История Считается, что ловцы снов были изобретены индейским народом Оджибва в Северной Америке, а пик их популярности пришелся на 1960-1970 года, когда началось «паниндейское» движение. Тогда идея ловца снов была перенята другими народами и племенами, и вместо «личного» амулета, стал символом единения индейских племен. В настоящее время ловцы снов популярны среди поклонников среды «нью-эйдж» и являются коммерцилизованным сувениром, утратившим всякую магию и чары, но не свою привлекательность. Источник Вернемся к истокам. Талисманы и амулеты были всегда. Ловец снов – это изначально детский амулет. Его вешали над кроваткой/колыбелью младенца, чтобы оградить от зла, кошмаров и плохих мыслей. Заметим, что традиционные материалы – ивовая лоза, сухожилия и крапива – выражаясь скрапперским языком, «неархивны» =) т.е. не вечны (ива высыхает, крапива истлевает, а сухожилия ломают всю конструкцию), что тоже символично: амулет делается для конкретного маленького человечка, ребенок растет, и, когда он становится взрослым, ловец снов уже приходит в негодность, но и необходимость в нем так же отпадает. Существует две взаимоисключающие легенды о смысле и значении ловца снов: по одной – ловец «ловит» хорошие сны, спускает их по перьям к спящему, и пропускает через отверстие в центре все плохие сновидения; по другой – наоборот – ловец пропускает через отверстие хорошие сны, а «ловит» как раз кошмары, задерживая их до рассвета, когда солнечные лучи «испепелят» их. Источник Легенды звучат так: Легенда народа Лакота Когда мир был молодым, духовный лидер индейского народа Лакота взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился древний учитель мудрости Иктоми в обличье паука. Иктоми говорил на особом священном языке, понятном только Шаманам. Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его перьями птиц, бусинами и конским волосом , стал плести внутри кольца паутину. Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь, потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах - так круг замыкается. «В каждый момент жизни на человека действуют разные силы – и добрые, и злые. Если слушаться добрых сил – твоя жизнь пойдет в верном направлении. Если злых – тебе будет худо и жизнь повернет по ложному пути. Есть множество сил и направлений, помогающих или мешающих гармонии природы и Великому Духу и его учениям». Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие. Тогда он сказал: «Паутина — это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Используй эту паутину для себя и своего народа.. И если ты уверуешь в Великого Духа, то добрые мысли, сны и видения ЗАДЕРЖАТСЯ в паутине, а злые – УЙДУТ сквозь отверстие» Источник Легенда народа Оджибва №1 Давным-давно народ Оджибва жил на Черепашьем Острове (так индейцы именовали Северную Америку). Бабушка-Паучиха Асибикааши помогла людям вернуть Солнце и заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ Оджибва расселился по четырем углам Северной Америки, Асибикааши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели. Тогда она научила женщин – сестер, матерей и Нокоми (бабушек) - плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие Солнца по небу; количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, обозначая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче ЗАДЕРЖИВАЛА плохие сны, которые на рассвете таяли под первыми лучами Солнца, а через маленькую дырочку в центре ПРОПУСКАЛА к детям только приятные сны и добрые мысли. Источник Легенда народа Оджибва №2 Паук мирно плел свою паутину в углу рядом с кроватью Нокоми (инд. - бабушка). И каждый деньНокоми смотрела, как работает паук. Однажды, когда она наблюдала за пауком, пришел ее внук.Он закричал, увидев паука, подбежал к нему и хотел убить. «Нет, - тихо сказала старушка, - не трогай его!» «Нокоми, почему ты защищаешь паука?!» - спросил маленький мальчик. Стараяженщина улыбнулась, но не ответила. Мальчик ушел, а паук спустился к Нокоми и поблагодарил ее за спасение его жизни. Он сказал ей: «Много дней ты наблюдала за тем, как я плету свою паутину. Я знаю, что ты восхищалась моей работой. За спасение моей жизни я сделаю тебе подарок,» - он улыбнулся своей таинственной паучьей улыбкой и побежал по кругу. Вскоре взошла Луна и посеребрила своим светом работу паука. «Видишь, как я плету? – спросил паук, - Смотри и учись, потому что каждая такая паутина будет охранять тебя от плохих снов. Только хорошие сны пройдут через центральное отверстие. Это мой поадрок тебе. Используй его, чтобы