Новосельцев Григорий ПетровичОт первой литургии, совершенной самим Христом, и до сегодняшнего дня прошло более двух тысяч лет. За это время произошло множество изменений в формах богослужений. По сути, все богослужение построено на подготовке к этому великому таинству. Содержание этих служб зависело от многих факторов, связанных с различными аспектами нашей жизни. На этапе формирования канона Нового Завета не было возможности выработать единый текст, и поэтому существовало около ста литургий, которые, однако, не считались еретическими. Чтобы ограничить влияние различных ересей, возникла необходимость создания единой литургии для всей полноты Церкви. В этих литургиях также происходили изменения и коррекции в зависимости от культуры и традиций народов, в которых они использовались. Нередки были случаи, когда некоторые общины теряли связь с единым духовным центром и развивались самостоятельно, что также приводило к местным особенностям.Менялись не только текст и структура богослужения, но и форма. Вначале богослужение больше походило на Тайную Вечерю, и такая форма именовалась вечерами любви или агапами, что было связано с отсутствием специальных богослужебных помещений и конспирацией во время трех веков гонений. Специальные здания появились только в IV веке, когда Церковь вышла из подполья.Менялись и традиции. Чтобы стать членом Церкви, нужно было пройти длительный путь оглашения для изучения веры и осознания того, к чему приведёт принятие в Церковь — это была высокая вероятность мученнической смерти. Естественно, возникало множество организационных и богословских проблем, появление еретических учений, с которыми приходилось бороться. Также возникали раскольники, ведомые личными амбициями, а для публики они находили внешние причины. При этом внешне, казалось, ничего не менялось, но разрыв с полнотой Церкви был очевиден.Не менее значительным был и сам факт существования и народа, среди которого шла миссия. Одно дело — когда это были крупные мегаполисы, другое — сельская местность, а третье — кочевые народы. Все это время существовало и продолжало существовать миссионерское движение для просвещения в вере иных народов планеты. Но нас будет интересовать миссия на территории, которая впоследствии станет частью Российской империи в границах 1867 года с Аляской.Также хочу обратить внимание на еще один аспект, который повлиял на христианскую жизнь не только в нашей стране. До 1054 года западная церковь с центром в Риме и восточная с центром в Константинополе имели свои особенности развития в рамках единой Церкви.1. Римский епископ стремился к административному подчинению всех христианских церквей. Для этого формировался догмат о приоритете, а затем и о непогрешимости Папы Римского, утверждающего, что он является наместником Бога на земле.2. В Символ веры Рим внес понятие "филиокве" — исхождение Святого Духа от Отца и Сына, что приводило к искажению иерархичности Троицы.3. Римская церковь считала ереси внешние обрядовые моменты в построении богослужения, таинств и обрядов, в то время как восточная церковь обращала больше внимания на богословские вопросы и считала внешние факторы второстепенными.4. В миссионерской работе католики навязывали единую структуру богослужения для всех народов, независимо от их особенностей. В восточной церкви миссионеры старались адаптировать богослужение к местным обычаям, традициям и языкам.Учитывая все это разнообразие, следует рассматривать миссионерскую деятельность христианской церкви на всей территории.До принятия христианства Киевской Русью, а это узкая полоска вдоль Днепра от моря до земель Великого Новгорода, миссионерская работа велась вдоль торговых путей по Днепру, Волге, Дону, а также по Великому шелковому пути, который соединял Китай с Европой и Ближним Востоком. Кроме того, окрестные народы, граничившие с бывшей Римской империей, также находились в поле внимания миссионеров. Для России это были северные районы Причерноморья, Крым и низовья Дона. На всей этой территории проповедовали миссионеры из Рима, Византии, Армении, Грузии и Персии, которая административно отделилась от Византийской церкви. Причем последняя больше всего преуспела в своей деятельности в Азии, в наших границах это от Каспийского моря и до Дальнего Востока. На севере европейской России, в Новгородских землях, свою миссию несла церковь из Ирландии, которая имела свои особенности: в течение трех веков она жила, оторванная от религиозных центров, что привнесло свои обрядовые особенности.