющаяся с надпоршневым пространством горловиной с проходным сечением, обеспечивающим перетекание воздуха с малыми скоростями и небольшими перепадами давлений. В такой конструкции организованное вихреобразование обеспечивается за счет радиально-направленных потоков воздуха, перетекающих из кольцевого надпоршневого пространства внутрь камеры, либо за счет тангенциально направленных потоков, образующихся во входных каналах головки. Если камера сгорания размещена в головке поршня и в крышке (головке) цилиндра или между днищами поршней, такой двигатель называют двигателем с открытой камерой сгорания и непосредственным впрыскиванием топлива. Для создания однородной топливновоздушной смеси при вихрекамерном спосрбе смесеобразования используют принцип вихревого движения воздуха в надпоршневом пространстве. При пониженном давлении впрыскивания топлива и коэффициенте избытка воздуха это позволяет добиться более полного сгорания топлива в двигателях с небольшими диаметрами цилиндров (4Ч10,5/13). В вихрекамерном двигателе смесеобразование и сгорание топлива в основном происходят в вихревой камере. В некоторых конструкциях высокооборотных дизелей предусмотрен предкамерный способ смесеобразования. В этом случае для смесеобразования используют перепад давлений, возникающий в результате предварительного частичного сгорания топлива, вводимого в предкамеру. При таком способе смесеобразования камера сгорания состоит из предкамеры, расположенной в крышке цилиндра, и основной камеры, заключенной между днищами поршня и крышки. У воздушно-камерных двигателей для смесеобразования используют струю воздуха, создаваемую в дополнительной части — воздушной камере во время процесса сжатия. Во время процесса расширения воздух из камеры вытекает. Распыливание и смесеобразование происходят вне воздушной камеры. По частоте вращения коленчатого вала Согласно ГОСТ 10448—80 двигатели делят на 5 групп: I — рабочий режим при эксплуатации не контролируется, частота вращения коленчатого вала более 1800 мин-1; II—двигатели без наддува, частота вращения коленчатого вала 1500 мин-1 и более; III—двигатели с наддувом, частота вращения коленчатого вала 1500 мин-1 и более; IV — частота вращения от 250 мин-1 до 1500 мин-1; V — частота вращения менее 250 мин-1. По быстроходности Тепловые и динамические напряжения в двигателе зависят от средней скорости поршня, которая является функцией частоты вращения коленчатого вала и хода поршня. Так как за один оборот вала поршень делает 2 хода, то можно записать cm = 2sn/60, где сm —- средняя скорость поршня, м/с; s — ход поршня, м, n — частота вращения коленчатого вала, мин-1 После сокращений сm = sn/30 По скорости поршня Двигатели по значению средней скорости поршня Делят на 3 группы: сm<6,5 м/с —тихоходные; сm= (6,5/9) м/с — средней быстроходности; сm Чем выше средняя скорость поршня, тем двигатель при той же мощности компактнее, легче. Это — очень большое преимущество двигателей средней быстроходности и быстроходных, так как при их установке можно уменьшить размеры машинного отделения и увеличить грузовместимость и грузоподъемность судна. Двигатель с небольшими габаритными размерами и массой можно для ремонта снять с судна целым агрегатом и отправить в цех, тогда как крупные ремонтируют на месте, в неудобных условиях. Вместе с тем при высокой средней скорости поршня сокращается срок службы двигателя, снижается его экономичность (больше расход топлива и смазочного масла), повышается шум от работы. В связи с этими недостатками быстроходные двигатели устанавливают лишь на судах, где строго ограничены размеры машинного отделения. Основной серийный флот оснащен среднеоборотными тихоходными двигателями. На некрупных транзитных судах и местном флоте установлены двигатели средней быстроходности с частотой вращения 750—1500 мин-1 а на судах с подводными крыльями — быстроходные с частотой вращения до 1700 мин-1. По способу отвода теплоты В зависимости от того каким способом отводится теплота от нагретых при работе деталей, различают двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Все судовые двигатели оборудованы жидкостными системами охлаждения В качестве охлаждающих жидкостей применяют воду, масло и топливо: масло для охлаждения головок поршней, топливо — форсунок, воду — цилиндров и крышек (головок) цилиндров. У двигателей с воздушным охлаждением цилиндры и головки делают оребренными