сберечь добрые сновидения. А кошмары безнадежно запутаются в паутине» Классика формы Классический ловец снов племени Оджибва выглядит так: это обруч диаметром около 10 см в диаметре, сделанный из ивовой лозы в форме круга или капли, он обвит сухожилиями, традиционно выкрашенными в красный цвет, внутри - плетение по типу индейских «снегоступов» из крапивного волокна, количество прикреплений к обручу - 8. Плетение-сетка имеет в центре отверстие. Так же обязательны украшения в виде бусин и перьев, свисающих с обруча. Как правило, бусины и перья подбираются как индивидуальные амулеты. Источник Символика Значение всевозможных украшений, цветов и материалов не однозначно. У каждого племени – своя символика. Бусины. Одна в паутинке – символизирует паука, создателя паутины. Четыре – обозначают 4 стороны света. Множество, разбросанные по всему плетению – символизирует утреннюю росу (свежесть, новую жизнь и т.д.). Бусины чаще были костяными или деревянными; самоцветы и драгоценности в индейских племенах широкого распространения не имели. Источник Перья Традиционно для женщин (т.е. девочек =) ) использовали перья сов – как символ мудрости. Для мужских амулетов использовались перья орлов (или других хищных благородных птиц ) – как символ мужества, отваги и смелости. В целом перья символизируют дыхание и воздух как самое необходимое в жизни. Источник Цвета. Самые разнообразные толкования касаются именно оттенков. Черный: ночь, мир умерших, мужчина (Навахо), холод, болезнь, смерть, запад (Чероки); Синий: женщина (Навахо), север (Чероки), божество (Хопи), небо, вода, облака, молния, луна, гроза, грусть; Зеленый: растения, Матушка Земля, лето, дождь; Красный: ранения, восток (Чероки), гроза, кровь, Земля, война, день; Белый: юг (Чероки), зима, смерть, снег; Желтый: Солнце, день, рассвет. И это далеко не полный список. У разных племен разные цвета – обычно 3-4 – просто считались «священными» без специфических толкований. Источник Подобные амулеты Существуют так же и другие индейские амулеты, похожие или дополняющие ловцов снов. Например, т.н. «медицинское колесо» (medicine wheel) – это тоже подвесное кольцо-обруч с перекрестием в центре и перышками снизу. Круг опять же символизирует круг жизни, а четыре спицы в центре представляют собой 4 стороны света, четыре цвета человека (расы), четыре сущности человека (физическую, ментальную, эмоциональную и духовную). Источник Этот амулет призван напоминать о единстве мира, о том, что все связано друг с другом и нельзя забывать о Матери Земле. Источник Еще есть амулет «слияние душ» - это два пересекающихся обруча, непересекающиеся части заплетены «паутинкой», а в пересекающиеся подвешивается бусина-амулет, символизирующая отношения/любовь двух людей. Это уже более «взрослая» вариация – она предназначена для влюбленных, охраняет их совместный сон и отношения. Источник Современные вариации Сейчас мало где можно встретить «классический» крапивно-сухожильный вариант, даже «аутентичные» индейские амулеты, создаваемые в современных резервациях, все чаще состоят из пластиковых колец и полиэстровых ниток, или в лучшем случае – деревянный обруч и шерстяная пряжа. Источник Ловец снов ныне является символом, и создатели его экспериментируют, как могут. Размеры – от микроскопических до огромных. Встречаются ловцы в форме сердечек, заполненные внутри кружевным плетением или фриволите. Источник Причем плетение не всегда концентрично рамке, оно может быть и несимметричным , и фигурным. В паутинки вплетаются бисер, пайетки, стразы, бусины, пуговицы и другие украшения. Источник К обручам, кроме перьев, подвешиваются различные штучки: от меховых хвостов и кисточек макраме до исконно японских «колокольчиков» - музыки ветра. Да и сам «ловец» давно не обязан быть независимым и самодостаточным амулетом, и его смело используют в качестве кулонов на ожерельях, в виде сережек или украшения для сумок. Источник Источник Источник Источник Другое изначальное назначение Ловца снов – это развлекать младенцев в люльке. Перышки, колышащиеся на ветру привлекали внимание и способствовали развитию ребенка. Сейчас таким «примитивным» подвескам на смену пришли мобили – от простеньких бумажных до сложных элетронных систем с музыкой, подсветкой и хитрой траекторией движения деталей.
МАСТЕР-КЛАССЫ:):):)
:Kristinka Malinka
ЛОВЕЦ СНОВ!
История
Считается, что ловцы снов были изобретены индейским народом Оджибва в Северной Америке, а пик их популярности пришелся на 1960-1970 года, когда началось «паниндейское» движение.