Таким образом, к IX веку, когда Русь официально приняла христианскую веру, даже на том малом, по сравнению с будущей территорией страны, участке уже действовало немало миссионеров и христианских храмов. Со временем Русь принимала различные формы христианства в результате миссионерской деятельности. Западная Русь находилась под властью католической Речи Посполитой, где не прекращалось противостояние между православием и католицизмом. Не имея возможности избавиться от православных, католики пошли на хитрость. Они предложили унию: оставались все внешние обрядовые особенности греческой церкви, но с условием, что главой церкви они будут считать римского папу. Однако это только обострило противостояние. Кто-то понимал последствия этого лукавства, а кто-то нет.Вопрос об принятии единой формы богослужения поднимался не раз, так как возникало множество проблем, в том числе появление еретических сект и трудности с переписью богослужебных книг, особенно учитывая, что они приходили из разных миссионерских школ. Двойные или тройные переводы с языка на язык также создавали дополнительные сложности. По этой причине был создан кружок ревнителей благочестия, которые стремились решить эту проблему. В его состав вошли те, кто впоследствии стали непримиримыми врагами. Я не буду вдаваться в подробности этого конфликта и его причин, поскольку этому посвящено множество литературных работ, написанных последователями обеих сторон конфликта, которые оправдывали своих и обвиняли оппонентов.Я хочу обратить внимание на следующее:1. Обе стороны конфликта стремились к изменениям и отдичались степень радикализма и наличием административного ресурса у одной из них. И конфликт решался не на богословских спорах а силами государства.2. Обе стороны зациклились на внешней обрядности а не на богословском смысле, а пояснение народу причин таких нововведений их мало беспокоило. Народу кинули лозунг о двуперстии, хотя изначально между руководителями конфликта по этоу вопросу разногласий не было.3. По сути, столкнулись личные амбиции с обеих сторон, что на руку врагам рода человеческого и России, и в результате никто не выиграл.4. Пострадали обе стороны. Первой жертвой оказался Патриарх Никон, а спустя несколько десятилетий Россия лишилась патриарха, во главе церкви стал синод — гражданский орган, во главе которого нередко стояли безбожники.В результате элита уже могла не обращать внимания на священноначалие, губернаторы перестали замечать наставления епископов, а помещики также относились к приходскому священству с пренебрежением. Духовное образование было передано Министерству просвещения, около 80% монастырей было закрыто, а имущество конфисковано.Старообрядчество, как единое движение, распалось на множество толков и согласий. Причем даже в их рамках было немало тех, кто выражал несогласие со своими руководителями и создавал свои версии. Хотя они все крестились двумя перстами, согласия между ними как не было, так и нет.Чтобы решить проблему священства и сохранения старообрядчества, было создано единоверие, которое сохраняло обряд старого обряда, но священство назначалось из кандидатов РПЦ. Но это не решило проблему, их версии только множились.К началу XX века приходы официальной Русской Православной Церкви (РПЦ) не имели статуса юридического лица, в то время как старообрядцы обладали такими правами. 20% экономики принадлежало им. Их представители входили в состав думы и правительства, как царского, так и временного, после переворота 1917 года. Но это отдельный разговор, которому посвящены мои статьи; их я выложу позже.В 1920-е годы на заседании синода было принято решение признать старый обряд равноспасительным и снять все существовавшие запреты относительно него. При патриархе Пимене это решение было подтверждено на соборе.В наше время существует комиссия по изучению опыта старого обряда, и многое из этого опыта применяется приходами РПЦ в богослужении. Однако проблема осложнена тем, что есть три согласия тех, кто признает священство, не считая тех, кто по разным причинам ушел в раскол с ними, а также множество толков беспоповцев, которые считают иных еретиками.Среди них есть люди, осознающие пагубность такого положения, но опасаясь нового раскола, они колеблются с принятием решения и не хотят нести за это ответственность. Вместо любви, о которой говорил Христос, «По тому будут все знать, что вы Мои ученики», происходят нескончаемые упреки и воспоминания о прошлых обидах.Надеюсь, что наступит время, когда придёт понимание бессмысленности продолжения конфликта, который только радует врагов России и рода человеческого.© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2025Свидетельство о публикации №225020701271
Кто мы?
