В начале правления Меченого Генсека, на заре перестройки, в кино дебютировал Николай Досталь, сын погибшего на съёмках в 1959-м режиссёра Николая Досталя.
Не без протекции старшего брата, в ту пору замгенерального директора «Мосфильма» по производству Владимира Досталя, он снял ретро-драму «Человек с аккордеоном». Сценарий тоже по дебютной одноимённой повести Анатолия Макарова, выпускника журфака МГУ, опубликованной в 1974 году в журнале «Юность», написал рождённый за Полярным кругом Александр Бородянский, заочный выпускник сценарного факультета ВГИКа, мастерская Ильи Вайсфельда и Веры Туляковой, старший брат Михаила Эммануиловича Бородянского, замначальника воркутинского военизированного горноспасательного отряда, с которым, так уж случилось, мне несколько лет довелось быть на дружеской ноге. Однажды на авиарейсе София-Москва довелось познакомиться и самим Александром Эммануиловичем, летящим в компании кинорежиссёра Вадима Абдрашитова. Вначале я узнал Абдрашитова и подошёл засвидетельствовать своё почтение. Он представил спутника – до этого я его никогда не видел. Я сказал, что знаю одного хорошего приятеля с такой же фамилией из Воркуты. У того глаза полезли на лоб от удивления. «Так это же мой родной брат!» Как всё-таки тесен мир! Мы чокнулись за «познанство» распакованной мной болгарской раки́ей, и связались по мобильному с Воркутой, хотя это и запрещено правилами Аэрофлота. 3-го февраля дитя войны Александр Бородянский отпразднует своё 81-летие!
Человек с аккордеоном. 1985
У Николая Досталя интересная родословная. По отцу – русские и чешские корни, по матери – персидские. А воспитывала их с братом после смерти матери, мачеха Наталья Андросова, урождённая княжна Искандер, праправнучка Николая I, единственная из семьи Романовых оставшаяся в живых в СССР. В 1970 году он окончил факультет журналистики МГУ, в 1972 году – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Георгия Данелии). «Человек с аккордеоном» пусть не триумфально, но не прошёл незамеченным, запомнился многим зрителям. Общепризнанно, что роль довоенного артиста оперетты, получившего тяжёлое ранение на фронте, но нашедшего в себе силы нести радость людям своим искусством – одна из лучших в творческом багаже бывшего ведущего артиста театра на Таганке Валерия Золотухина. Главной задумкой авторов было показать послевоенную Москву, её окраины и переулки, будни и праздники через музыку, озаряющую собой жизнь целых поколений, характер же героя, цельность его образа – раскрыть через песни, которые он исполняет. Поверь, читатель, было не просто вычленить их в отдельный список, но, вроде, усилия мои увенчались успехом. Первой и последней песней, закольцовывающей общее попурри, или, как сейчас бы выразились, саундтрек, является песня из репертуара Леонида Осиповича Утёсова «Здравствуй, здравствуй» (М.Фрадкин-В.Винников). Другие мелодии и строки, звучащие в картине: Пора в путь-дорогу (В.Соловьёв-Седой-С.Фогельсон) Дядя Ваня (М.Табачников-А.Галла) Журавли (М.Фрадкин-Е.Долматовский) Ай да парень-паренёк (Э.Рознер-Н.Лабковский) «Марш энтузиастов» (И.Дунаевский-Д’Актиль) Лизавета (Н.Богословский-Е.Долматовский) Вниз по Волге-реке (А.Варламов-А.Шаховский), Двадцать второго июня, ровно в 4 часа (Е.Петербургский-Б.Ковынёв) Вставай, страна огромная! (А.Александров-В.Лебедев-Кумач) Вот солдаты идут (К.Молчанов-М.Львовский) Песенка фронтового шофёра (Б.Мокроусов-Н.Лабковский) Само собой, примета времени – эпизод из фильма Бакинской киностудии «Аршин мал алан» Рзы Тахмасиба и Николая Лещенко, демонстрируемого в кинотеатре, где медовым голосом Рашид Бейбутов, любимец женской аудитории, поёт песню Узеира Гаджибекова «Ах, ты, моя дорогая! А-ах, золотая!» на текст из либретто Сабита Рахмана в переводе и обработке Татьяны Стрешнёвой. Другой точный знак эпохи – радиорепортаж «короля спортивного эфира» Вадима Синявского с футбольного матча ЦДКА, «команды лейтенантов», и «Спартака», команды «красно-белых». На стене в комнате главного героя среди других – фотография Михаила Чехова в роли Хлестакова (постановка «Ревизора» К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко в 1921 году на сцене Первой студии МХТ). Живое отражение ушедшей эпохи – кажется, навсегда канувшая в Лету игра наших бабушек и дедушек – «Лото»! Звучат «крики-объявы»: «Барабанные палочки. Чёртова дюжина. Уточки (Туточки!) Дед (А сколько ж ему лет?) Туда-сюда...» Сможешь, читатель, определить, какие цифры были выбиты на этих бочонках? В фильме – много танцев: танцуют на улице, на свадьбах. Вот пускается в пляс подвыпивший гомеопат в исполнении Евгения Евстигнеева. А вот «тустеп» Золотухина – коронный дуэт «В ту степь» Яшки-артиллериста и Гапуси, «Приготовьтесь фрау-мадам, я урок вам первый дам!» из оперетты 1936 года Бориса Александрова, сына Александра Александрова, создателя Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Чуткий зритель сразу уловит, что хотя на патефоне и заведена грампластинка, звучит запись из ленфильмовской экранизации одноимённой оперетты 1967 года режиссёра Андрея Тутышкина в исполнении Михаила Пуговкина и Зои Фёдоровой (Гарпины Дормидонтовны). В кино подобное смешение и смещение времён вполне допускается. Весь же смак, цимес этой сцены в том, что в комнату заглядывает сосед с чайником – сам Михаил Пуговкин, который вначале деланно удивляется, а потом невинно изрекает: «Опять ты эти тру-ля-ля выделываешь? Давай лучше Чайковского сгоняем!» Вот неотразимая Тамара, актриса Елена Плетнёва, выпускница Школы-студии МХАТ (курс В.