28 мая – 140 лет со дня рождения Максимилиана Волошина, русского поэта, переводчика, художника-пейзажиста, художественного и литературного критика
Максимилиан Волошин родился в Киеве в 1877 году. Он провел детство в Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета. Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком. Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.
В начале Первой Мировой войны Волошин, живший тогда в Швейцарии, написал глубокие и проницательные стихотворения, полные философского и исторического анализа современных ему трагических событий. Он зарекомендовал себя убеждённым гуманистом, призывая «в дни революций быть Человеком, а не Гражданином» в стихотворении «Доблесть поэта».
Творческий ритм от весла, гребущего против теченья, В смутах усобиц и войн постигать целокупность. Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих. Зритель захвачен игрой – ты не актер и не зритель, Ты соучастник, раскрывающий замысел драмы.
Волошин переехал во Францию, где оставался до 1916 года. За год до Февральской революции в России, Максимилиан Александрович вернулся на родину и поселился в Коктебеле, где ему предстояло остаться до конца жизни. Последовавшая за этим Гражданская война побудила Волошина к написанию длинных стихов, где он пытался выявить связь между тем, что происходило тогда в России, и её далеким, мифологизированным прошлым. Позднее, Волошина обвиняли в самом страшном для большевизма грехе: самоустранении от политической борьбы между красными и белыми. На самом деле, он старался защищать белых от красных и красных от белых. Во время Гражданской войны его дом был подпольным убежищем для людей обеих партий, если им грозила опасность. Ни у одного другого поэта произведения никогда не были так тесно связаны с местом, где он жил. Он вошел в историю литературы как «гений места». Волошин воссоздавал полумифический мир Киммерии в картинах и стихах, писал пейзажи первозданного Восточного Крыма. Сама природа, казалось, отвечала на искусство Максимилиана Александровича. К востоку от теперешнего Музея Волошина (его бывшего дома), есть гора, форма которой странно напоминает профиль поэта. Волошин чудом пережил Гражданскую войну. В 1920-е годы он устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей. Максимилиан Александрович всегда с пренебрежением относился к идее частной собственности, однако продолжал черпать большую часть своего вдохновения из одиночества и созерцания природы. В последние годы жизни Максимилиан Волошин снискал признание и как тонкий акварельный живописец. Некоторые из его картин сейчас принадлежат музеям по всему миру, другие находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
9 марта 1927 года зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887—1976), которая став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922—1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта», что является ярким примером гражданского мужества.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей. Хотя некоторые критики ставят весьма разнородную по достоинству поэзию Волошина ниже стихов Пастернака или Ахматовой, признано, что она содержит глубокие философские прозрения и рассказывает нам о русской истории больше, чем творчество любого другого поэта.
Многие из мыслей Волошина кажутся пророческими. Цельность миросозерцания и глубина идей Максимилиана Александровича привели к замалчиванию его наследия в советском государстве. За период 1928-1961 не было опубликовано ни одного его стихотворения. Если бы Волошин не умер от инсульта в 1932 году, то, почти, несомненно, стал бы жертвой Большого Террора.
Не в первый раз, мечтая о свободе, Мы строим новую тюрьму. Да, вне Москвы – вне нашей душной плоти, Вне воли медного Петра – Нам нет дорог: нас водит на болоте Огней бесовская игра. Святая Русь покрыта Русью грешной, И нет в тот град путей, Куда зовет призывный и нездешний Подводный благовест церквей.
– провидчески пишет он в одном из лучших своих произведений – «Китеж». Небольшая деревня Волошина Коктебель в Юго-Восточном Крыму, которая вдохновила так много его стихов, по-прежнему сохраняет память о своем знаменитом обитателе. Максимилиан Александрович похоронен на горе, ныне носящей его имя. Волошинский «Дом поэта» (ныне музей) продолжает привлекать людей из всех частей света, напоминая о днях, когда его гостеприимный хозяин собирал вокруг себя множество стихотворцев, художников, актеров, ученых и путешественников. Максимилиан Волошин считается одним из самых замечательных поэтов русского Серебряного века.
