28 окт 2016

Число три в осетинской

лингвокультуре
Число «три» является универсальной числовой константой во
многих лингвокультурах. Тройка пред- ставляет собой идеальную структуру с выделяемыми началом, серединой и концом; она легко становится совершенной моделью любого явления, в котором можно выделить указанные три элемента. По словам Аристотеля, «триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». «Сила трех»универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, мыслимого как небо, земля и вода. Это человек: тело, душа и дух; атак же рождение, жизнь и смерть; три фазы Луны. Триада – это универсальная числовая константа в разных культурных традициях, характерный признак мифологических культур. Представления о верхнем, среднем и нижних мирах, о прошлом, настоящем и будущем времени – универсальные понятия в мифологии, а позднее – в эпосе и фольклоре.
Концепт «число» как базовый концепт культуры относили к категории начал еще в античный период.
Этимология осетинского слова, означающего число, – нымæц – «счет, число, численность, количество», восходит к nimati – индоевропейским языкам; сравним др. индийский mati-, miti – «мера, мерить».
В осетинской лингвокультуре было выявлено 142 объективации концепта «нымæц» (число, счёт), передающих семантику числа æртæ «три»,по данным лексикографических источников, на основе паремиологического фонда и фольклорных текстов –
нартовского эпоса, легенд, сказок, песен и загадок. Это 140 лексических
единиц и 2 фразеологические единицы: æртæ ту акæнын «сплюнуть
три раза» (чтобы что-то плохое не сбылось); æртæйæ хуыцауæн кувынц
«трое богу молятся». По мнению М. Джусойты, символика осетинского названия числа три, æртæ, передает следующие идеи:
«Æртæ» – три. «Ар'тæ» – «Ар» – вхождение духа в материю, уплотнение вибраций Абсолюта. «Ар» – зарождать; «тæ» – множество; «Артæ» – состояние покоя Абсолюта, начертание архетипов творения. «Артæ» соответствует женскому началу мироздания, зачатию»
В народной мифологии осетин представлены три голубки как существа-медиаторы, проводники древней космогонии, объединяющие все три мира. Символика голубей в нартовском эпосе – это мифологический
знак единства Вселенной, Космоса, верхнего, среднего и нижнего миров:
Ахсæртæг æм фæстæмæ дзуры: – Нырма æмбисæхсæв нæу, æмæ уал ху-
ысс. Хуыссæгхъæлдзæг лæппу та 'рхуыссыд фæстæмæ æмæ та афынæйис. Æхсæв æмæ бон кæрæдзийæ куыд хицæн кодтой, афтæ цæхæрадонмæ 'рбатахтысты æртæ маргъы. Ахсæртæг бады, йæ фат æмæ йе 'рдын йæ къухы, афтæмæй. Кæсы, æмæ 'виппайды бæлас ныррухс и, æмæ йыл бады æртæ 'хсинæджы. «Ахсартаг сказал своему брату: – Еще ночь, поспи немного. Тот лег и снова уснул. Сменяли друг друга братья ночью и днем, и вдруг в сад прилетели три птицы. Не спит Ахсартаг, сидит под яблоней, держит наготове лук и стрелу. И вдруг дерево озарилось, и увидел, что на нем сидели три голубки»
(нартовский эпос).
Многообразие символической структуры числа æртæ «три», соче-
тающей в себе как позитивные, так и негативные аспекты,прослеживаются в обычаях, традициях, приметах, связанных с описанием представите- лей потустороннего мира, преимущественно божеств низшего пантеона. В осетинском фольклоре могут дей-
ствовать как три как плохих, так и три хороших, гибридных или антропо-
морфных мифологических персонажа: æртæ фырты «три сына», æртæ
хойы «три сестры», æртæ æфсымæры «три брата», æртæ уæйыджы «триуаига».
Æртæ Нарты – это три главные фамилии у нартов: Ахсартагата, Бората, Алагата (по другим вариантам – было три селенья: Верхний Нарт,
Нижний Нарт, Средний Нарт). На пиры-моления в доме Алагата обычно собирались хорошо известные три группы нартов: Араст сты Æртæ
Нарты фæсивасивæд, Уырызмæг сæ разæй. «Отправились молодые
нарты из Трех Нартов, возглавляемые Урызмагом»; Æртæ Нарты ныхасы
.бадынц æмæ тархон канынц. «Заседают старейшие Трех Нартов на совете» (нартовский эпос);
Нартæн æртæ фæткæн баззад: царды хъуыддаджы, куысты æмæ фынгылдæр. «Нарты унаследовали три традиции – поведение в жизни, в делах и в ведении стола» (пословица). Термин «нарт» служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода
богатырское сообщество. Нарты – герои древних эпических сказаний осетин. Нарты, воспринимаемые осетинами как их предки, в определенной мере сопоставимы с мифологическими племенами первых людей. Вообразив себя равными Богу, нарты вызвали на себя Его гнев. Поставленные перед жестким выбором между вечной жизнью и вечной славой, нарты отдают предпочтение вечной славе.
