КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ: ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ, ПОСТРАДАВШИЙ В ОРДЕ

Мон­го­лы не все­гда ка­ра­ли за от­каз прой­ти через свя­щен­ный огонь, но в этот раз Ба­тый устро­ил рус­ско­му кня­зю жест­кую про­вер­ку на ло­яль­ность… Что сто­я­ло за убий­ством свя­то­го, во­ля ха­на или ин­три­ги рус­ских за­вист­ни­ков?
В 1246 го­ду в Зо­ло­той Ор­де был убит Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский. Это был пер­вый рус­ский пра­ви­тель – му­че­ник, по­гиб­ший от рук мон­го­ло-та­тар. О при­чи­нах это­го тра­ги­че­ско­го со­бы­тия до сих пор спо­рят ис­то­ри­ки, а древ­не­рус­ские и сред­не­ве­ко­вые ев­ро­пей­ские тек­сты да­ют раз­ные трак­тов­ки дра­мы, разыг­рав­шей­ся в став­ке Ба­тыя.
Пер­вое столк­но­ве­ние рус­ских с мон­го­ла­ми в 1223 го­ду, ко­гда объ­еди­нен­ное вой­ско по­лов­цев и рус­ских кня­зей, сре­ди ко­то­рых был и Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский, по­пы­та­лись оста­но­вить ор­ды ко­чев­ни­ков на ре­ке Кал­ке. В этой бит­ве Русь по­тер­пе­ла по­ра­же­ние из-за раз­об­щен­но­сти рус­ских пра­ви­те­лей – од­ни хо­те­ли по­лу­чить сла­ву, дру­гие спо­кой­но на­блю­да­ли, как из­би­ва­ют их со­юз­ни­ков, тре­тьи до­ве­ри­лись обе­ща­ни­ям мон­го­ло-та­тар, но бы­ли об­ма­ну­ты и уби­ты.
По­сле это­го в те­че­ние несколь­ких лет бы­ло за­ти­шье, а за­тем вой­ска Ба­тыя ра­зо­ри­ли спер­ва Ря­зань, а за­тем и Ки­ев. Год ра­зо­ре­ния Ки­е­ва – 1240 г. Го­дом, на­чи­ная с ко­то­ро­го рус­ские пра­ви­те­ли пре­вра­ти­лись в хан­ских вас­са­лов, и бы­ли вы­нуж­ден­ные ез­дить в Ор­ду для по­лу­че­ния яр­лы­ков на кня­же­ние, счи­та­ет­ся 1240 г. – вре­мя ра­зо­ре­ния Ки­е­ва.
Ис­то­рик Ви­льям По­хлёб­кин счи­та­ет, что са­мой боль­шой про­бле­мой для Ру­си бы­ло от­сут­ствие пись­мен­ных до­го­во­ров с Ор­дой. Кня­зья от­прав­ля­лись на по­клон к ха­ну не как пра­ви­те­ли, а как за­лож­ни­ки, ко­то­рым не да­ва­лось ни­ка­ких га­ран­тий. По сво­е­му про­из­во­лу хан мог да­ро­вать ко­му-то яр­лык, а вско­ре от­нять его и пе­ре­дать дру­го­му кан­ди­да­ту.
Под угро­зой бы­ла жизнь каж­до­го рус­ско­го кня­зя, от­прав­ляв­ше­го­ся в Ор­ду, по­сколь­ку его ста­тус немно­гим от­ли­чал­ся от по­ло­же­ния плен­ни­ков - в хан­ской став­ке его мог­ли убить, отра­вить, ли­шить сво­е­го уде­ла, от­нять жен и де­тей, и все это не бы­ло бы на­ру­ше­ни­ем со сто­ро­ны мон­го­лов, по­сколь­ку они не да­ва­ли ни­ка­ких обя­за­тельств: «Все ви­ды рус­ских га­ран­тий но­си­ли ве­ще­ствен­ный, а не пись­мен­ный ха­рак­тер (дань, за­лож­ни­ки, по­дар­ки), т.е. все рус­ские га­ран­тии бы­ли физи­че­ски ося­за­е­мы­ми — их мож­но бы­ло и уви­деть, и по­щу­пать.
