Металлисты

(металхэ́ды , металлеры )
— субкультура ,
вдохновлённая музыкой
в стиле метал ,
появившаяся в 1970-е
годы.
Субкультура широко
распространена в
Северной Европе,
достаточно широко — в
России, Украине,
Беларуси, в Северной
Америке, есть
значительное количество
ее представителей в
Южной Америке, Южной
Европе и Японии. На
Ближнем Востоке, за
исключением Турции и
Израиля, металлисты (как
и многие другие
«неформалы»)
малочисленны. [1]
Название
Слово «металлист» —
русское, производная от
слова «металл» с
добавлением
заимствованного
латинского суффикса «-
ист». Изначально оно
означало «жестянщиков»,
работников металлургии .
Металлист в значении
«поклонник тяжёлого
металла» вошло в обиход
в конце 1980-х.
В английском языке
аналогом русского
«металлист» является
metalhead —
«металлоголовый»,
«помешанный на
металле». Металлистов
также называют
жаргонными словами
headbanger —
«головотряс» и mosher —
«толкающийся», в
соответствии с
поведением фанатов на
концертах.
В каждом языке
возникают свои
производные от слова
metal для обозначения
его поклонников. В
испанском — metalero, в
итальянском —
Metallaro , в финском —
hevari (от слова «Heavy»),
в польском — metalowcy.
Стиль одежды
Типичную моду среди
металлистов можно
описать так[2] :
Типичный ремень
металлиста
Длинные волосы у
мужчин
(распущенные или
собранные в хвост)
Преимущественно
чёрный цвет в одежде
Кожаная
мотоциклетная куртка
« косуха », кожаный
жилет.
Банданы
Чёрные футболки или
балахоны с логотипом
любимой
металлической
группы.
Напульсники —
кожаные браслеты с
заклёпками и/или
шипами (порки),
шипастые,
проклёпанные ремни,
цепи на джинсах.
Также на ремне может
располагаться пряжка
с логотипом какой-
либо метал-группы.
Нашивки с
логотипами любимых
метал-групп.
Короткие или высокие
сапоги с цепями —
«казаки». Тяжелая
обувь — «камелоты»,
«керзы»,
«гриндерсы»,
«мартинсы», «стилы»,
«гады», обычные
высокие ботинки.
Туфли (как правило,
остроносые,
«готические»
штиблеты), кожаные
кроссовки.
Кожаные штаны,
армейские штаны,
джинсы
Клёпки и шипы на
одежде и аксессуарах
Часто — длиннополая
одежда черного цвета
(плащи, пальто)
Мотоциклетные
кожаные перчатки без
пальцев
Роберт Хэлфорд
Именно атрибуты из
приведённого выше
списка чаще всего можно
встретить в
специализированных
рок-магазинах,
ориентированных на
поклонников «тяжёлой»
музыки.
На заре зарождения
жанра тяжелой и
металичесской музыки
огромное влияние на
стиль одежды, прическу и
жанр в целом оказала
субкультура хиппи, так
как все ранние тяжелые
коллективы начинали с
психоделического рока и
блюза, изначальных
«родителей» метала.
Субкультура хиппи в
свою очередь была тесно
связана с философией
мистических учений
Индии и индийской
культурой. Отсюда —
длинные волосы, а так же
нередко отпущенные
борода и усы: в
идеологии хиппи такая
«волосатость»
символизировала связь с
природой и аскетизм,
пренебрежение к
требованиям
доминирующих
«потребительской
философии» капитализма
и раболепной церковной
морали (в СССР наоборот
— это являлось символом
свободомыслия и
духовного приобщения к
якобы прогрессивной
западной цивилизации в
противовес идеям
коммунистической
морали). Ярким
примером тут могут быть
старые фотографии групп
Black Sabbath и Led
Zeppelin образца 70-х, на
которых члены группы
имеют длинные волосы и
усы, а так же
характерный
«хипповский» стиль в
одежде — поношенные
матерчатые и джинсовые
куртки, брюки-«клёш», а
так же различные
«феньки» — цепочки,
браслеты, брелки,
предметы религиозного
культа.
В конце 70-х субкультура
металистов испытывает
сильное влияние панка.
