19 мая 2020
Что означают змеи на архиерейском жезле.
Часть 1
Прежде чем поделиться своим взглядом на данный вопрос, я просмотрел интернет - что пишут. Должен заметить, ничего путного. Никто и нигде толком не объясняет, что означают две змеи на богослужебном жезле православных епископов. Какие-то попытки есть, но они ниже критики.Тем не менее, мне придётся повторить некоторые традиционные толкования, и если этот ликбез вам ни к чему, проматывайте в конец.
Справка: в традиционном христианстве жезл епископа имеет два основных символических значения.
Первое - это атрибут пастуха (по-славянски "пастыря"). Христиане отождествляются со "словесными овцами" стада Христова ("бессловесие" означает, низкое, животное состояние), а возглавитель церковной общины призван быть пастырем, символизируя самого Христа.
Второе - это атрибут власти. Изначально это духовная власть пастыря над духовным стадом, но потом этот символ был усвоен как духовными, так и светскими владетелями во вполне светском смысле.
Есть и другие толкования. Типа это дорожный посох христианина, не имеющего приюта в земном мире, но вечно странствующего в Царство Небесное, или символ мудрости, поскольку на палку опираются старцы, в силу возраста умудрённые жизнью, или ещё с десяток значений и символов. Теоретически можно сесть хорошей компанией за бутылкой доброго вина и креативить такие символы в товарных количествах, пока бутылка не опустеет.
Но это о посохе вообще, безотносительно змей. Разумеется, и прежде многие сетовали, что "палка с гадюками", как её называл мой знакомый священник, так и не получила должного истолкования. Ну, давайте попробуем разобраться вместе, почему так получилось.
Справка: в традиционном христианстве жезл епископа имеет два основных символических значения.
Первое - это атрибут пастуха (по-славянски "пастыря"). Христиане отождествляются со "словесными овцами" стада Христова ("бессловесие" означает, низкое, животное состояние), а возглавитель церковной общины призван быть пастырем, символизируя самого Христа.
Второе - это атрибут власти. Изначально это духовная власть пастыря над духовным стадом, но потом этот символ был усвоен как духовными, так и светскими владетелями во вполне светском смысле.
Есть и другие толкования. Типа это дорожный посох христианина, не имеющего приюта в земном мире, но вечно странствующего в Царство Небесное, или символ мудрости, поскольку на палку опираются старцы, в силу возраста умудрённые жизнью, или ещё с десяток значений и символов. Теоретически можно сесть хорошей компанией за бутылкой доброго вина и креативить такие символы в товарных количествах, пока бутылка не опустеет.
Но это о посохе вообще, безотносительно змей. Разумеется, и прежде многие сетовали, что "палка с гадюками", как её называл мой знакомый священник, так и не получила должного истолкования. Ну, давайте попробуем разобраться вместе, почему так получилось.
Типичный образчик современного церковного ширпотреба - посох для "начинающих" архиереев, у которых пока нет денег на более дорогие экземпляры.
Для начала стоит определить, а змеи ли это? Да вот ни фига. Это типичные драконы, которых в изобразительном искусстве очень легко отличить от змей по следующим признакам: рыло, обозначенные надбровия, полная пасть зубов, характерная чешуя, ушки и крылья. Не обязательно у изображения все признаки присутствуют одновременно и, на самом деле, для классификации данных пресмыкающихся хватило бы одних ушей. Тем не менее, в дальнейшем мы будем использовать змей и драконов как синонимы. В конце концов, изображая драконов, их обычно толкуют как змей.
Что означают змеи? Мудрость, зло, дьявола, ну ещё соблазнителя Евы, которого позже стали ассоциировать с тем же диаволом, целительную силу. Последнее не благодаря Асклепию, чей жезл тоже обвит змеёй, а Моисею, водрузившему на знамя медного змия (Чис 21:4-9), чтобы евреи, укушенные натуральной змеёй, получали исцеление от одного взгляда на змею искусственную: similia similibus curantur (подобное лечится подобным) - такая вполне себе гомеопатия. Есть ещё бесконечный список народных смыслов, но там чего только нет, вплоть до фаллического, и здесь мы об этом не будем, если вы не против.
А драконы? Опять же зло и дьявола, хтонических чудовищ (поговорим о них позже) - но это в чисто церковном представлении. А в средиземноморском народном (читай "языческом") фольклоре это такие твари, которые вроде как злые, но которых можно задобрить, и тогда они будут помогать, навроде нашей бабы Яги.
Теперь следует выделить три ключевых момента:
1. Жезл со змеями есть только у архиереев.
До появления змей различий между посохами не было. Соответствующие жезлы, как символы власти и пастырского попечения, до сих пор сохраняются также у игумнов и архимандритов - возглавителей монашеских общин. Но они без змей. По форме это всегда был обычный костыль, только пару-тройку столетий назад на него стали лепить сверху крестик, так что посох даже внешне утратил малейший намёк на утилитарность.
Для начала стоит определить, а змеи ли это? Да вот ни фига. Это типичные драконы, которых в изобразительном искусстве очень легко отличить от змей по следующим признакам: рыло, обозначенные надбровия, полная пасть зубов, характерная чешуя, ушки и крылья. Не обязательно у изображения все признаки присутствуют одновременно и, на самом деле, для классификации данных пресмыкающихся хватило бы одних ушей. Тем не менее, в дальнейшем мы будем использовать змей и драконов как синонимы. В конце концов, изображая драконов, их обычно толкуют как змей.