для увеличения поверхности, омываемой воздухом Такие двигатели легче, чем двигатели с водяным охлаждением, проще и дешевле Они широко распространены в наземном транспорте. Маркировка дизелей Чтобы различить отдельные конструктивные разновидности двигателей, им присваивают марки. Согласно ГОСТ 4393—82 обозначение дизеля должно включать сочетание чисел и букв: в начале ставят цифру, обозначающую число цилиндров, затем буквы, означающие: Ч — четырехтактный; Д — двухтактный; ДД — двухтактный двойного действия. В обозначении могут стоять следующие буквы: Р — реверсивный; С — с реверсивной муфтой; П — с редукторной передачей; К — крейцкопфный; Н — с наддувом; Г — газовый. Если этими особенностями двигатель не обладает, то соответствующие им буквы в обозначение не включают; после букв могут следовать сочетания 1А, 2А, ЗА, 4А, которые обозначают степень автоматизации двигателя в соответствии с ГОСТ 14228—80; затем идет дробь, числитель которой означает диаметр цилиндра, знаменатель — ход поршня в сантиметрах. Иногда включают после дроби через тире цифру— порядковый номер модернизации двигателя (первая, вторая и т. д), но ГОСТ 4393—82 этого не оговаривает. Например: 4Ч10,5/13 — четырехцилиндровый четырехтактный дизель с диаметром цилиндра 10,5 см и ходом поршня 13 см, 12ЧНС1А18/20— двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель с наддувом и реверсивной муфтой, первой степени автоматизации, диаметр цилиндра 18 см, ход поршня 20 см; 8ЧНСП18/22 — восьмицилиндровый четырехтактный дизель с наддувом и реверс-редуктором, диаметр цилиндра 18 см, ход поршня 22 см. Дизелестроительные заводы часто присваивают двигателям свои заводские марки, которые строят по произвольному принципу. Так, например, двигателю 6ЧНСП18/22 завод «Дальдизель» присвоил четыре заводские марки в зависимости от модели и наличия дистанционного управления ДД01, ДД02, ДД03 и ДД04 Завод «Двигатель революции» выпускает двигатели Г60, Г70, Г70-5, которые по ГОСТ 4393—82 должны иметь обозначение 6ЧРН36/45 Дизели, построенные в ГДР, ЧССР и ПНР, обозначают согласно стандартам и нормалям этих стран или их предприятий. Обозначения двигателей, построенных в ГДР, первого поколения начинают с цифры, указывающей число цилиндров, затем следуют буквы, означающие: Д(D)— дизель; Ф(V) — четырехтактный; H(N) —среднеходовой (отношение хода поршня к диаметру цилиндра 1,3; если это отношение меньше или равно 1,3, то ставят букву К); А(А) —с наддувом; У(U) —реверсивный; C(S) —судовой с реверс-редуктором (с реверсивной муфтой). После букв указывают ход поршня в сантиметрах. Например, марка двигателя ГДР превого поколения 8НФД48АУ — восьмицилиндровый среднеходовой четырехтактный дизель с ходом поршня 48 см, реверсивный с наддувом Для дизелей ГДР второго поколения наряду с принятыми обозначениями для первого поколения ставят в конце цифры-указатели модификации или цифры, показывающие различие частот вращения коленчатого вала Кроме того, применяют дополнительные буквы C(S)—дизель приспособлен для работы на тяжелом топливе; Л (L)—дизель левого исполнения; P(R) — правого исполнения; р(r) — правого вращения; л (l) — левого вращения. Например, для дизелей марки НФД26А-2 последняя цифра «2» обозначает частоту вращения коленчатого вала 750 мин-1 Если же стоит в конце марки двигателя цифра «3», то его частота вращения равна 1000 мин-1 Цифра «2» в марке 6(8)НФД48(А)-2У означает, что дизель относится ко второму поколению. Дизели третьего поколения имеют марки 6(8)ФД26/20 АЛ-1(2, 3). В них цифры обозначают: в числителе — ход поршня (см), в знаменателе — диаметр цилиндра (см), последние цифры 1, 2, 3 — конструктивные варианты дизелей с разным средним эффективным давлением. Обозначать марку дизеля с числа цилиндров принято и в ЧССР, но в отличие от марки двигателей ГДР в нее включен диаметр цилиндра в сантиметрах. Буквы в данном случае означают: Л (L) —судовой (нереверсивный с реверс-редуктором или для непосредственного привода электрогенератора); С (S) —стационарный, ПН (PN) — с наддувом; P(R) — реверсивный; р (r) — с ручным приводом реверса; А, В, С — тип дизеля Кроме того, в обозначение введены цифры, характеризующие степень наддува: 1 — низкий, 2 и 3 — средний, 4— высокий. Например, обозначение дизеля, изготовленного в ЧССР 6-27,5А2Л — шестицилиндровый с диаметром цилиндра 27,5 см, типа А, судовой со средним наддувом. Климатическое исполнение