.

Занимаясь родословием Красноштановых, Нетёсовых, Арбатских, которые жили в трёх селениях на Лене: в д. Казимировой, сёлах Красноярове и Улькане, мы столкнулись с необходимостью окунуться в историю. Более трёх столетий жители этих селений живут невдалеке друг от друга. За это время они не один раз породнились друг с другом, когда выдавали своих дочерей замуж в другое село или, наоборот, брали в жёны девушек из этих сёл и деревень. Так, в средине 18 в. дочь Петра Гавриловича Нетёсова, Ульяна Петровна, была выдана замуж в Улькан за Григория Алексеевича Красноштанова. То же самое повторялось только в разных вариантах в 19 и в 20 веках. Моя бабушка по отцу, урождённая Красноштанова, из д. Казимировой вышла замуж в село Красноярово за моего дедаИллариона Иннокентьевича Нетёсова в 1914 г. А бабушка по матери родилась в Улькане и носила фамилию Арбатская. По большому счёту Красноштановы, Нетёсовы, Арбатские – все являются родственниками между собою.
За более чем трёхсотлетнюю историю сёл много воды утекло в Лене, много произошло событий. Люди рождались и росли, учились жизни у старших, любили, страдали, болели и умирали. Много умирало детей от эпидемий: кори, дифтерии, скарлатины. Особенно маленькие дети до года умирали от родимца, или младенческой болезни (что это за болезнь я точно не знаю), а также от дизентерии. У моего прадеда Иннокентия Николаевича из 12 умерло 9 детей! Трое из них в 1898 году в течение 2 месяцев умерли от скарлатины. Взрослые умирали от дифтерии, туберкулёза, воспаления лёгких. Женщины довольно часто погибали от родов. Но это всё жизненно и понятно – при отсутствии медицинской помощи иначе и быть не могло.
Но вот в 20 веке, в мирное время, неизвестно за что забирали людей, увозили туда, откуда люди не возвращались никогда. Это были страшные годы репрессий: с 1921 по 1956 годы, когда страна потеряла два миллиона человек! Особенно эта беда коснулась сёл в период коллективизации в 1930–31 годы, когда зажиточных крестьян, так называемых кулаков, вместе с семьями выселяли из домов, забирая у них всё нажитое, и увозили на Тунгуску. Там они сами строили карбаза, грузили свои немудрёные пожитки, собирали детей и плыли вниз по течению до самого Енисея. Часть крестьян с семьями были сосланы в Якутию.
Многие крестьяне не приняли коллективизацию и потому, не дожидаясь раскулачивания, они добровольно снимались с места и уходили, уплывали на плотах, построенных из разобранных домов. Добирались до Киренска или Якутска, продавали разобранный дом, а дома пользовались спросом в городе, садились на пароход и плыли туда, где жили родственники, знакомые. Или забирались туда, где по их представлению можно было спрятаться от «карающей руки». Например, семья Никифора Васильевича Арбатского на плоту доплыла до Якутска, забрав с собой даже лошадей. Там продали дом и уехали на Алдан, за тысячу километров от Якутска. Старики доживали свой век там.
В 1937–39 годах деревни ещё раз «опустошили» по части мужского населения. Арестовали и увезли кого-то в Киренск, кого-то в Иркутск, и потом родные долгие-долгие годы ничего не знали о судьбе близких людей. И только в 90-е годы стали появляться в печати сведения о пропавших односельчанах. Все мы теперь знаем, что с ними случилось. Так называемыми тройками их осуждали на разные сроки или давали высшую меру наказания – расстрел. Но почти все они, кто попал в органы НКВД, не вернулись домой никогда.
А боль долгие-долгие, самые чёрные годы неизвестности, всегда была с оставшимися дома родными и близкими людьми. Они не могли пойти на могилки родных им людей, не имели возможности положить цветы в знак памяти о них. И только дома в безысходной тоске, ночью в подушку, вдова или мать могла выплакать своё горе. Но от этого оно не становилось меньше. Сколько сломанных судеб оказалось у семей репрессированных людей! Часто даже дети не знали, где находятся их деды, отцы и братья!
