Амбарник Амбарник, Амбарный (Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. Он — хозяин амбара, «ведает» всеми припасами, следит за сохранностью зерна. Подобно другим духам—охранителям крестьянского хозяйства, амбарник трепетно относится ко всем семейным заботам, именно поэтому девицы прибегают гадать в амбары так же часто, как в бани и овины. Но поскольку амбарник имеет дело только с зерном, его ответы связаны не с характером будущего жениха, не с его здоровьем или красотой, а только с достатком или бедностью. В некоторых губерниях России девушки, отправляясь к амбару во время святочных гаданий, слушали, как ведут себя его сверхъестественные обитатели. Встав возле амбара, они приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!» Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, ее ждало замужество за бедняком.
"А вот еще про амбарника расскажу. Дед рассказывал. Девки побежали к анбару в Святки, очертились [Очертиться - очертить вокруг себя круг с целью уберечься от нечистой силы], как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, запёрся, а девки прибежали к анбару под замок и слышат, там кто-то приговариват: «Лучку мну, в корзинку кладу. Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило. Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать, самого анбарник скрутил (Архангельская обл.)
Кто мы?
36.
Амбарник
Амбарник, Амбарный (Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. Он — хозяин амбара, «ведает» всеми припасами, следит за сохранностью зерна.
Подобно другим духам—охранителям крестьянского хозяйства, амбарник трепетно относится ко всем семейным заботам, именно поэтому девицы прибегают гадать в амбары так же часто, как в бани и овины. Но поскольку амбарник имеет дело только с зерном, его ответы связаны не с характером будущего жениха, не с его здоровьем или красотой, а только с достатком или бедностью.
В некоторых губерниях России девушки, отправляясь к амбару во время святочных гаданий, слушали, как ведут себя его сверхъестественные обитатели. Встав возле амбара, они приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!» Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, ее ждало замужество за бедняком.