Хан­ских же, ор­дын­ских га­ран­тий (на­при­мер, не во­е­вать, не каз­нить, не на­ла­гать непо­мер­ную дань) не су­ще­ство­ва­ло ни­ка­ких — ни пись­мен­ных, ни сло­вес­ных».
На­про­тив, по­слы ха­на на Ру­си бы­ли не про­сто ди­пло­ма­ти­че­ски­ми пред­ста­ви­те­ля­ми, но упол­но­мо­чен­ны­ми ха­на с неогра­ни­чен­ной вла­стью.
Они мог­ли на ме­сте при­ни­мать лю­бые по­ли­ти­че­ские и во­ен­ные ре­ше­ния, и их ни­кто не имел пра­ва оспо­рить. Мон­голь­ские по­слы на Ру­си – непри­кос­но­вен­ные фигу­ры, убий­ство или оскорб­ле­ние ко­то­рых мгно­вен­но при­во­ди­ли к во­ен­но­му по­хо­ду та­тар.
Неко­то­рые ис­то­ри­ки по­ла­га­ют, что убий­ство Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го бы­ло свя­за­но с тем, что он при­ни­мал уча­стие в бит­ве при Кал­ке, по­во­дом для ко­то­рой как раз и ста­ло убий­ство по­слов. Од­на­ко сред­не­ве­ко­вые ис­точ­ни­ки пред­ла­га­ют нам дру­гую вер­сию раз­ви­тия со­бы­тий.
Об уби­е­нии кня­зя Ми­ха­и­ла и его спут­ни­ка – бо­яри­на Фе­о­до­ра су­ще­ству­ет несколь­ко древ­не­рус­ских ле­то­пис­ных рас­ска­зов, крат­кое и пол­ное жи­тие, а так­же рас­сказ фран­цис­кан­ско­го мо­на­ха Пла­но Кар­пи­ни, по­се­тив­ше­го став­ку Ба­тыя вско­ре по­сле убий­ства му­че­ни­ков.
За­пис­ки ка­то­ли­ка цен­ны для нас тем, что они объ­яс­ня­ют неко­то­рые осо­бен­но­сти ре­ли­ги­оз­но­сти мон­го­лов, без ко­то­рых невоз­мож­но по­нять при­чи­ну убий­ства: «Преж­де все­го так­же они де­ла­ют идол для им­пе­ра­то­ра (умер­ше­го Чин­гис­ха­на – «НС») и с по­че­том ста­вят его на по­воз­ке пе­ред став­кой, как мы ви­де­ли при дво­ре на­сто­я­ще­го им­пе­ра­то­ра, и при­но­сят ему мно­го да­ров.
По­свя­ща­ют ему так­же ло­ша­дей, на ко­то­рых ни­кто не дер­за­ет са­дить­ся до са­мой их смер­ти.. В пол­день так­же они по­кла­ня­ют­ся ему (Чин­гис­ха­ну – «НС»), как Бо­гу, и за­став­ля­ют по­кло­нять­ся неко­то­рых знат­ных лиц, ко­то­рые им под­чи­не­ны».
От­ме­тим, что по­сколь­ку мон­го­лы бы­ли ко­чев­ни­ка­ми, то по­доб­ные став­ки с изо­бра­же­ни­ем Чин­гис­ха­на они устра­и­ва­ли на вся­ком ме­сте, ку­да пе­ре­би­ра­лись. Кро­ме то­го, Кар­пи­ни рас­ска­зы­ва­ет о двух очи­сти­тель­ных ог­нях, го­ря­щих пе­ред став­кой: «Они ве­ру­ют, что ог­нем всё очи­ща­ет­ся, и ко­гда к ним при­хо­дят по­слы или вель­мо­жи или ка­кие бы то ни бы­ло ли­ца, то и им са­мим, и при­но­си­мым ими да­рам над­ле­жит прой­ти меж­ду двух ог­ней, чтобы под­верг­нуть­ся очи­ще­нию, дабы они не устро­и­ли ка­ко­го-ни­будь отрав­ле­ния и не при­нес­ли яду или ка­ко­го-ни­будь зла».