Машины, приборы и другие технические изделия, а следовательно, и дизели могут быть выпущены в нескольких исполнениях, в зависимости от того для работы в каком климатическом районе они предназначены. Каждому климатическому исполнению отечественного изделия присваивают условное обозначение — букву русского алфавита Аналогичные исполнения изделий, выпускаемых некоторыми странами СЭВ, обозначают буквами латинского алфавита, приводимыми ниже в скобках. Почти вся европейская часть России относится к макроклиматическому району с умеренным климатом. Изделиям этого климатического исполнения присвоено обозначение У (N). Для районов с холодным климатом, к которым относится крайний север европейской части России и большая часть Сибири, выпускают изделия исполнения XЛ (F). Район Каспийского моря и южное побережье Черного моря имеют сухой тропический климат, для которого выпускают изделия исполнения ТС (ТА) или Т (Т), причем исполнение Т предусматривает возможность работы изделия и в районах с влажным тропическим климатом. Особые обозначения климатических исполнений предусмотрены для изделий, используемых на морских судах, а именно: для умеренного холодного морского климата, т. е. для районов, расположенных севернее 30° северной широты и южнее 30° южной широты, — М (М); для тропического морского климата при плавании только в тропической зоне — ТМ (МТ); для неограниченного района плавания — ОМ (MU.). Если изделие может работать во всех макроклиматических районах на суше и на море, то его выпускают исполнения В (W).
Автоклуб
Судовые двигатели
Типы судовых двигателей
По назначению
В зависимости от назначения в народном хозяйстве применяют различные двигатели с теми или иными особенностями. По этому признаку различают судовые двигатели, предназначенные для установки на судах или других плавсредствах. Такие двигатели должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Речного Регистра или Регистра России для привода судовых движителей или вспомогательных агрегатов.
Устанавливаемые на судах и плавсредствах двигатели делятся на главные и вспомогательные. Главным называют двигатель, являющийся источником энергии для выполнения основной задачи судна: у транспортных судов—приведение в действие судового, движителя, на судах и плавсредствах технического флота — перемещение грунта (у земснарядов), или перекачивание нефтепродуктов (у нефтестанций) и др.
Остальные судовые двигатели относят к вспомогательным. Они предназначены для привода электрогенераторов судовых электростанций, лебедок, компрессоров, насосов и других механизмов.
Устанавливаемые на тепловозах двигатели называют тепловозными.
Промышленные двигатели предназначены для использования на наземных стационарных или передвижных установках: электростанциях, насосно-перекачивающих или компрессорных станциях, холодильных установках рефрижераторов и т. д.
Широко распространены транспортные двигатели — автомобильные и тракторные. Измененные и приспособленные для работы в других условиях (например, в качестве судовых) такие двигатели получили название конверсионных.
По мощности
Согласно классификации Центрального научно-исследовательского дизельного института (ЦНИДИ) двигатели по агрегатной мощности делят на 4 группы: менее 74 кВт — маломощные; 74—736 —
средней мощности; более 736—7360— мощные; более 7360 кВт — сверхмощные.
Мощность главных судовых двигателей серийных судов доходит до 1600 кВт.
По способу осуществления рабочего цикла. В зависимости от того за сколько ходов поршня происходит рабочий процесс в цилиндре, различают четырех и двухтактные двигатели Последние могут быть с прямоточной продувкой, когда чистку и заполнение цилиндра осуществляет осевой поток воздуха. Впускные 1 и выпускные 2 органы расположены на противоположных концах цилиндра.
В некоторых двухтактных двигателях предусмотрена поперечная или контурная продувка. В этом случае продувочные потоки воздуха движутся в цилиндре по его контуру (рис. 7), совершая поворот у в. м. т. Продувочные 1 и выпускные 2 окна расположены в нижней части цилиндра на диаметрально противоположных его сторонах (рис. 7,а).
Двухтактный двигатель, у которого продувочные потоки воздуха сначала омывают днище поршня 3 (рис. 7,6), а затем, описав петлю, по контуру цилиндра направляются к выпускным окнам 2, расположенным над продувочными 1 на одной и той же стороне цилиндра, имеет петлевую продувку.