Бикинская централизованная библиотечная система
28 мая – 140 лет со дня рождения Максимилиана Волошина, русского поэта, переводчика, художника-пейзажиста, художественного и литературного критика
Севастополе и Таганроге. В 1893 году его мать купила дешевый участок земли в крымском Коктебеле. По окончании средней школы Волошин поступил в Московский университет – как раз во время, когда в России ширилось радикальное студенческое движение. Волошин принял в нём активное участие и в 1899 был исключён из университета. Не обескураженный этим, Максимилиан Александрович стал путешествовать по всей России, часто пешком.
Волошин вступил в кратковременный брак с художницей Сабашниковой, но они вскоре расстались. Максимилиан Александрович вернулся обратно в крымский Коктебель, где прошла большая часть его детства. Первый сборник стихов Волошина появился в 1910 году, за ним последовали и другие. В 1914 было издано полное собрание его сочинений. Поэт оказал горячую и бескорыстную поддержку юной, никому не известной Марине Цветаевой в начале её творческого пути.
Творческий ритм от весла, гребущего против теченья,
В смутах усобиц и войн постигать целокупность.
Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой – ты не актер и не зритель,
Ты соучастник, раскрывающий замысел драмы.
Волошин переехал во Францию, где оставался до 1916 года. За год до Февральской революции в России, Максимилиан Александрович вернулся на родину и поселился в Коктебеле, где ему предстояло остаться до конца жизни. Последовавшая за этим Гражданская война побудила Волошина к написанию длинных стихов, где он пытался выявить связь между тем, что происходило тогда в России, и её далеким, мифологизированным прошлым. Позднее, Волошина обвиняли в самом страшном для большевизма грехе: самоустранении от политической борьбы
между красными и белыми. На самом деле, он старался защищать белых от красных и красных от белых. Во время Гражданской войны его дом был подпольным убежищем для людей обеих партий, если им грозила опасность.
Ни у одного другого поэта произведения никогда не были так тесно связаны с местом, где он жил. Он вошел в историю литературы как «гений места». Волошин воссоздавал полумифический мир Киммерии в картинах и стихах, писал пейзажи первозданного Восточного Крыма. Сама природа, казалось, отвечала на искусство Максимилиана Александровича. К востоку от теперешнего Музея Волошина (его бывшего дома), есть гора, форма которой странно напоминает профиль поэта. Волошин чудом пережил Гражданскую войну. В 1920-е годы он устроил в своем доме бесплатный дом отдыха для писателей. Максимилиан Александрович всегда с пренебрежением относился к идее частной собственности, однако продолжал черпать большую часть своего вдохновения из одиночества и созерцания природы.
В последние годы жизни Максимилиан Волошин снискал признание и как тонкий акварельный живописец. Некоторые из его картин сейчас принадлежат музеям по всему миру, другие находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932
года в Коктебеле. Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.
Хотя некоторые критики ставят весьма разнородную по достоинству поэзию Волошина ниже стихов Пастернака или Ахматовой, признано, что она содержит глубокие философские прозрения и рассказывает нам о русской истории больше, чем творчество любого другого поэта.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы – вне
нашей душной плоти,
Вне воли медного Петра
–
Нам нет дорог: нас водит на болоте
Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта
Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешний
Подводный благовест церквей.
– провидчески пишет он в одном из лучших своих произведений – «Китеж». Небольшая деревня Волошина Коктебель в Юго-Восточном Крыму, которая вдохновила так много его стихов, по-прежнему сохраняет память о своем знаменитом обитателе. Максимилиан Александрович похоронен на горе, ныне носящей его имя. Волошинский «Дом поэта» (ныне музей) продолжает привлекать людей из всех частей света, напоминая о днях, когда его гостеприимный хозяин собирал вокруг себя множество стихотворцев, художников, актеров, ученых и путешественников.
Максимилиан Волошин считается одним из самых замечательных поэтов русского Серебряного века.