История Иссык-Кульского флота

У Кыргызстана нет выхода к морю.

Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов.

Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.

Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль".

Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.

Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время.
На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе - Пржевальск крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.

Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие.
Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.

Первые теплоходы «Пионер» и «Прогресс Киргизстана» были построены в Пржевальском затоне из древесины тянь-шаньской ели и спущены на воду в 1926 году.
Строительство их велось в Джергалчаке приезжими мастерами с Волги: своих кадров не было…

Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывали самые отдалённые районы северной Киргизии с железной дорогой.

Н. В. Алексеев, работавший в 1921 году на берегах этого озера, поделился воспоминаниями о рождении иссык-кульского флота:
Тогда там плавали старый трёхмачтовый парусник, приспособленный для перевозки леса,
парусно-моторный баркас «Красный Восток» и изящное парусное судно «Коммунар». Это судно было построено в коммуне аральских рыбаков, переехавших на постоянную работу на Иссык-Куль.

Среди рыбаков оказались способные судостроители, которые и построили быстрый «Коммунар» для транспортных целей, тогда на этих небольших баркасах перевозили хлеб в Рыбачье.
С течением времени возросший коллектив пароходства, преодолевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок. Особенно бурный рост посёлка начался с 1929 года. Здесь создавались новые предприятия».

Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время.
Но путь этого превращения имеет несколько этапов.

Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.
Построенные ими суда: «Коммунар», «Юный коммунар», «Красный Восток», «Азов» и «Иссык-Куль» имели такую систему парусов, что могли ходить и при боковом, и при встречном ветре.
Были довольно быстроходны, и при попутном ветре могли обгонять первые самодвижущиеся теплоходы.
Имели форму галиотов (по искаженному черноморцами и азовцами названию «гульеты».
Впоследствии многие путешественники, включая географа и ихтиолога профессора Берга, дали представление об Иссык-Кульской котловине, как о зоне большого будущего.
И вот, Центральное правительство СССР поручило Среднеазиатскому госпароходству построить на Иссык-Куле два теплохода.

В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев.
Со мной (Д. В. Колесников) и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры.
В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна.
Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.
Вот перед моими глазами фотография, где группа строителей снята с макетом трехмачтовой шхуны «Иссык-Куль».
Шхуна построена в начале нашего века, была по тем временам крупным судном (водоизмещение ее – 130 тонн).
Но не ею и не ей подобными началась история Иссык-Кульского пароходства.
В 1925 году на верфи в Джергалчаке (южный берег озера), были заложены два теплохода – «Прогресс Киргизстана» и «Пионер». Строили их из дерева, тянь-шаньской ели, и в 1926 году Спустили на воду.
История сохранила для потомков снимки тех лет. Оба теплохода стоят у Пржевальской пристани.
При встрече и проводах каждого из них проходили бурные митинги.
И хотя грузоподъемность теплоходов была небольшая – всего 250 тонн и для пассажиров они имели всего по сорок мест в каютах первого и второго классов, - все же появление их на озере имело большое значение.
Суда эти были, в своем роде, культуртрегерами (провозвестниками новой культурной жизни) всей Иссык-кульской котловины, всего Каракольского кантона.
Во время первого рейса на «Пионере» мы сфотографировались. Здесь, слева- я, рядом – инженер – гидрограф Зацепин, капитан «Пионера» Черногор и начальник

А вот группа первых мореплавателей и строителей теплоходов на Иссык-Куле.
В самом центре, усатый, в фуфайке с белым чехлом – Коростелев, а справа от него, помоложе, - первый начальник пароходства Николай Владимирович Федотьев.
Праздничный митинг посвященный открытию пассажирского рейса по озеру Иссык-Куль.
Вручение правительством вымпела. Фото: 1926 год
В первые годы Советской власти в Киргизии строительство морского флота требовало больших затрат, и, тем не менее, правительство пошло на эти затраты, придавая большое значение созданию пароходства на Иссык-Куле.
Каждый руководитель, каждый рядовой труженик понимал это – ведь то была эпоха гужевого транспорта.
Не случайно так многолюдно было при спуске теплохода, почетными гостями были члены исполкома Пржевальского кантона, который объединял в ту пору все населенные пункты Прииссыккулья.
Первые теплоходы были оснащены двигателями типа «балиндер» в 110 эффективных сил (запускались они сжатым воздухом из специальных баллонов).
На каждом теплоходе была команда, состоящая из шестнадцати человек.
Эти двигатели строились на Ижорском заводе в Колпино, возле Ленинграда. Их c большими трудностями доставляли на Иссык-Куль.