Как ви­дим, об­ряд очи­ще­ни­ем ог­нем был од­ним из ос­нов­ных в став­ке Ба­тыя, и без его про­хож­де­ния ни­кто не мог при­бли­зить­ся к ха­ну. В за­пис­ках фран­цис­кан­ца рас­ска­зы­ва­ет­ся, что про­ход меж двух ог­ней был необ­хо­ди­мым ми­ни­му­мом для всех, а вот кла­нять­ся изо­бра­же­нию Чин­гис­ха­на за­став­ля­ли да­ле­ко не каж­до­го рус­ско­го кня­зя. По­че­му для му­че­ни­ка и его слу­ги был вы­бран са­мый жест­кий ва­ри­ант, мы рас­ска­жем ни­же, а по­ка об­ра­тим­ся к ос­нов­но­му агио­гра­фи­че­ско­му ис­точ­ни­ку.
В «Ска­за­нии о уби­е­нии в ор­де кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го и его бо­яри­на Фе­о­до­ра» рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что каж­до­го при­хо­дя­ще­го к Ба­тыю за­став­ля­ли про­хо­дить через огонь, а так­же кла­нять­ся «ку­сту и идо­лу».
Не яс­но, что древ­не­рус­ский ав­тор имел в ви­ду под сло­вом «куст», воз­мож­но речь идет о неко­ем свя­щен­ном де­ре­ве, сто­яв­шем пе­ред став­кой. Ми­ха­ил и Фе­о­дор еще до при­бы­тия в Ор­ду зна­ли об этом обы­чае и по­сле со­ве­та со сво­им ду­хов­ни­ком ре­ши­ли из­брать по­двиг му­че­ни­че­ства. Жи­тие со­об­ща­ет, что мно­гие рус­ские кня­зья из-за «со­блаз­на ве­ка се­го» ис­пол­ня­ли все необ­хо­ди­мые об­ря­ды.
За­ме­тим, что по сви­де­тель­ству Кар­пи­ни, мон­го­лы бы­ли ве­ро­тер­пи­мы­ми и кро­ме слу­чая с Ми­ха­и­лом Чер­ни­гов­ским ни­ко­го не при­нуж­да­ли кла­нять­ся «идо­лам», ес­ли это про­ти­во­ре­чи­ло их ре­ли­гии. От­каз же неко­то­рых рус­ских пра­ви­те­лей про­хо­дить об­ря­ды сверх очи­ще­ния ог­нем мог и не при­во­дить к же­сто­кой рас­пра­ве.
Же­сто­кость по от­но­ше­нию к кня­зю Ми­ха­и­лу, ко­то­рый в жи­тии на­зы­ва­ет­ся «ве­ли­ким рус­ским кня­зем» мо­жет быть объ­яс­не­на несколь­ки­ми при­чи­на­ми.
Во-пер­вых, Ба­тый по­ка­за­тель­ной каз­нью быв­ше­го ки­ев­ско­го кня­зя мог до­бить­ся боль­шей по­кор­но­сти со сто­ро­ны дру­гих рус­ских вас­са­лов.
Во-вто­рых, хан мог быть от­ри­ца­тель­но на­стро­ен по от­но­ше­нию к Ми­ха­и­лу, по­сколь­ку дру­гие рус­ские кня­зья ин­три­го­ва­ли про­тив него в став­ки Ба­тыя, же­лая по­лу­чить яр­лык на ве­ли­кое кня­же­ние.
Тре­тью вер­сию пред­ла­га­ет жи­тие – хан уби­ва­ет Ми­ха­и­ла и Фе­о­до­ра в гне­ве за от­каз по­кло­нить­ся «его бо­гам». При этом агио­граф на­зы­ва­ет их из­на­чаль­ной це­лью по­езд­ки в Ор­ду - же­ла­ние об­ли­чить «це­за­ря» в его «пре­ле­сти» и по­стра­дать за ве­ру хри­сти­ан­скую.
Без­услов­но, ре­ли­ги­оз­ная мо­ти­ви­ров­ка по­ступ­ков бы­ла очень важ­на для чер­ни­гов­ско­го кня­зя, но ис­то­ри­ки ча­ще объ­яс­ня­ют его по­езд­ку и смерть по­ли­ти­че­ски­ми мо­ти­ва­ми. Неза­дол­го до по­езд­ки Ми­ха­и­ла в Ор­ду он бо­рол­ся с дру­ги­ми кня­зья­ми за Ки­ев­ский пре­стол, был вы­нуж­ден бе­жать в Вен­грию, от­ка­зал в по­мо­щи про­тив та­тар ря­зан­ским кня­зьям за то, что тех не бы­ло на ре­ке Кал­ке, и пра­вил то в Ки­е­ве, то в Чер­ни­го­ве до мо­мен­та сво­е­го вы­зо­ва в став­ку Ба­тыя.