Влияние панка
отразилось не только на
музыке металистов, но и
радикальным
переосмыслении «дресс-
кода». Как и в музыке,
агрессивность
английского панка
выразилась и на
внешнем облике
поклонников метала —
на смену матерчатым
курткам и брюкам-клёш
пришла кожа и джинсы, а
так же тяжелая обувь. На
смену фенечкам и
тонким цепочкам пришли
цепи, шипы и
напульсники. Прическа
же осталась в целом
нетронутой — длинные
волосы по прежнему
выдавали в металистах
«вольнодумцев»,
индивидуалистов и
отшельников,
противостоящих
традиционным
мещанским взглядам
примерных семьянинов
и христиан. К концу 80-х
— началу 90-х
окончательно
сформировался
классический «суровый»
и практичный костюм
металлиста — в стиле
«чёрная одежда +
кожаная куртка с
клёпками». Одним из
первых металистов-
исполнителей так
одевался Роб Хэлфорд,
вокалист английской
группы Judas Priest . С
1978 года он стал
появляться на сцене в
чёрной фуражке
(похожей на форменный
головной убор эсэсовцев)
и кожаной одежде с
металлическими
клёпками. К тому же Роб
носил шипы, ошейник и
прочие атрибуты
садомазохистов[3] .
Дресс-код металлистов во
многом пересекается с
байкерским стилем.
Многие байкеры
являются металлистами и
наоборот, но далеко не
всегда стоит
отождествлять эти
понятия. В первую
очередь, общим у
байкеров и металлистов
элементом дресс-кода
является кожаная куртка-
косуха . Для «пеших»
металлистов косуха
является системой
опознания «свой-чужой»;
атрибутом, говорящим о
принадлежности к
«неформальному»
сообществу и элементом
стиля — а при езде на
мотоцикле ношение
косухи обусловлено ещё
и профессиональной
необходимостью. Следует
сказать, что любовь к
коже и мотоциклам
прослеживалась у
рокеров ещё на заре их
появления — первым
байкером можно по
праву считать Элвиса
Пресли , который ещё в
50-х катался на
мотоциклах в куртке-
косухе военных летчиков
США. В коже выступали и
будущие Битлз,
подражающие в этом
Элвису (об этом
упоминается в
автобиогрфии Хантера
Дэвиса). Лишь с
приходом в группу
менеджера Брайана
Эпштайна битлы сменили
кожу на пиджаки. В конце
70-х — начале 80-х
движение панков,
ориентированное на
возрождение
первобытного духа рок-
н-ролла, вернуло
кожаный стиль и
романтизм дорог в
философию рок-
культуры, оказав этим
влияние и на металистов
с байкерами.
В 80-е годы мода в мире
металла во многом
определялась
популярностью
американского панка:
было популярно ношение
чёрных, белых,
«тигровых» и т. п.
кожаных курток, белых
кроссовок. Наиболее
сильным влияние панк-
стиля было на глэм-
метал, который
буквально вдохновился и
расцвел, впитав в себя
всю эту эстетику. Хэви-
металисты оказались в
этом смысле сдержанее,
ограничившись более
скромным набором
атрибутов из английского
гардероба а-ля Sex
Pistols.
В середине 90-х —
начале 00-х субкультура
металистов условно
раскололась на
множество
«подразделений».
Субкультура пережила
критическое влияние
гранжа и рэпа, которые
практически свели на нет
всю самобытную моду
поклонников метала,
породив субкультуру
поклонников ню-метал. В
00-х растёт популярность
стиля субкультуры готов,
что отразилось на
определённой части
субкультуры металистов,
оказав влияние на
формирование стиля
одежды у поклонников
симфо и готик-метал.
Примерно в этот же
период набирают вес
идеи язычества,
формируются жанры
блэк-метал, пэйган, фолк
— и соответствующе,
формируются
характерные каноны у
поклонников данных
стилей: очелье на голове,
скандинавские и
славянские брелки,
символы и атрибуты.
Однако одежда не всегда
является основным
атрибутом
представителей данной
субкультуры. Среди
поклонников «тяжёлой»
музыки немало
интеллигенции, кто
равнодушно, иронично, а
то и отрицательно
относится к «дресс-коду»,
принятому в тусовке, но
при этом не меньше
самих металлистов
интересуется
непосредственно
музыкальной
составляющей. Сами же
металисты зачастую
отрицательно относятся к
подобным
представителям в своих
рядах (особенно
активным), строго
отделяя их в касту
«интеллигентов»,
угрожающим превратить
метал в
«интеллигентную»,
«безъяйцевую» музыку. В
качестве объяснения
такого отношения
металисты часто
припоминают, как такие
люди однажды уже
поспособствовали
порождению жанров
«гранж», «ню-метал»,
«рэпкор», «христианский
метал» и им подобных,
которые в своё время
загнали металическую
богему на грань
вымирания. Так же
нередко металисты
объясняют такое
отношение к
интеллигенции тем, что
интеллигенция нередко
противоречит идейным
принципам металистов в
плане противостояния
церкви и масс-культуре.