:Григорий Петрович Новосельцев
История раскола в России, причины и последствия
Новосельцев Григорий Петрович
От первой литургии, совершенной самим Христом, и до сегодняшнего дня прошло более двух тысяч лет. За это время произошло множество изменений в формах богослужений. По сути, все богослужение построено на подготовке к этому великому таинству. Содержание этих служб зависело от многих факторов, связанных с различными аспектами нашей жизни. На этапе формирования канона Нового Завета не было возможности выработать единый текст, и поэтому существовало около ста литургий, которые, однако, не считались еретическими. Чтобы ограничить влияние различных ересей, возникла необходимость создания единой литургии для всей полноты Церкви. В этих литургиях также происходили изменения и коррекции в зависимости от культуры и традиций народов, в которых они использовались. Нередки были случаи, когда некоторые общины теряли связь с единым духовным центром и развивались самостоятельно, что также приводило к местным особенностям.
Менялись не только текст и структура богослужения, но и форма. Вначале богослужение больше походило на Тайную Вечерю, и такая форма именовалась вечерами любви или агапами, что было связано с отсутствием специальных богослужебных помещений и конспирацией во время трех веков гонений. Специальные здания появились только в IV веке, когда Церковь вышла из подполья.
Менялись и традиции. Чтобы стать членом Церкви, нужно было пройти длительный путь оглашения для изучения веры и осознания того, к чему приведёт принятие в Церковь — это была высокая вероятность мученнической смерти. Естественно, возникало множество организационных и богословских проблем, появление еретических учений, с которыми приходилось бороться. Также возникали раскольники, ведомые личными амбициями, а для публики они находили внешние причины. При этом внешне, казалось, ничего не менялось, но разрыв с полнотой Церкви был очевиден.
Не менее значительным был и сам факт существования и народа, среди которого шла миссия. Одно дело — когда это были крупные мегаполисы, другое — сельская местность, а третье — кочевые народы. Все это время существовало и продолжало существовать миссионерское движение для просвещения в вере иных народов планеты. Но нас будет интересовать миссия на территории, которая впоследствии станет частью Российской империи в границах 1867 года с Аляской.
Также хочу обратить внимание на еще один аспект, который повлиял на христианскую жизнь не только в нашей стране. До 1054 года западная церковь с центром в Риме и восточная с центром в Константинополе имели свои особенности развития в рамках единой Церкви.
1. Римский епископ стремился к административному подчинению всех христианских церквей. Для этого формировался догмат о приоритете, а затем и о непогрешимости Папы Римского, утверждающего, что он является наместником Бога на земле.
2. В Символ веры Рим внес понятие "филиокве" — исхождение Святого Духа от Отца и Сына, что приводило к искажению иерархичности Троицы.
3. Римская церковь считала ереси внешние обрядовые моменты в построении богослужения, таинств и обрядов, в то время как восточная церковь обращала больше внимания на богословские вопросы и считала внешние факторы второстепенными.
4. В миссионерской работе католики навязывали единую структуру богослужения для всех народов, независимо от их особенностей. В восточной церкви миссионеры старались адаптировать богослужение к местным обычаям, традициям и языкам.
Учитывая все это разнообразие, следует рассматривать миссионерскую деятельность христианской церкви на всей территории.
До принятия христианства Киевской Русью, а это узкая полоска вдоль Днепра от моря до земель Великого Новгорода, миссионерская работа велась вдоль торговых путей по Днепру, Волге, Дону, а также по Великому шелковому пути, который соединял Китай с Европой и Ближним Востоком. Кроме того, окрестные народы, граничившие с бывшей Римской империей, также находились в поле внимания миссионеров. Для России это были северные районы Причерноморья, Крым и низовья Дона. На всей этой территории проповедовали миссионеры из Рима, Византии, Армении, Грузии и Персии, которая административно отделилась от Византийской церкви. Причем последняя больше всего преуспела в своей деятельности в Азии, в наших границах это от Каспийского моря и до Дальнего Востока. На севере европейской России, в Новгородских землях, свою миссию несла церковь из Ирландии, которая имела свои особенности: в течение трех веков она жила, оторванная от религиозных центров, что привнесло свои обрядовые особенности.