«Прогресс Киргизстана», как и «Пионер», в хорошую погоду проходил расстояние от Рыбачьего до Пржевальска за 12-13 часов.
Если учесть, что на всю котловину в ту пору была лишь одна автомашина, то можно понять, как первые суда облегчили перевозку грузов вдоль берега озера.
Мы возили зерно, кожевенное сырье, яблоки, а также буксировали плоты леса и возили пассажиров.
В 1927 году, по годовому отчету, доложенному главным бухгалтером Чухловым В. И. и начальником эксплуатации Юдиным, два теплохода перевезли 72 тысячи тонн грузов, включая перебуксированный лес, и 9 860 пассажиров.

Погрузка-выгрузка производилась грузчиками вручную.

Такое количество пассажиров, как 9 860 человек, было вполне закономерным явлением потому, что, как было сказано выше, на весь кантон имелась всего одна автомашина, да и то легковая.
Значит, все пассажирское движение переместилось на воду."

В данный момент регулярных пассажирских рейсов не совершают потому, что автотранспорт находится вне конкуренции и пароходство принимает пассажиров только для катания и прогулок на недалекое расстояние.

Что касается грузооборота, то он в силу бурного развития республики в целом и огромного строительства в Пржевальске и Прииссыккулье, увеличился на 500-600 процентов в сравнении с 1927 годом, что, в свою очередь, вызвало увеличение тоннажа всего пароходства на Иссык-Куле.

В начале 30-х годов по проекту инженера-кораблестроителя Кебина был построен теплоход «Советская Киргизия», и доныне работающий на Иссык-Куле.

Теплоход «Советская Киргизия», конечно, был мощнее первых судов. Создание Иссык-Кульского пароходства повлияло на быстрый рост Рыбачьего.

Если в 1926 году, когда мы пришли в Рыбачье из Пржевальска первым рейсом, поселок состоял из нескольких домиков, то вскоре здесь, в своего рода перевалочном населенном пункте, появилось несколько причалов, элеватор, лесопильный завод, отделение госбанка.

Сейчас, как вы знаете, Рыбачье – довольно крупный и шумный город. Разрослись и другие села и поселки Прииссыккулья.

Иссык-кульское пароходство в наши дни ничем уже не напоминает те годы, в которые нам приходилось начинать.

Погрузку и разгрузку производят портальными кранами, между Пржевальском, Бокомбаевским, Рыбачьим, Тюпом и Курментами курсируют быстроходные суда.

Среди них – теплоход «40 лет Киргизстана», буксиры: «Норд», «Зюйд», танкер «Генерал Панфилов» и много других судов.

А впереди еще большие перемены.
Д. В. Колесников.

1. Трехмачтовая шхуна "Иссык-Куль". Фото: 1920 год
2. Пристань Рыбачье в день открытия грузопассажирских рейсов по озеру Иссык-Куль. Фото: 1926 год
1.История Иссык-Кульского судостроительства. Баркас
3..Верфь в Джергалчаке. Фото: 1923 год.
4.Иссык-Кульское пароходство. Коллектив пароходства
5.Парусно-моторный баркас «Красный Восток» Фото: 1920 год
6.Разгрузка парохода "Пионер" на озере Иссык-Куль Фото:1930
7.Баркас в заливе Кара-Суу Фото: 1926 год
8. Сплав леса
За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж — в 70 раз, а количество грузов (несмотря на постройку шоссейного кольца вокруг Иссык-Куля, по которому перевозятся различные товары) — в 43 раза.

Горные долины богаты хлебом, скотом, углём, лесом.

Эти грузы перебрасываются на пристань Рыбачье, а отсюда отправляются в город Фрунзе. (из воспоминаний Д. В. Колесникова)

1.Теплоход "Советская Киргизия" в рейсе. Фото:1931 год
2.Команда теплохода "Советская Киргизия" после рейса. Фото: 1969 год
Автомобильная перевозка из г.Семипалатинск гидрологического судна длиной 18 м, высотой 10,5 м, массой 100 т на высокогорное озеро Иссык-Куль.
Заказчик - Гидрометеоцентр
Андреевский флаг над Иссык-Кулем

Военная база «Койсары» расположена на восточной стороне озера Иссык-Куль возле небольшой бухты Пржевальского.

Российская пресса не упоминала «Койсары» целых полвека, что понятно: на базе много лет испытывали новые виды вооружений, поэтому лишнего внимания к себе здесь не привлекали.