У древних нартов также было по три жены, что обеспечивало не только продолжение рода, но и пополняло число воинов, участвовавших
в постоянных походах и сражениях: Бирæ бауарзтон дæ чызджыты, мæ
хорз æлдар, фæлæ мын Нарты бæсты æртæ усы ис. Нæ фидауынц уыдон
æппындæр сæ кæрæдзиимæ: æдзух дæр загъд æмæ хыл кæнынц.
«И ответил Сослан: – Полюбил я твоих дочерей, мой господин, но в стране нартов остались у меня три жены. Они и так друг с другом не ладят, и вечно у нас в доме крик и брань» (нартовский эпос).
В осетинском сознании три персонажа имеют стойкую корреляцию с определенными пространственными структурами космоса. Уастырджи прочно занимает верхнюю зону мира. Осетины обращаются к
верху (Уастырджи) с поднятой чашей в самых сакральных ритуалах. Урызмаг олицетворяет руководящую роль в социально-обрядовой организации нартов. Урызмаг – житель и представитель средней зонымира. Шатана, связанная с порождающей женской энергией, домашним очагом, запасами еды, домом, является Матерью- землей, центром и средоточием нартовского мира.
Число три связанно с тремя важнейшими категориями жизни осетин: Хуыцау – «Бог», хур – «солнце» и зæхх – «земля»: Хуыцау æрæппæрста
Батрадзы мæлаты фæдыл æртæ цæссыджы, кæм æрхаудтой, уым февзарди æртæ кувæндоны Таранджелос, Мыкалгабыртæ æмæ Реком. «Бог оплакал Батраза и пролил три слезы, где слезы упали, появились три святилища Таранджелос, Мыкалгабырт и Реком» (нартовский эпос); Реком, Таранджелоз æмæ Мыкалгабыр – Хуы- цауы æртæ цæссыджы. «Реком, Таранджелоз и Мыкалгабыр – три слезы Бога» (пословица).
Согласно старинным осетинским обычаям, в честь божества пекли
три лепешки с начинкой из сыра, меда или картофеля. В осетинской религиозной традиции молитва к Богу произносится с тремя пирогами круглой формы (чъири). Круг символизирует землю, бесконечности и законченность. Три пирога означают прошлое настоящее и будущее. Символика традиционных в структуре трех жертвенных пирогов с сыром– уæлибæхт, по мнению В.С. Уарзиаты, отражает древнейшую троичную модель мира. Эти традиции отразились в осетинской обрядовой символике: Нывондаджы кусартæн – æртæ кæрдзыны æмæ кувинаджы нозт.
«Посвященному животному три пи- рога и выпивка для молитв» (послови- ца); Кувæггаг та уыд – æртæ гуыдыны æмæ галы сгуы. «Для обращения к Богу у них было три лепешки и нога быка»; Кæстæртæ æртæ чъирийы æрбахастой куывынмæ. «Младшие принесли три пирога для обращения к Богу» (нартовскийэпос);Къармæгонæхсæвыæртмыдамæсты ракодта æмæ скуывта: «Хуыцауты Хуыцау, ме сфæлдисон Хуыцау, залты мит æмæ 'нусы цъити кæм ныууары æмæ уыцы Нарты хъалтæн сæ лæг хуыздæр кæм рабæрæг вæййы!». «А старая Кармагон испекла в эту ночь три медовые лепешкии стала молиться над ними: – Бог богов, мой Бог! Пошли снега небывалые и спусти с гор свои вечные льды, чтобы поняли нартские хвастуны, кто из нартов наилучший мужчи- на!» (нартовскийэпос).
Согласно религиозным традициям, числоæртæ «три» содержит признак
«оппозиции (четность – нечетность)»:
Цины фынгыл æртæйæн иу хай, зианы фынгыл – дыууæйæн – букв.
