Описание пожара села Коростелево в 1928 году
В период с 1714 по 1745 год была построена Церковь св. Николая Чудотворца. По другим данным, деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца в деревне Коростелево с престольным праздником 9 мая была построена на средства крестьян в 1752 году. Старая церковь сгорела. До 1927 ХХ века в Коростелево существовал деревянный однопрестольный храм постройки 1852, которая тоже сгорела.
В книге Плуталова Виктора Никифоровича «Род Плуталовых» приведено описание этого пожара:
Во время великого пожара в Коростелево сгорело 107 домов и церковь. Церковь была деревянная и сгорела до основания. Жар был так велик, что расплавились все колокола. Это произошло в 1928 году.
Был воскресный, «базарный» день, когда в Мучкапе был большой торг — «базар». Большая часть взрослого населения с. Коростелево была на базаре.
Дети одного из жителей улицы, именуемой Низовкой, оставшись после ухода родителей одни, решили полакомиться куриными яйцами. Для этого их нужно было достать с потолка (с чердака), где были устроены гнёзда для кур. Так как на чердаке всегда темно, то дети взяли с собой керосиновую лампу.
Потолок на чердаке для утепления избы в зимнее время всегда устлан соломой, сеном и реже сухими листьями деревьев. Крыши большинства домов раньше были соломенные. Ребенок, державший лампу, споткнулся и уронил лампу. Солома и крыша мгновенно вспыхнули. Возник пожар. Так как дул сильный юго-восточный ветер в направлении основной части села, пожар быстро превратился в великое бедствие всего села.
На каждой крестьянской усадьбе раньше были риги и дворовые постройки для лошадей, коров, овец, свиней и домашней птицы, также крытые соломой. Рига представляет собой огромный шалаш, покрытый соломой до земли, через широкие ворота которого внутрь могла въехать повозка, запряженная лошадью. Площадь перед ригой называлась гумно.
На гумнах стояли стога соломы и сена.
Когда горит соломенная постройка, горящие пучки соломы — «галки», оторвавшись от крыши, поднимаются вверх восходящими потоками раскаленного воздуха на десятки метров. Сильный ветер раскидал эти галки на соседние подветренные постройки.
Бывшие на базаре люди сразу увидели разраставшийся пожар. Так как село Коростелево, расположенное на горе, хорошо видно из Мучкапа, все коростелевские жители устремились с рынка домой. Те, кто приехали на рынок на телегах, погнали лошадей в галоп, подсадив в телегу часть безлошадных попутчиков, а остальные, для которых места не хватило, бежали, как могли.Женщины бежали с воплем и причитаниями.
Многие по расположению пожара уже понимали, что горят и их дома. От рынка до села Коростелева четыре километра. По рассказам людей, бежавших пешком, они быстро «запалились», то есть выдохлись, у них возникли спазмы сердца, дышать стало трудно, они обессилели, их ноги стали «ватными» и, как это бывает только во сне, не слушались, а скорость ходьбы и бега не соответствовала их устремлению.
Обычно пожар тушили всем миром. Каждый взрослый житель, кто с ведром, кто с багром, топором или ломом, бегом стремился на пожар. На каждом доме была прибита жестяная памятка с рисунком инвентаря, который следовало брать на пожар. На табличке нашего дома было нарисовано ведро. На доме нашего соседа, дяди Васи — багор.
В селе была общественная пожарная помпа, с помощью которой четверо мужчин качали воду из бочки, которую дополняли водой из вёдер, принесенных из колодцев. Даже дети таскали воду из всех ближайших колодцев. Сильные мужчины направляли брандспойт в место тушения пожара. Но часто пожару не давали разрастись. Мужчины растаскивали стропила, слеги и горящую солому крыши баграми, сваливали на землю и заливали водой из ведер упавшие горящие фрагменты крыши прямо на земле, забрасывали землёй, сбивали пламя палками.
В этот страшный день к горящим домам никто не бежал и пожар никто не тушил. Каждый хозяин стоял на крыше своего, ещё не горящего дома, поливал её водой и сбрасывал, если успевал, горящие «галки». Другие, прибежавшие с базара, смотрели на свои полыхающие огнём избы и не могли подойти даже близко к дому из-за сильного жара.
В сёлах между домами четных и нечетных сторон улицы есть большой промежуток, который называется «выгон». Это — выгон для скота, по нему прогоняют стада коров. На нём раньше росла только трава-мурава, так как у крестьян было много лошадей и коров, под копытами которых другая трава не растет. Только посреди улицы, где проходила грунтовая дорога, травы не было. Некоторые жители успели вынести сундуки с добром и другие пожитки на середину выгона. Но когда загорелись дома на обеих сторонах улицы, эти пожитки также загорались от теплового излучения горящих домов.
По рассказам, один подросток, оказавшись в середине улицы и, не имея возможности выбраться сквозь охваченные огнем избы в огороды, решил укрыться от невыносимой жары в сундуке. Но сундук вскоре загорелся, и мальчик погиб.
Сведения взяты оттуда.
Я предполагаю, что здесь имеются в виду погорельцы как раз этого пожара.
Кто-нибудь знает, в какой сезон был этот пожар-лето, осень…?
Использована в качестве основного материал для описания рода Плуталовых в части Федота, с включением дополнительно найденной и имеющейся информацией.
Документ на 80 листов