Тогда идея ловца снов была перенята другими народами и племенами, и вместо «личного» амулета, стал символом единения индейских племен. В настоящее время ловцы снов популярны среди поклонников среды «нью-эйдж» и являются коммерцилизованным сувениром, утратившим всякую магию и чары, но не свою привлекательность.
Источник
Вернемся к истокам. Талисманы и амулеты были всегда.
Ловец снов – это изначально детский амулет. Его вешали над кроваткой/колыбелью младенца, чтобы оградить от зла, кошмаров и плохих мыслей.
Заметим, что традиционные материалы – ивовая лоза, сухожилия и крапива – выражаясь скрапперским языком, «неархивны» =) т.е. не вечны (ива высыхает, крапива истлевает, а сухожилия ломают всю конструкцию), что тоже символично: амулет делается для конкретного маленького человечка, ребенок растет, и, когда он становится взрослым, ловец снов уже приходит в негодность, но и необходимость в нем так же отпадает.
Существует две взаимоисключающие легенды о смысле и значении ловца снов:
по одной – ловец «ловит» хорошие сны, спускает их по перьям к спящему, и пропускает через отверстие в центре все плохие сновидения;
по другой – наоборот – ловец пропускает через отверстие хорошие сны, а «ловит» как раз кошмары, задерживая их до рассвета, когда солнечные лучи «испепелят» их.
Источник
Легенды звучат так:
Легенда народа Лакота
Когда мир был молодым, духовный лидер индейского народа Лакота взошёл на гору, и там у него было видение, в котором к нему явился древний учитель мудрости Иктоми в обличье паука. Иктоми говорил на особом священном языке, понятном только Шаманам. Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его перьями птиц, бусинами и конским волосом , стал плести внутри кольца паутину. Он говорил о том, что этот ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь, потом он начинает стареть и берёт на себя заботу о новых младенцах - так круг замыкается. «В каждый момент жизни на человека действуют разные силы – и добрые, и злые. Если слушаться добрых сил – твоя жизнь пойдет в верном направлении. Если злых – тебе будет худо и жизнь повернет по ложному пути. Есть множество сил и направлений, помогающих или мешающих гармонии природы и Великому Духу и его учениям». Говоря это, паук плёл свою паутину, и только в её центре осталось отверстие. Тогда он сказал: «Паутина — это идеальный круг, но в самом центре есть отверстие. Используй эту паутину для себя и своего народа.. И если ты уверуешь в Великого Духа, то добрые мысли, сны и видения ЗАДЕРЖАТСЯ в паутине, а злые – УЙДУТ сквозь отверстие»
Источник
Легенда народа Оджибва №1
Давным-давно народ Оджибва жил на Черепашьем Острове (так индейцы именовали Северную Америку). Бабушка-Паучиха Асибикааши помогла людям вернуть Солнце и заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ Оджибва расселился по четырем углам Северной Америки, Асибикааши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели. Тогда она научила женщин – сестер, матерей и Нокоми (бабушек) - плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие Солнца по небу; количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, обозначая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче ЗАДЕРЖИВАЛА плохие сны, которые на рассвете таяли под первыми лучами Солнца, а через маленькую дырочку в центре ПРОПУСКАЛА к детям только приятные сны и добрые мысли.
Источник
Легенда народа Оджибва №2
Паук мирно плел свою паутину в углу рядом с кроватью Нокоми (инд. - бабушка). И каждый деньНокоми смотрела, как работает паук. Однажды, когда она наблюдала за пауком, пришел ее внук.Он закричал, увидев паука, подбежал к нему и хотел убить. «Нет, - тихо сказала старушка, - не трогай его!» «Нокоми, почему ты защищаешь паука?!» - спросил маленький мальчик. Стараяженщина улыбнулась, но не ответила. Мальчик ушел, а паук спустился к Нокоми и поблагодарил ее за спасение его жизни. Он сказал ей: «Много дней ты наблюдала за тем, как я плету свою паутину. Я знаю, что ты восхищалась моей работой. За спасение моей жизни я сделаю тебе подарок,» - он улыбнулся своей таинственной паучьей улыбкой и побежал по кругу. Вскоре взошла Луна и посеребрила своим светом работу паука. «Видишь, как я плету? – спросил паук, - Смотри и учись, потому что каждая такая паутина будет охранять тебя от плохих снов. Только хорошие сны пройдут через центральное отверстие. Это мой поадрок тебе. Используй его, чтобы сберечь добрые сновидения. А кошмары безнадежно запутаются в паутине»
Классика формы
Классический ловец снов племени Оджибва выглядит так:
это обруч диаметром около 10 см в диаметре, сделанный из ивовой лозы в форме круга или капли, он обвит сухожилиями, традиционно выкрашенными в красный цвет, внутри - плетение по типу индейских «снегоступов» из крапивного волокна, количество прикреплений к обручу - 8.