Из­на­чаль­но Ба­тый не хо­тел уби­вать Ми­ха­и­ла, хо­тя со­пер­ни­ки его и об­ви­ни­ли в кра­же ко­ней, по­свя­щен­ных ха­ну, что яв­ля­лось очень тяж­ким пре­ступ­ле­ни­ем. Мон­го­лы мог­ли бы лег­ко каз­нить чер­ни­гов­ско­го кня­зя по при­го­во­ру су­да, не при­бе­гая к слож­ным про­це­ду­рам (тео­ре­ти­че­ски, неугод­ный князь мог со­гла­сить­ся прой­ти все необ­хо­ди­мые об­ря­ды, и то­гда его убий­ство бы­ло бы весь­ма слож­ным).
Од­на­ко ин­три­ги со­пер­ни­ка сде­ла­ли свое де­ло, и Ба­тый ре­шил устро­ить му­че­ни­ку очень жест­кий тест на ло­яль­ность. В ре­зуль­та­те от­каз по­кло­нить­ся изо­бра­же­нию Чин­гис­ха­на стал в гла­зах мон­го­лов по­ли­ти­че­ским пре­ступ­ле­ни­ем, и Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го каз­ни­ли как мя­теж­ни­ка.
От­ме­тим, что жи­тие Ми­ха­и­ла од­но­знач­но го­во­рит о том, что убий­ство бы­ло со­вер­ше­но по ре­ли­ги­оз­ным мо­ти­вам. На­хо­дя­щи­е­ся в став­ке Ба­тыя хри­сти­ане умо­ля­ют Ми­ха­и­ла под­чи­нить­ся ре­ше­нию ха­на. Обе­ща­ют взять этот грех на се­бя и вме­сте его от­мо­лить, но му­че­ник оста­ет­ся непре­клон­ным в сво­ей ре­ши­мо­сти.
Позд­нее этот эпи­зод пре­вра­тит­ся в жи­тий­ный то­пос и по­па­дет в Жи­тие Ми­ха­и­ла Твер­ско­го, так­же по­гиб­ше­го в Ор­де.
От­ме­тим, что жи­тие и фран­цис­кан­ский мо­нах по­чти оди­на­ко­во рас­ска­зы­ва­ют о смер­ти свя­тых. Некий ве­ро­от­ступ­ник из рус­ских от­ре­за­ет но­жом го­ло­ву свя­то­му кня­зю, а за­тем пред­ла­га­ет бо­яри­ну Фе­о­до­ру власть в об­мен на от­ре­че­ние от Хри­ста. Фе­о­дор с гне­вом от­вер­га­ет это пред­ло­же­ние и по­сле му­че­ний так­же ли­ша­ет­ся го­ло­вы.
Убий­ство кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го бы­ло од­ним из пер­вых в длин­ной че­ре­де смер­тей, по­стиг­ших рус­ских пра­ви­те­лей в Ор­де, но да­ле­ко не все жерт­вы мон­го­лов бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых. В слу­чае с Ми­ха­и­лом Чер­ни­гов­ским Цер­ковь про­сла­ви­ла его, опи­ра­ясь на на­деж­ные сви­де­тель­ства с са­мых раз­ных сто­рон.
Несмот­ря на то, что его убий­ство про­изо­шло 20 сен­тяб­ря, и по тра­ди­ции мы не пе­ре­счи­ты­ва­ем сред­не­ве­ко­вые да­ты с юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский, Рус­ская Цер­ковь от­ме­ча­ет день его па­мя­ти 3 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю.
Ан­дрей Зайцев

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ: ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ, ПОСТРАДАВШИЙ В ОРДЕ - 981737593336
КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ: ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ, ПОСТРАДАВШИЙ В ОРДЕ - 981737593080

Комментарии

Комментариев нет.