В среде отечественных
металистов так же
существует стойкая
неприязнь к так
называемому «русскому
року», так как по мнению
музыкальной богемы
интеллигенция (в
частности, питерская)
низвела рок-музыку в
шумовое сопровождение
литературных салонных
стихов, убив этим рок-
музыку как идею, сделав
его «интеллигетным» и
беспомощным. В связи с
чем металисты
опасаются, что и с
металом «русская»
интеллигенция сделает
тоже самое.
Жест «коза»
Жест «коза»
Основная статья: Коза
(жест)
Характерный жест
металлистов, известный
в России под названием
«коза» — вскинутый
вверх кулак с разжатым
мизинцем и
указательным пальцем. В
обиход рокеров и
металлистов «козу» ввёл
певец Ронни Джеймс Дио
(Rainbow , Black Sabbath,
Dio, Heaven & Hell ).[4][5]
Ронни научила этому
жесту его бабушка,
суеверная итальянка. По
воспоминаниям Ронни,
она складывала этот
знак, если встречала
цыган и прочих
подозрительных людей, а
внуку объясняла, что это
защищает от
«malocchio », «дурного
глаза». [6]
В классическом,
средневековом варианте
«козы» для защиты от зла
средний, безымянный и
большой палец
сжимались вместе.[7] Дио
показывал «козу» именно
таким образом.
Особенности поведения и
образ жизни
Концерт металлической
группы Opeth в
Финляндии
Большинство
металлистов, покупая
билеты на концерт
метал-группы,
предпочитают не сидячие
места, а танцевальный
партер. Во время
концерта зрители в
танцполе ведут себя
крайне эмоционально:
танцуют, прыгают, трясут
головой (« хедбэнгинг »),
подпевают, громко
кричат, показывают
«козу», часто девушек
сажают на плечи
мужчинам. Музыканты
поддерживают такое
поведение поклонников:
часто вокалист
поворачивает микрофон
в зал, чтобы зрители
спели несколько строк;
иногда кого-то из
зрителей на короткое
время втаскивают на
сцену; после окончания
концерта музыканты
бросают в толпу
медиаторы и барабанные
палочки.
Многие металлисты
умеют играть на гитаре
или других музыкальных
инструментах, некоторые
являются участниками
любительских метал-
групп.
Известна давняя связь
культуры металлистов с
культурой байкеров .
Мотоциклы и скорость
вообще воспеваются
метал-группами как
символ силы и
независимости, поэтому
мотоциклетное хобби
распространено среди
металлистов. В свою
очередь, среди байкеров
хэви-метал является
наиболее популярной
музыкой. Группа Judas
Priest одной из первых
стала использовать
мотоцикл как один из
своих символов, а
название группы
Motorhead можно
перевести как "байкер".
Среди металлистов
популярна
фантастическая и
мистическая литература
(Г. Лавкрафт , Дж. Толкин
[8] , Ф. Херберт , У.
Берроуз и др.),
мифология (особенно
скандинавская ).
Металлисты обычно не
ассоциируются с
употреблением
наркотиков , но
считаются склонными к
употреблению алкоголя
(в особенности пива ).
Мировоззрение
С точки зрения
интеллигенции,
субкультура металлистов
лишена ярко
выраженной идеологии и
сосредоточена только
вокруг музыки. За что,
зачастую, нередко
вызывают ненависть и
презрение со стороны
идейных металистов,
хранителей исконных
традиций данной
субкультуры.
С точки зрения самих
металистов, вся история
этой субкультуры говорит
об обратном: первые
металисты ещё в самом
начале 70-х
интересовались
мистическими и
философскими идеями,
противостоящими
христианству и в
дальнейшем вообще
всему авраамическому
семейству семитских
религий. Наиболее ярко
эти убеждения выражены
у поклонников дэт-метал ,
блэк-метал , пэйган-метал
и фолк-метал . В той или
иной мере, подобные
идеи распространены и
среди дум- хэви- треш-
симфо- и готик-
металистов.
Тем не менее, во многих
жанрах метала
существуют группы,
объединённые в
небольшую подгруппу так
называемого
«христианского метала ».
В процентном
соотношении это
небольшая формация от
общей массы
субкультуры. В среде
самих металистов бытуют
самые разные взгляды по
этому поводу. Кто то
считает их позёрами,
предателями,
«интеллигентами». Кто то
имеет просто холодное и
сдержанное отношение к
этому.