Плетение-сетка имеет в центре отверстие. Так же обязательны украшения в виде бусин и перьев, свисающих с обруча. Как правило, бусины и перья подбираются как индивидуальные амулеты.
Источник
Символика
Значение всевозможных украшений, цветов и материалов не однозначно. У каждого племени – своя символика.
Бусины.
Одна в паутинке – символизирует паука, создателя паутины.
Четыре – обозначают 4 стороны света.
Множество, разбросанные по всему плетению – символизирует утреннюю росу (свежесть, новую жизнь и т.д.).
Бусины чаще были костяными или деревянными; самоцветы и драгоценности в индейских племенах широкого распространения не имели.
Источник
Перья
Традиционно для женщин (т.е. девочек =) ) использовали перья сов – как символ мудрости.
Для мужских амулетов использовались перья орлов (или других хищных благородных птиц ) – как символ мужества, отваги и смелости.
В целом перья символизируют дыхание и воздух как самое необходимое в жизни.
Источник
Цвета.
Самые разнообразные толкования касаются именно оттенков.
Черный: ночь, мир умерших, мужчина (Навахо), холод, болезнь, смерть, запад (Чероки);
Синий: женщина (Навахо), север (Чероки), божество (Хопи), небо, вода, облака, молния, луна, гроза, грусть;
Зеленый: растения, Матушка Земля, лето, дождь;
Красный: ранения, восток (Чероки), гроза, кровь, Земля, война, день;
Белый: юг (Чероки), зима, смерть, снег;
Желтый: Солнце, день, рассвет.
И это далеко не полный список. У разных племен разные цвета – обычно 3-4 – просто считались «священными» без специфических толкований.
Источник
Подобные амулеты
Существуют так же и другие индейские амулеты, похожие или дополняющие ловцов снов. Например, т.н. «медицинское колесо» (medicine wheel) – это тоже подвесное кольцо-обруч с перекрестием в центре и перышками снизу.
Круг опять же символизирует круг жизни, а четыре спицы в центре представляют собой 4 стороны света, четыре цвета человека (расы), четыре сущности человека (физическую, ментальную, эмоциональную и духовную).
Источник
Этот амулет призван напоминать о единстве мира, о том, что все связано друг с другом и нельзя забывать о Матери Земле.
Источник
Еще есть амулет «слияние душ» - это два пересекающихся обруча, непересекающиеся части заплетены «паутинкой», а в пересекающиеся подвешивается бусина-амулет, символизирующая отношения/любовь двух людей. Это уже более «взрослая» вариация – она предназначена для влюбленных, охраняет их совместный сон и отношения.
Источник
Современные вариации
Сейчас мало где можно встретить «классический» крапивно-сухожильный вариант, даже «аутентичные» индейские амулеты, создаваемые в современных резервациях, все чаще состоят из пластиковых колец и полиэстровых ниток, или в лучшем случае – деревянный обруч и шерстяная пряжа.
Источник
Ловец снов ныне является символом, и создатели его экспериментируют, как могут.
Размеры – от микроскопических до огромных.
Встречаются ловцы в форме сердечек, заполненные внутри кружевным плетением или фриволите.
Источник
Причем плетение не всегда концентрично рамке, оно может быть и несимметричным , и фигурным. В паутинки вплетаются бисер, пайетки, стразы, бусины, пуговицы и другие украшения.
Источник
К обручам, кроме перьев, подвешиваются различные штучки: от меховых хвостов и кисточек макраме до исконно японских «колокольчиков» - музыки ветра. Да и сам «ловец» давно не обязан быть независимым и самодостаточным амулетом, и его смело используют в качестве кулонов на ожерельях, в виде сережек или украшения для сумок.
Источник
Источник
Источник
Источник
Другое изначальное назначение Ловца снов – это развлекать младенцев в люльке.
Перышки, колышащиеся на ветру привлекали внимание и способствовали развитию ребенка. Сейчас таким «примитивным» подвескам на смену пришли мобили – от простеньких бумажных до сложных элетронных систем с музыкой, подсветкой и хитрой траекторией движения деталей.