Таким образом, к IX веку, когда Русь официально приняла христианскую веру, даже на том малом, по сравнению с будущей территорией страны, участке уже действовало немало миссионеров и христианских храмов. Со временем Русь принимала различные формы христианства в результате миссионерской деятельности. Западная Русь находилась под властью католической Речи Посполитой, где не прекращалось противостояние между православием и католицизмом. Не имея возможности избавиться от православных, католики пошли на хитрость. Они предложили унию: оставались все внешние обрядовые особенности греческой церкви, но с условием, что главой церкви они будут считать римского папу. Однако это только обострило противостояние. Кто-то понимал последствия этого лукавства, а кто-то нет.
Вопрос об принятии единой формы богослужения поднимался не раз, так как возникало множество проблем, в том числе появление еретических сект и трудности с переписью богослужебных книг, особенно учитывая, что они приходили из разных миссионерских школ. Двойные или тройные переводы с языка на язык также создавали дополнительные сложности. По этой причине был создан кружок ревнителей благочестия, которые стремились решить эту проблему. В его состав вошли те, кто впоследствии стали непримиримыми врагами. Я не буду вдаваться в подробности этого конфликта и его причин, поскольку этому посвящено множество литературных работ, написанных последователями обеих сторон конфликта, которые оправдывали своих и обвиняли оппонентов.
Я хочу обратить внимание на следующее:
1. Обе стороны конфликта стремились к изменениям и отдичались степень радикализма и наличием административного ресурса у одной из них. И конфликт решался не на богословских спорах а силами государства.
2. Обе стороны зациклились на внешней обрядности а не на богословском смысле, а пояснение народу причин таких нововведений их мало беспокоило. Народу кинули лозунг о двуперстии, хотя изначально между руководителями конфликта по этоу вопросу разногласий не было.
3. По сути, столкнулись личные амбиции с обеих сторон, что на руку врагам рода человеческого и России, и в результате никто не выиграл.
4. Пострадали обе стороны. Первой жертвой оказался Патриарх Никон, а спустя несколько десятилетий Россия лишилась патриарха, во главе церкви стал синод — гражданский орган, во главе которого нередко стояли безбожники.
В результате элита уже могла не обращать внимания на священноначалие, губернаторы перестали замечать наставления епископов, а помещики также относились к приходскому священству с пренебрежением. Духовное образование было передано Министерству просвещения, около 80% монастырей было закрыто, а имущество конфисковано.
Старообрядчество, как единое движение, распалось на множество толков и согласий. Причем даже в их рамках было немало тех, кто выражал несогласие со своими руководителями и создавал свои версии. Хотя они все крестились двумя перстами, согласия между ними как не было, так и нет.
Чтобы решить проблему священства и сохранения старообрядчества, было создано единоверие, которое сохраняло обряд старого обряда, но священство назначалось из кандидатов РПЦ. Но это не решило проблему, их версии только множились.
К началу XX века приходы официальной Русской Православной Церкви (РПЦ) не имели статуса юридического лица, в то время как старообрядцы обладали такими правами. 20% экономики принадлежало им. Их представители входили в состав думы и правительства, как царского, так и временного, после переворота 1917 года. Но это отдельный разговор, которому посвящены мои статьи; их я выложу позже.
В 1920-е годы на заседании синода было принято решение признать старый обряд равноспасительным и снять все существовавшие запреты относительно него. При патриархе Пимене это решение было подтверждено на соборе.
В наше время существует комиссия по изучению опыта старого обряда, и многое из этого опыта применяется приходами РПЦ в богослужении. Однако проблема осложнена тем, что есть три согласия тех, кто признает священство, не считая тех, кто по разным причинам ушел в раскол с ними, а также множество толков беспоповцев, которые считают иных еретиками.
Среди них есть люди, осознающие пагубность такого положения, но опасаясь нового раскола, они колеблются с принятием решения и не хотят нести за это ответственность. Вместо любви, о которой говорил Христос, «По тому будут все знать, что вы Мои ученики», происходят нескончаемые упреки и воспоминания о прошлых обидах.
Надеюсь, что наступит время, когда придёт понимание бессмысленности продолжения конфликта, который только радует врагов России и рода человеческого.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2025
Свидетельство о публикации №225020701271