По способу воспламенения
В двигателях с внутренним смесеобразованием самовоспламенение смеси топлива и воздуха осуществляется благодаря высокой температуре в цилиндре, возникшей только в результате его сжатия В двигателях низкого сжатия самовоспламенение невозможно, поэтому в них предусмотрено принудительное зажигание топлива электрической искрой. Эти двигатели называют двигателями с искровым зажиганием в отличие от дизелей, называемых двигатели с самовоспламенением от сжатия.
Двигателестроительные заводы выпускают конвертируемые двигатели. Путем некоторых конструктивных изменений их можно преобразовать в двигатели с искровым зажиганием или в дизели.
По способу смесеобразования
В двигателях газовых и светлого жидкого топлива, как правило, предусматривают внешнее смесеобразование, т. е. в цилиндр поступает готовая горючая смесь топлива с воздухом. Эта смесь образуется в особом смесителе.
При использовании жидкого топлива смеситель называют карбюратором.
В двигателях с внутренним смесеобразованием воздух и топливо поступают в цилиндр раздельно, смешение их происходит внутри цилиндра. Организовать хорошее перемешивание топлива с воздухом при внутреннем смесеобразовании значительно труднее, чем при внешнем. Создать двигатели с внешним смесеобразованием для темного топлива не удается: если легкое светлое топливо в процессе смешения с воздухом испаряется, то темное остается в жидкой фазе и выпадает из смеси по пути в цилиндр, оседая на стенках коллекторов и патрубков.
У дизелей с внутренним смесеобразованием распыливание топлива может быть объемное, когда большая часть впрыскиваемого топлива распределяется в воздушном заряде, занимающем объем камеры сгорания; пленочное — большая часть впрыскиваемого топлива направляется на стенки камеры сгорания, образуя на них тонкую пленку, и лишь незначительная часть распыливается и перемешивается с воздушным зарядом за период впрыскивания и объемнопленочное, когда одна часть впрыскиваемого топлива распределяется в объеме воздушного заряда, а другая направляется на стенки камеры сгорания, образуя на них пленку.
По типу камер сгорания
Формы камер сгорания, образованные поверхностями днищ поршней и крышек (головок) цилиндров, используемые для смесеобразования, бывают различными. Образцом двигателя с камерой сгорания в поршне является дизель 6ЧСП 18/22, в котором для смесеобразования и сгорания используется камера в головке поршня, соединяющаяся с надпоршневым пространством горловиной с проходным сечением, обеспечивающим перетекание воздуха с малыми скоростями и небольшими перепадами давлений. В такой конструкции организованное вихреобразование обеспечивается за счет радиально-направленных потоков воздуха, перетекающих из кольцевого надпоршневого пространства внутрь камеры, либо за счет тангенциально направленных потоков, образующихся во входных каналах головки.
Если камера сгорания размещена в головке поршня и в крышке (головке) цилиндра или между днищами поршней, такой двигатель называют двигателем с открытой камерой сгорания и непосредственным впрыскиванием топлива.
Для создания однородной топливновоздушной смеси при вихрекамерном спосрбе смесеобразования используют принцип вихревого движения воздуха в надпоршневом пространстве. При пониженном давлении впрыскивания топлива и коэффициенте избытка воздуха это позволяет добиться более полного сгорания топлива в двигателях с небольшими диаметрами цилиндров (4Ч10,5/13). В вихрекамерном двигателе смесеобразование и сгорание топлива в основном происходят в вихревой камере.
В некоторых конструкциях высокооборотных дизелей предусмотрен предкамерный способ смесеобразования. В этом случае для смесеобразования используют перепад давлений, возникающий в результате предварительного частичного сгорания топлива, вводимого в предкамеру. При таком способе смесеобразования камера сгорания состоит из предкамеры, расположенной в крышке цилиндра, и основной камеры, заключенной между днищами поршня и крышки.
У воздушно-камерных двигателей для смесеобразования используют струю воздуха, создаваемую в дополнительной части — воздушной камере во время процесса сжатия. Во время процесса расширения воздух из камеры вытекает. Распыливание и смесеобразование происходят вне воздушной камеры.