«за праздничным столом троим одна порция, за поминальным столом– двоим одна порция»; Циныбадтæнæртæхистæртæ,æртæкæстæртæ,
зианы – дыууæ – букв. «на торжественном застолье – трое старших, трое младших, на похо- ронах – двое»; Цины фынгæн æртыгай
кæрдзынтæ – кувынæн, зианы фынгæн дыгай кæрдзынтæ – хæларæн – букв«на торжественном застолье – три пи- рога для молитвы, на похоронах – два пирога». В данных пословичных изречениях число три символизирует жизнь, а дыууæ, два, – загробный мир, отражая
представления об обрядовой праздничной и поминальной символие осетин.
Числовая константа æртæ «три» является главной параметральной характеристикой микрокосмоса (три сферы вселенной, три высших
ценности, божественная троица, три героя сказки, три действия или задания, три попытки, три этапа любого процесса, троекратное повторение), трехдневное путешествие, трехдневный бой, трехдневный пир. Троекратное повторение числа æртæ «три» означает множественность, творческую, силу, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, является внешним выражением синтеза: Уырызмаг куывд скодта йæ уазæг Сæууайы тыххæй;
бирæ адæм æрхуыдта куывдмæ; адæм дæр бамбæрстой уайтагъд, куывд
цæй фæдыл у, уый. Сæууаймæ нуазæн радтой Уацамонгæйы, æмæ йæ анозта. Æртæ боны фæбадтысты Нарт куывды. «Устроил тут пир Урызмаг в честь своего гостя Саууая. Много на- роду собрал он на пир, и люди сразу поняли, в честь чего устроил Урызмаг этот пир. Преподнесли тут Саууаю почетную чашу Уацамонга, и до дна осушил он ее. Три дня пировали нарты»;
Уæд иу бон Нарты Бурæфæрныг кодта æртæ абоны куывд Нарт уырдæм
хуынд уыдысты, зæрондæй, лæппуйæ. «Все нарты приглашены были на пир как три сегодняшних дня (пира) к Бу- рафарныгу» (нартовский эпос).
Мифологические и сказочные события длятся æртæ азы «три года»,
æртæ боны «три дня», æртæ æхсавы «три ночи»: Уырызмæг, Хæмыц æмæ
Сослан æртæ азы фæцагуырдтой сæ лæппуйы, зæххыл цы нæ къуым
басгæрстой, ахæмнал баззади. «Урызмаг, Хамыц и Сослан три года искали мальчика, на земле не осталось места, где бы они не искали» (нартовский эпос); Паддзах æрæмбырд кодта йæ зондджын лæгты æмæ æртæ боны æмæ æртæ æхсæвы фæтæрхон кодтой, фæлæ ницы тæрхон рахæссын баци сæ бон (Кæркгæс лæппуйы ар- гъау).
«Алдар собрал своих мудрых поданных, три дня и три ночи они судили-рядили, так и ничего не решили» (сказка о птицеводе).
Уастырджи ездит верхом на трехногом коне: Уыцы афон Уастырджы ратахт йе ‘ртыкъахыг бæхыл. «В этот час появился Уастыр-
джи на трехногом коне»; Абадт йе'ртыкъахыг бæхыл Уастырджи æмæ
мæстæйдзагæй денджызы былтыл цуангæнгæ рафардæг ис йæ егаримæ.
«Разозлился Уастырджи, вскочил на своего трехногого коня и с борзой собакой своей поскакал по берегу моря. Стал он охотиться и разогнал свою досаду» (нартовский эпос).
Нарты носят с собой æртæ арты «три огнива»: Уырызмæгмæдæр
æртæ арты уыдис. Уыдонæй иу йæ фарсыл уыди, иннæ йæ астæубосыл,
аннæ та йæ саргъы базы бын. Уымæн дæр йе 'ртытæ бамбæхста Сырдон.
«У Урызмага были три огнива, из них одно огниво было с боку, другое привязано к поясу, следующее огниво хранились у него под подушкой седла» (нартовский эпос).
Три стрелы Сырдона летят æртæ 'рдæм – в три стороны: Уæд сын
Сырдон зæгъы æртæ уæйыгæн:–Уæдæ кæд мæнмæ хъусут, уæд уæ æз бафидауын кæндзынæн. Æз фехсдзынæн сымахæн уæ фæттæ æртæ 'рдæм.
«Сырдон тогда говорит трем великнам: – Вы послушайте-ка меня, и я по-
мирю вас. Дайте мне каждый по стреле, и я пущу их в три разныестороны» (нартовский эпос).