Сейчас в стране имеется много памятников: погибшим в Великой Отечественной Войне, воинам-афганцам, и это правильно, так как «ничто не забыто, никто не забыт». Но так ли это? Есть много других памятников, в том числе и на бытовые темы: В Геленджике, например, есть памятник Коту учёному, который «ходит по цепи кругом», в Иркутске есть памятник туристу. Он поставлен на той самой улице Литвинова, где находится здание бывшего НКВД.
А теперь давайте вспомним, кто и где видел памятники безвинно убиенным в страшные годы репрессий? На память приходит только Мемориал в Пивоварихе, под Иркутском, до которого в любой день добраться проблематично, так как он стоит в лесу, на месте найденного захоронения жертв политических репрессий.
Мы подумали, а почему бы нам, краснояровцам, казимировцам, ульканцам, не поставить памятник репрессированным землякам!? Улькана почти нет, а в Казимировой не живут люди более 30 лет, остаётся только Красноярово. Вот там, возле памятника погибшим в Великой Отечественной войне, под сенью берёз и тополей, новому памятнику и будет самое место! Мы публикуем пока неполный список раскулаченных и репрессированных жителей трёх деревень. Некоторым крестьянам выпала вдвойне тяжёлая доля.
Из Красноярова – раскулаченные:
Арбатский Алексей Алексеевич, Арбатский Алексей Дмитриевич, Арбатский Василий Тимофеевич, Арбатский Иван Васильевич, Арбатский Гордей Алексеевич, Арбатский Мирон Иванович, Арбатский Николай Никифорович, Арбатский Пётр Фёдорович, Арбатский Фрол Иванович, Арбатский Иван Дмитриевич, Арбатские по прозвищу Гурьевские.
Репрессированные:
Арбатский Алексей Алексеевич, Арбатский Алексей Дмитриевич, Арбатский Дмитрий Викторович, Арбатский Максим Викторович, Арбатский Максим Макарович, Арбатский Мирон Иванович, Арбатский Михаил Фёдорович, Арбатский Николай Васильевич, Арбатский Сергей Архипович, Арбатский Степан Макарович, Арбатский Фёдор Викторович, Нетёсов Кузьма Харлампиевич.
Из Казимировой раскулаченные:
Арбатский Иван Викторович, Красноштанов Михаил Михайлович, Красноштанов Пётр Михайлович, Красноштанов Филипп Михайлович.
Репрессированные:
Арбатский Николай Герасимович, Красноштанов Яков Фёдорович Красноштанов Яков Харитонович.
Репрессированные из Улькана:
Красноштанов Иннокентий Анемподистович, Красноштанов Кирилл Георгиевич, Красноштанов Фёдор Анемподистович.
Раскулаченные из Улькана пока не обнаружены.
Я прошу родственников названных и неназванных людей откликнуться и сообщить, что вам известно о ваших родных, об их дальнейшей судьбе. Мы ведём поиски, но они в самом начале. А хотелось бы, пока ещё живы хоть какие-то родственники, узнать как можно раньше и по возможности больше об односельчанах, пострадавших или погибших от произвола тогдашних властей. Мне можно написать письмо по адресу: Иркутская область, г. Киренск, ул. Российская, дом № 3, кв. 8. Есть и электронный адрес: karelinagalina@mail.ru ; можно позвонить по телефону 8-964-104-90-67
В данной статье упоминается мой дед Красноштанов Петр Михайлович, который был раскулачен. По воспоминаниям моего отца Красноштанова Андрона Петровича уроженца деревни Казимирова их семья была по меркам деревни крепкого достатка в хозяйстве было порядка 8 лошадей 8 коров и другая живность . Семья была многодетной – Игнатий, Паулина, Капиталина, Наталия, Андрон, Анатолий. Занимались земледелием, охотой, рыбалкой и в зимнее время караваном на лошадях ходили в большие городские центры торговать, а летом так же на прииска обменивать свой товар на золото. Всю семью, после раскулачивания погрузили на карбаза в ссылку, однако по пути доказали , что не держали батраков и поэтому их отпустили. Вернувшись в деревню выяснилось, что все хозяйство ( утварь) растащили, лошадей и скот забрала новая власть. В дальнейшем им пришлось разобрать дом по бревнам и сплавить в Олекминск. Там до конца своих дней и прожили дед и бабушка, к стати бабушка Мавра в девичестве Маркова дожила до 99 лет.

Комментарии

Комментариев нет.