Озеро Иссык-Куль идеально подходит для торпедных испытаний
- дно абсолютно чистое, не илистое, к тому же соленая вода не дает прогнивать корпусам кораблей-торпедоносцев.

Официальный повод для рассекречивания базы озвучил представитель Рособоронэкспорта,
заявивший, что Россия намерена использовать «Койсары» как место проведения международного салона по новейшим вооружениям.

По мнению специалистов, «Койсары» является образцом профессиональной Российской армии.
Призывников на базе нет, все должности занимают офицеры, мичманы и контрактники.
9 мая 2015 года на озере Иссык-Куль состоялся парад кораблей и катеров находящейся там 954-й испытательной базы противолодочного вооружения ВМФ России в Койсары (Каракол),
предназначенной для проведения испытаний морского подводного оружия и вооружения - в первую очередь торпед производства ОАО
«Транснациональная корпорация «Дастан» (Бишкек, бывший Приборостроительный завод имени 50-летия Киргизской ССР).

Военные корабли прошли парадом по озеру Иссык-Куль, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войны.

В параде, прошедшем в заливе Пржевальского озера Иссык-Куль, приняли участие всего 17 кораблей и катеров
- как входящих в состав 954-й испытательной базы ВМФ России, так и гражданских
.
Шесть кораблей и катеров находились в парадном строю, а остальные, в том числе с ветеранами на борту, прошли мимо парадного строя.
Главным видом туристических развлечений являются морские путешествия по волнительным водам Иссык-Куля.

Многие пансионаты как северного, так и южного побережья специально оборудованы длинными и удобными пирсами для того, чтобы морской транспорт мог свободно причаливать.

В настоящий момент по акватории озера курсируют три основных теплохода: "Чингиз"- президента Казахстана, "Мёлтур"- МЧС Киргизии и "Москва" - президента Киргизии.

Грациозные, маневренные, словно чайки на волнах, они с комфортом и в совершенной безопасности перевозят ежедневно туристические группы, давая возможность отдыхающим вдохнуть по-настоящему морской воздух полной грудью и воочию увидеть, насколько величественны горные хребты, между которыми царственно покоится живительное озеро.
Помимо теплоходов, популярность в последние годы набирают также и путешествия на катерах и парусных яхтах.

Сегодня можно забронировать поездки на катерах «Круиз», «Горизонт» и «Каракол», на скоростном катере «BAU LINER».
Суда выходят в море под флагом яхт-клуба «КРУИЗ», который расположен на побережье озера Иссык-куль.
Именно этот клуб предлагает сферу услуг для активного водного отдыха по всей акватории озера.
Клуб предоставляет зоны для стоянки и хранения катеров и яхт в течение всего года.
Материалы:
1.Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников
2.Из книги: Мурзаев Э. М. Годы исканий в Азии. — М.: Мысль, 1973
3.Информация и фото из интернета

#ЭтоИнтересно

Комментарии

  • 19 июн 2016 12:40
    Спасибо за увлекательное путешествие! :-D
  • 29 апр 2017 13:59
    Спасибо за подробную информацию.
  • 3 мая 2017 00:31
    Это будет интересно узнать молодежи,да и мы не все знали!!!
  • 16 ноя 2017 22:31
  • 14 июл 2019 16:25
    Класс!
  • 12 июл 2021 16:41
    Да, два теплохода близнеца Чайка и Альбатрос, это карабли моего пионерского детства! У Чайки задняя палуба была открыта,а у Альбатроса закрытая.Нам, пионерам тех пятидесятых шестидесятых больше нравилась Чайка, и Кеп там был "настоящий,"с бородой и трубкой в зубах.
  • 28 дек 2021 10:53
    Чайку порезали на метал,а Альбатрос переделали под современное судно называется Адилет
  • 23 фев 2022 23:28
    Убрать базу к чертям Кыргызстану она нах не нужна!!!!
  • 29 апр 2022 16:28
    Спасибо за информацию, очень хорошо помню эти два теплохода Чайку и Альбатрос.! Они были на плаву все наше иссыккульское детство и юнность.
  • 1 сен 2022 04:41
    Поздравляю!!!
  • 1 сен 2022 06:13
  • 8 сен 2022 01:29
    Вы меня приятно удивили, спасибо всем, я тоже моряк Иссык-Кульский
  • 7 сен 2023 13:36
    Большое спасибо за память и скрупулёзное вопроизведение текста; мы потомки Дмитрия Владимировича Колесникова, сейчас работаем над публикацией собрания его воспоминаний.
  • 7 сен 2023 17:22
    А дед Щетина, который жил в Долинке, Вам случайно не родственник?