Герои совершают три хороших дела: Æртæ хорздзинады бакæнинаг
дын уыдтæн, фæлæ дзы ныр иусæххæст кæнын йеттæмæ мæ къухы нал бафтдзæн; мæ тæригъæд дæр æмæ дæ тæригъæд дæр фæхæссæд,
ацы ми нын чи бакодта, уый. «Три хороших дела задумала я совершить для тебя, но удалось мне сделать только одно. Пусть за горе, причиненное тебе и мне, падет вина на голову того, кто
сотворил это зло» (нартовский эпос).
Магическое действие предстает как символ общения со сверхъестественными силами. В магических ритуалах, как правило, задействованы три предмета, сопровождаемые часто трехкратным заклинанием. Материалом часто служит волос человека или животного. Это число уравновешено единением трех составляющих, и мир, действующий как единое целое, разделяется на три сферы: небесный – обиталище божеств, ниний – мир мертвых и нечистой силы,
срединный – живых смертных людей: Баздæх æмæ Тархъы Сындзмæ
фæцу. Уым ис сау рувас – йæ ныхы æртæ урс æрдуйы. Рувасы куы 'рцахсай, уæд ын сæ ратонын хъæудзæн.
Сæ иу хъуын уыдонæй уыдзæн дæуæн зонд амонæг; аннæ фестдзæн рон, æртыккаг – æгънæджытæ, æвзист æмæ сыгъзæринæй арæзт. Уыдон та
балæвар кæндзынæ мæнæн. «В таркских степях, излови черную лису. Три белых волоска растут у нее на лбу. Выдерни у нее эти три волоска. Один
волос будет тебе советчиком, другой превратится в пояс, а третий –
в застежки из серебра и золота. Пояс и застежки эти подаришь ты мне» (на- ртовский эпос).
По народным поверьям, нужно сплюнуть три раза, чтобы нечистый
не сглазил: æртæ ту акæнын «сплюнуть три раза» (фразеологическая единица); и три раза пожелать здоровья, чтобы заслужить прощение: «Хæйрæг алыгъди, къæрныхмæрауадыстыæмæ йæ æрцахстой. Къæрных афтæ: «Цы сарæзтаин, хъуыджы бæргæ акодтаин, фæлæ сывæллоны хъуамæ амардаид хæйрæг, æмæ йынкæд æртæ хаты исчи «цæр» загътаид, кæннод ын йæ уд хъуамæ ахастаид» (Къæрных æмæ хæйрæг). «Черт убежал, а вора поймали. Вор и говорит: – Что я мог поделать, я конечно мог взять корову и убежать, но если бы я ушел, черт бы убил ребенка, если бы кто-нибудь не сказал ребенку, когда он чихнул, «будь
здоров» три раза, – и люди простили вора» (сказка про вора и черта).
В осетинских проклятиях злопожелание насылается трижды, сразу
на три поколения: Уыди, загъы, æртæ фæлтæрæн æртæ хъаймæты:
иу артæй, иннæ – донæй, æртыккаг уазалæй. «Было, говорят, трем поколениям три адских испытания:
одно – огнем, другое – водой, третье холодом» (поговорка)
Заключение
Таким образом, сакральная семантика числа æртæ «три» восходит
к индоевропейским архетипическим представлениям
представлениям о временной последовательности и пространственной
протяженности, делимой на три. Характеризуя главные параметры макро- космоса, число три выступает в роли совершенного числа, обозначающего полный набор различных по своей природе сущностей.
По результатам исследования можно заключить, что символическая
составляющая концепта «нымæц» в осетинской лингвокультуре,
репре- зентированная номинатором æртæ «три», формируется на основе следующих концептосоставляющих при-
знаков:
1) мифологого-космогоническая
символика:
a) единство Вселенной и Космо-
са, верхнего, среднего и нижнего миров;
b) целостность,
2) религиозно-мифологическая
символика:
a) духовность;
b) триадная сущность,
3) кувдовая символика (боже-
ственная сущность),
4) фольклорно-мифологическая
символика:
a) преодоление, победа, дости-
жение;
b) триадность вещественного
мира,
5) символика похоронно-поминального
обряда («три» – число за-
гробного мира),
6) магическая символика
a) «три» – число нижнего мира;
b) связь с низшими силами, де-
монарием,
7) социальная символика (трех-
частное деление социума).

Число три в осетинской  - 839774368670
Число три в осетинской  - 839774368926
Число три в осетинской  - 839774369182
Число три в осетинской  - 839774369438
Число три в осетинской  - 839774369694

Комментарии

  • Комментарий удалён.