По частоте вращения коленчатого вала
Согласно ГОСТ 10448—80 двигатели делят на 5 групп:
I — рабочий режим при эксплуатации не контролируется, частота вращения коленчатого вала более 1800 мин-1;
II—двигатели без наддува, частота вращения коленчатого вала 1500 мин-1 и более;
III—двигатели с наддувом, частота вращения коленчатого вала 1500 мин-1 и более;
IV — частота вращения от 250 мин-1 до 1500 мин-1;
V — частота вращения менее 250 мин-1.
По быстроходности
Тепловые и динамические напряжения в двигателе зависят от средней скорости поршня, которая является функцией частоты вращения коленчатого вала и хода поршня. Так как за один оборот вала поршень делает 2 хода, то можно записать
cm = 2sn/60,
где сm —- средняя скорость поршня, м/с; s — ход поршня, м,
n — частота вращения коленчатого вала, мин-1
После сокращений
сm = sn/30
По скорости поршня
Двигатели по значению средней скорости поршня Делят на 3 группы:
сm<6,5 м/с —тихоходные;
сm= (6,5/9) м/с — средней быстроходности; сm
Чем выше средняя скорость поршня, тем двигатель при той же мощности компактнее, легче. Это — очень большое преимущество двигателей средней
быстроходности и быстроходных, так как при их установке можно уменьшить размеры машинного отделения и увеличить грузовместимость и грузоподъемность судна. Двигатель с небольшими габаритными размерами и массой можно для ремонта снять с судна целым агрегатом и отправить в цех, тогда как крупные ремонтируют на месте, в неудобных условиях.
Вместе с тем при высокой средней скорости поршня сокращается срок службы двигателя, снижается его экономичность (больше расход топлива и смазочного масла), повышается шум от работы. В связи с этими недостатками быстроходные двигатели устанавливают лишь на судах, где строго ограничены размеры машинного отделения. Основной серийный флот оснащен среднеоборотными тихоходными двигателями. На некрупных транзитных судах и местном флоте установлены двигатели средней быстроходности с частотой вращения 750—1500 мин-1 а на судах с подводными крыльями — быстроходные с частотой вращения до 1700 мин-1.
По способу отвода теплоты
В зависимости от того каким способом отводится теплота от нагретых при работе деталей, различают двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. Все судовые двигатели оборудованы жидкостными системами охлаждения В качестве охлаждающих жидкостей применяют воду, масло и топливо: масло для охлаждения головок поршней, топливо — форсунок, воду — цилиндров и крышек (головок) цилиндров.
У двигателей с воздушным охлаждением цилиндры и головки делают оребренными для увеличения поверхности, омываемой воздухом Такие двигатели легче, чем двигатели с водяным охлаждением, проще и дешевле Они широко распространены в наземном транспорте.
Маркировка дизелей
Чтобы различить отдельные конструктивные разновидности двигателей, им присваивают марки.
Согласно ГОСТ 4393—82 обозначение дизеля должно включать сочетание чисел и букв:
в начале ставят цифру, обозначающую число цилиндров, затем буквы, означающие:
Ч — четырехтактный;
Д — двухтактный;
ДД — двухтактный двойного действия.
В обозначении могут стоять следующие буквы:
Р — реверсивный;
С — с реверсивной муфтой;
П — с редукторной передачей;
К — крейцкопфный;
Н — с наддувом;
Г — газовый.
Если этими особенностями двигатель не обладает, то соответствующие им буквы в обозначение не включают; после букв могут следовать сочетания 1А, 2А, ЗА, 4А, которые обозначают степень автоматизации двигателя в соответствии с ГОСТ 14228—80; затем идет дробь, числитель которой означает диаметр цилиндра, знаменатель — ход поршня в сантиметрах. Иногда включают после дроби через тире цифру— порядковый номер модернизации
двигателя (первая, вторая и т. д), но ГОСТ 4393—82 этого не оговаривает.
Например:
4Ч10,5/13 — четырехцилиндровый четырехтактный дизель с диаметром цилиндра 10,5 см и ходом поршня 13 см,
12ЧНС1А18/20— двенадцатицилиндровый четырехтактный дизель с наддувом и реверсивной муфтой, первой степени автоматизации, диаметр цилиндра 18 см, ход поршня 20 см;
8ЧНСП18/22 — восьмицилиндровый четырехтактный дизель с наддувом и реверс-редуктором, диаметр цилиндра 18 см, ход поршня 22 см.
Дизелестроительные заводы часто присваивают двигателям свои заводские марки, которые строят по произвольному принципу.