Что означают змеи? Мудрость, зло, дьявола, ну ещё соблазнителя Евы, которого позже стали ассоциировать с тем же диаволом, целительную силу. Последнее не благодаря Асклепию, чей жезл тоже обвит змеёй, а Моисею, водрузившему на знамя медного змия (Чис 21:4-9), чтобы евреи, укушенные натуральной змеёй, получали исцеление от одного взгляда на змею искусственную: similia similibus curantur (подобное лечится подобным) - такая вполне себе гомеопатия. Есть ещё бесконечный список народных смыслов, но там чего только нет, вплоть до фаллического, и здесь мы об этом не будем, если вы не против.
А драконы? Опять же зло и дьявола, хтонических чудовищ (поговорим о них позже) - но это в чисто церковном представлении. А в средиземноморском народном (читай "языческом") фольклоре это такие твари, которые вроде как злые, но которых можно задобрить, и тогда они будут помогать, навроде нашей бабы Яги.
Теперь следует выделить три ключевых момента:
1. Жезл со змеями есть только у архиереев.
До появления змей различий между посохами не было. Соответствующие жезлы, как символы власти и пастырского попечения, до сих пор сохраняются также у игумнов и архимандритов - возглавителей монашеских общин. Но они без змей. По форме это всегда был обычный костыль, только пару-тройку столетий назад на него стали лепить сверху крестик, так что посох даже внешне утратил малейший намёк на утилитарность.
Легендарный жезл московского митрополита Петра (XIV в.), Оружейная палата Кремля. Золотые накладки на нём появились позже. В те поры посох архиерея от жезла монастырского игумена практически не отличался.
А теперь делают так - если крестика нет, значит игуменский, а если есть, то архиерейский. На такой "костыль" уже не обопрёшься. Этой форме жезла усвоено название "патери́ца" от греч. "патер" - отец.
2. Двурогий жезл со змеями есть только у православных архиереев.
Что это значит? Жезл является архиерейским атрибутом и в западной христианской традиции - в католической и англиканской церквях. Змея давно прописалась и на их жезлах, но там они совсем другие и мы поговорим о них в следующий раз.
3. Такой жезл появился у православных архиереев только в XVII веке.
Да, как ни странно, это не такой уж старый предмет: в Византийской империи, например, его ещё не существовало. Почему так получилось - попробуем разобраться. Скорее всего, конечно, просто дурацкая мода, но кто знает.. Будем разбираться дальше.
2. Двурогий жезл со змеями есть только у православных архиереев.
Что это значит? Жезл является архиерейским атрибутом и в западной христианской традиции - в католической и англиканской церквях. Змея давно прописалась и на их жезлах, но там они совсем другие и мы поговорим о них в следующий раз.
3. Такой жезл появился у православных архиереев только в XVII веке.
Да, как ни странно, это не такой уж старый предмет: в Византийской империи, например, его ещё не существовало. Почему так получилось - попробуем разобраться. Скорее всего, конечно, просто дурацкая мода, но кто знает.. Будем разбираться дальше.
Молчу уже про вай-фай, на котором мы все сидим тут и "умничаем".. Земля окружена ионосферой, где отражена вся её статика или состояние тонкой разумной биологической энергии..
Таким образом в названии сараф (дракон или змей) или в русской версии серафим эта энергия разума отражена в Писании.. Исследователи древних переводов слов находят параллели именно этого названия сараф, которое Моисей водрузил на шест в пустыне.
Позже его идолизировали как Нехуштан - Нахаш - змей тот самый скользящий по дереву познания холодный огонь энергии, который не обжигает, но очень греет ум человека любопытством.. Это явление видел Моисей на купине..
Сейчас учёным уже открываются энергии не из углеводородов, хотя это и сдерживают, чтобы не рухнули системы электростанций и нефтегазовой промышленности.. Мир уже начинает переходить на высокие источники энергии. И то что "земля и дела на ней сгорят" - это как раз про систему добычи энергии или огня из прежде созданной системы. Начало этого очевидно. Энергетика переходит на новый квантовый уровень и четвёртое измерение на пороге открытия (апокалипсис сарафов или серафимов). Кстати, серафимов, или в иной версии дракончиков, изображали разных цветом не случайно, огонь может быть красный, инфракрасный, ультрафилетовый и блистающее свечение.
Миром правят энергии, притом управляемые умом энергии.
Кто имеет ум, сочтите направление энергий.
Тут нужно все же разделять фольклор от научно-популярных статей. Когда это смешано, это выглядит невежественно..
Лучше уж быть в состоянии вопроса и любопытства..
Поэтому Космос - это одухотворенная сложная энергетическая структура,
существующая и развивающаяся согласно Великим законам,которым подчинено всё, начиная от первоклетки,несущей будущую жизнь,и кончая гигантскими туманностями галактик. Сам человек и весь одухотворенный Космос и планета,на которой мы живём, представляет собой всю ту же энергетическую структуру. В этом состоит суть единства и многообразия макрокосмоса и микрокосмоса.