ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог». На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»). Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов. Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше. О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) Традиции Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним. С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером. И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы. В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент. В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка. Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?! Вы можете представить европейского задрыжку Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души. Задрыганный Санта Клаус – всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года. Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели. И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его божественная внучка Снегурочка. И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле. Дед Мороз и РПЦ Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение. Такое высказывание православного иерарха порождено полным непониманием сущности явления – нелепо могучему и грозному русскому языческому Богу креститься в верующие позднее пришлой на Русь чужой византийской монотеистической религии. Этак РПЦ в своей нынешней необузданной гордыне пожелает крестить и древнегреческого Зевса, а заодно — Аллаха, Будду и всех прочих богов иных религий, чтобы собирать свои прибыли не только с православных, но и с прочих верующих. Овладение знаменитым новогодним брендом позволило бы РПЦ еще преумножить свои доходы. Впрочем, именно за грубые нарушения базовых христианских истин и наразборчивую непомерную жадность в стяжании современная РПЦ объявлена в христианском мире Церковью-изгоем. Но руководителей РПЦ, ставших в постсоветское время обладателями личных миллиардов долларов, такое положение не слишком беспокоит. После дальнейшего врастания РПЦ во власть, глядишь, и узрим позорное для РПЦ крещение Деда Мороза и Снегурочки в православие. Тогда РПЦ, нынче уже ставшая богаче Газпрома, получит доступ к еще одному источнику своих и так уже немалых доходов. По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия. За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица. Хозяин зимы Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Крутой нрав В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. Внешний вид Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей. Место жительства Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено". Снегурочка Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания. Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святого, то русский Дед Мороз – языческий всемогущий Бог, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.
Хочу все знать!
:Ирина Капустянская(Новоселова)
История Деда Мороза
ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.
В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».
На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).
Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.
Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.
О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии)
Традиции
Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.
С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.
И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.
В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент.
В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.
Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?!
Вы можете представить европейского задрыжку Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души.
Задрыганный Санта Клаус – всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года. Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели. И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его божественная внучка Снегурочка.
И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле.
Дед Мороз и РПЦ
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость.
В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.
Такое высказывание православного иерарха порождено полным непониманием сущности явления – нелепо могучему и грозному русскому языческому Богу креститься в верующие позднее пришлой на Русь чужой византийской монотеистической религии. Этак РПЦ в своей нынешней необузданной гордыне пожелает крестить и древнегреческого Зевса, а заодно — Аллаха, Будду и всех прочих богов иных религий, чтобы собирать свои прибыли не только с православных, но и с прочих верующих. Овладение знаменитым новогодним брендом позволило бы РПЦ еще преумножить свои доходы.
Впрочем, именно за грубые нарушения базовых христианских истин и наразборчивую непомерную жадность в стяжании современная РПЦ объявлена в христианском мире Церковью-изгоем. Но руководителей РПЦ, ставших в постсоветское время обладателями личных миллиардов долларов, такое положение не слишком беспокоит. После дальнейшего врастания РПЦ во власть, глядишь, и узрим позорное для РПЦ крещение Деда Мороза и Снегурочки в православие. Тогда РПЦ, нынче уже ставшая богаче Газпрома, получит доступ к еще одному источнику своих и так уже немалых доходов.
По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.
Хозяин зимы
Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
Крутой нрав
В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
Внешний вид
Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей.
Место жительства
Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".
Снегурочка
Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святого, то русский Дед Мороз – языческий всемогущий Бог, персонаж народных поверий и сказок.
Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.