Так, например, двигателю 6ЧНСП18/22 завод «Дальдизель» присвоил четыре заводские марки в зависимости от модели и наличия дистанционного управления ДД01, ДД02, ДД03 и ДД04 Завод «Двигатель революции» выпускает двигатели Г60, Г70, Г70-5, которые по ГОСТ 4393—82 должны иметь обозначение 6ЧРН36/45
Дизели, построенные в ГДР, ЧССР и ПНР, обозначают согласно стандартам и нормалям этих стран или их предприятий.
Обозначения двигателей, построенных в ГДР, первого поколения начинают с цифры, указывающей число цилиндров, затем следуют буквы, означающие:
Д(D)— дизель;
Ф(V) — четырехтактный;
H(N) —среднеходовой (отношение хода поршня к диаметру цилиндра 1,3; если это отношение меньше или равно 1,3, то ставят букву К);
А(А) —с наддувом;
У(U) —реверсивный;
C(S) —судовой с реверс-редуктором (с реверсивной муфтой).
После букв указывают ход поршня в сантиметрах.
Например, марка двигателя ГДР превого поколения 8НФД48АУ — восьмицилиндровый
среднеходовой четырехтактный дизель с ходом поршня 48 см, реверсивный с наддувом
Для дизелей ГДР второго поколения наряду с принятыми обозначениями для первого поколения ставят в конце цифры-указатели модификации или цифры, показывающие различие частот вращения коленчатого вала Кроме того, применяют дополнительные буквы
C(S)—дизель приспособлен для работы на тяжелом топливе;
Л (L)—дизель левого исполнения; P(R) — правого исполнения;
р(r) — правого вращения;
л (l) — левого вращения.
Например, для дизелей марки НФД26А-2 последняя цифра «2» обозначает частоту вращения коленчатого вала 750 мин-1 Если же стоит в конце марки двигателя цифра «3», то его частота вращения равна 1000 мин-1
Цифра «2» в марке 6(8)НФД48(А)-2У означает, что дизель относится ко второму поколению.
Дизели третьего поколения имеют марки 6(8)ФД26/20 АЛ-1(2, 3). В них цифры обозначают: в числителе — ход поршня (см), в знаменателе — диаметр цилиндра (см), последние цифры 1, 2, 3 — конструктивные варианты дизелей с разным средним эффективным давлением.
Обозначать марку дизеля с числа цилиндров принято и в ЧССР, но в отличие от марки двигателей ГДР в нее включен диаметр цилиндра в сантиметрах. Буквы в данном случае означают:
Л (L) —судовой (нереверсивный с реверс-редуктором или для непосредственного привода электрогенератора);
С (S) —стационарный,
ПН (PN) — с наддувом;
P(R) — реверсивный; р (r) — с ручным приводом реверса;
А, В, С — тип дизеля
Кроме того, в обозначение введены цифры, характеризующие степень наддува: 1 — низкий, 2 и 3 — средний, 4— высокий.
Например, обозначение дизеля, изготовленного в ЧССР 6-27,5А2Л — шестицилиндровый с диаметром цилиндра 27,5 см, типа А, судовой со средним наддувом.
Климатическое исполнение
Машины, приборы и другие технические изделия, а следовательно, и дизели могут быть выпущены в нескольких исполнениях, в зависимости от того для работы в каком климатическом районе они предназначены.
Каждому климатическому исполнению отечественного изделия присваивают условное обозначение — букву русского алфавита Аналогичные исполнения изделий, выпускаемых некоторыми странами СЭВ, обозначают буквами латинского алфавита, приводимыми ниже в скобках.
Почти вся европейская часть России относится к макроклиматическому району с умеренным климатом. Изделиям этого климатического исполнения присвоено обозначение У (N). Для районов с холодным климатом, к которым относится крайний север европейской части России и большая часть Сибири, выпускают изделия исполнения XЛ (F).
Район Каспийского моря и южное побережье Черного моря имеют сухой тропический климат, для которого выпускают изделия исполнения ТС (ТА) или Т (Т), причем исполнение Т предусматривает возможность работы изделия и в районах с влажным тропическим климатом.
Особые обозначения климатических исполнений предусмотрены для изделий, используемых на морских судах, а именно:
для умеренного холодного морского климата, т. е. для районов, расположенных севернее 30° северной широты и южнее 30° южной широты, — М (М);
для тропического морского климата при плавании только в тропической зоне — ТМ (МТ);
для неограниченного района плавания — ОМ (MU.).
Если изделие может работать во всех макроклиматических районах на суше и на море, то его выпускают исполнения В (W).