В целом, среди
металистов
распространены такие
убеждения и взгляды, как
мистицизм, сатанизм,
атеизм, языческий
пантеизм. Идейные
металисты-христиане,
иудеи и мусульмане
зачастую
рассматриваются как
нонсенс и абсурд.
Огромное влияние на
формирование эстетики
ранних тяжелых групп
оказали мистицизм и
сатанизм, из философии
которых ранние
музыканты тяжелого
жанра черпали
вдохновение. В
дальнейшем своё
влияние оказал атеизм, в
связи с чем многие
металисты 80-х
обратились к темам
секса, войны, культа
сильной личности и
индивидуализма. В 90-е
и 00-е многие металисты
стали обращаться к
язычеству и пантеизму в
поисках творческого и
духовного вдохновения.
Так же есть и некоторые
особенности
мировоззрения, которые
можно назвать
типичными для
значительной части
металлистов. Тексты
метал-групп
пропагандируют
независимость,
самостоятельность и
уверенность в себе,
культ «сильной
личности». Для многих
металлистов субкультура
служит средством
эскапизма, отчуждения от
«серой реальности»,
формой молодёжного
протеста.
В прессе появлялись
исследования,
утверждающие, что
интеллектуальный
уровень металлистов
зачастую довольно
высок, на основании
чего делается вывод, что
увлечение металлом
может быть признаком
интеллектуальности.[9]
[10] . По результатам
опроса 1000 одарённых
подростков,
проведённого в 2007
году, многие из них
ответили, что слушают
метал и другую рок-
музыку тяжелых
направлений для снятия
стресса[11] .
Некоторые исследователи
утверждают, что у
слушателей тяжёлого
рока и металла выше
тяга к агрессии и
депрессии . Однако
психологи сходятся на
том, что это не
следствие, а причина
увлечения тяжёлой
музыкой. Более того:
респонденты,
показывавшие
негативные тенденции,
чувствовали себя лучше
и увереннее после
прослушивания любимой
музыки. По их словам,
тяжёлая агрессивная
музыка помогает им
выплескивать
негативные эмоции, не
копить их в себе. Таким
образом, некоторые
металлисты осознанно
или неосознанно
используют металл как
средство психотерапии .
[12][13]
Металлисты в СССР и
России
Металлисты встречаются
и в самом младшем
поколении
В начале 80-х годов XX
века в Москве ,
Ленинграде и других
крупных городах СССР
появились первые
поклонники зарубежных
«металлических » групп,
носившие
соответствующую
атрибутику[14] . Они
испытывали прессинг со
стороны милиции, а
также со стороны
представителей
неформального
движения люберов и
другой маргинальной
хулиганствующей
молодежи, пытавшихся
при помощи кулаков
исправить музыкальные
пристрастия металлистов.
Советская официальная
пропаганда негативно
реагировала на
появление новой
субкультуры , пришедшей
из-за рубежа. Концерты
проходили нелегально,
музыка иностранных
исполнителей метала не
звучала ни по радио , ни
с экранов телевидения ,
не распространялись
записи и на легальных
носителях. Поклонники
привозили
грампластинки из-за
рубежа и тиражировали
их на магнитофонных
кассетах [15] . Атрибутику
первые советские
металлисты
изготавливали
самостоятельно
(например, для
самодельных
напульсников
использовали дерматин,
ободранный с дверей, а
заклепки снимали со
школьных сумок; цепи
использовали
сантехнические или
собачьи и т. д.). [16]
В те же годы в Москве
появились первые
советские музыкальные
коллективы, игравшие
метал: «Круиз » (во главе
с Валерием Гаиной),
«Ария », « Мастер »,
«Коррозия Металла »,
«Легион », « Э.С.Т. »,
«Черный кофе », « Черный
обелиск », «Шах»
Пик волны массовой
моды на метал пришелся
на вторую половину 80-х
годов XX века. На
Московский рок-
фестиваль мира в
Лужниках в августе 1989
года впервые в Россию
приехали зарубежные
группы, в частности, Skid
Row , Mötley Crüe ,
Cinderella , Ozzy Osbourne
и Scorpions[17] . Он
собрал за 2 дня около 200
000 зрителей, весь доход
от фестиваля (около $1
000 000) был перечислен
в Фонд борьбы с
наркоманией[18] . В 1991
году на Тушинском
аэродроме в Москве
впервые выступила
группа Metallica . Концерт
стал событием года.
В начале XXI века в
России существуют как
металлисты различных
возрастов — от зрелого
до молодёжи и детей, так
и многочисленные
группы, играющие в этом
стиле.

Комментарии

Комментариев нет.