П.Маркова), за карьеру снявшаяся лишь в шести эпизодических ролях, выходит к своим ухажёрам и кавалерам на шикарных авто под разные мелодии. Одна из них – «Чаттануга Чу-чу» (Chattanooga Choo Choo) из репертуара джаз-оркестра Гленна Миллера. После показа на советских экранах «Серенады Солнечной долины» Брюса Хамберстоуна песня«Поезд на Чаттанугу», или просто «Чу-ча», как её окрестили в народе, стала культовой у послевоенных «стиляг» и «штатников». Золотухин не только поёт и танцует, но и блестяще декламирует отрывок из 7-ой главы «Евгения Онегина», вызывая бурные овации заскучавшей было публики: Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! Кирпич, вор Костя Сапрыкин Станислава Садальского из говорухинского «Места встречи изменить нельзя» сменил внешность, стал вальяжным артистом-лауреатом. Ему хватило пары штрихов, дабы показать бесчувственность и эгоизм бывшего коллеги по сцене. Роль довоенной любимой главного героя отдали красавице Ирине Алфёровой. А кому ж ещё-то? Не может не понравиться шикарный перл от «полковника Кудасова» из «Новых приключений неуловимых», актёра Владимира Сошальского: «Запах кулис приятнее запаха пригорелого пирога и самогонного перегара.» Вычислить, в каком конкретном году происходят события, в отличие, скажем, от «Военно-полевого романа» Петра Тодоровского – проще пареной репы. Подсказка – на транспарантах ноябрьской демонстрации. Гораздо сложней выяснить, когда происходит финальный эпизод. Здесь ответ даёт песня, которую некий ВИА поёт на сцене. Это «Трава у дома» Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного, написанная ко Дню космонавтики 12 апреля 1982 года, лауреат конкурса «Песня-1983» в исполнении группы «Земляне». А судя по двухгрифовой гитаре, это и есть, искомая группа, один из её первых составов.
Анекдоты ниже пояса - 18 ПЛЮС!
:Эркин (Эрик) Касымов
В начале правления Меченого Генсека, на заре перестройки, в кино дебютировал Николай Досталь, сын погибшего на съёмках в 1959-м режиссёра Николая Досталя.
Не без протекции старшего брата, в ту пору замгенерального директора «Мосфильма» по производству Владимира Досталя, он снял ретро-драму «Человек с аккордеоном». Сценарий тоже по дебютной одноимённой повести Анатолия Макарова, выпускника журфака МГУ, опубликованной в 1974 году в журнале «Юность», написал рождённый за Полярным кругом Александр Бородянский, заочный выпускник сценарного факультета ВГИКа, мастерская Ильи Вайсфельда и Веры Туляковой, старший брат Михаила Эммануиловича Бородянского, замначальника воркутинского военизированного горноспасательного отряда, с которым, так уж случилось, мне несколько лет довелось быть на дружеской ноге.
Однажды на авиарейсе София-Москва довелось познакомиться и самим Александром Эммануиловичем, летящим в компании кинорежиссёра Вадима Абдрашитова. Вначале я узнал Абдрашитова и подошёл засвидетельствовать своё почтение. Он представил спутника – до этого я его никогда не видел. Я сказал, что знаю одного хорошего приятеля с такой же фамилией из Воркуты. У того глаза полезли на лоб от удивления.
«Так это же мой родной брат!»
Как всё-таки тесен мир! Мы чокнулись за «познанство» распакованной мной болгарской раки́ей, и связались по мобильному с Воркутой, хотя это и запрещено правилами Аэрофлота. 3-го февраля дитя войны Александр Бородянский отпразднует своё 81-летие!
«Человек с аккордеоном» пусть не триумфально, но не прошёл незамеченным, запомнился многим зрителям.
Общепризнанно, что роль довоенного артиста оперетты, получившего тяжёлое ранение на фронте, но нашедшего в себе силы нести радость людям своим искусством – одна из лучших в творческом багаже бывшего ведущего артиста театра на Таганке Валерия Золотухина.
Главной задумкой авторов было показать послевоенную Москву, её окраины и переулки, будни и праздники через музыку, озаряющую собой жизнь целых поколений, характер же героя, цельность его образа – раскрыть через песни, которые он исполняет. Поверь, читатель, было не просто вычленить их в отдельный список, но, вроде, усилия мои увенчались успехом.
Первой и последней песней, закольцовывающей общее попурри, или, как сейчас бы выразились, саундтрек, является песня из репертуара Леонида Осиповича Утёсова «Здравствуй, здравствуй» (М.Фрадкин-В.Винников).
Другие мелодии и строки, звучащие в картине:
Пора в путь-дорогу (В.Соловьёв-Седой-С.Фогельсон)
Дядя Ваня (М.Табачников-А.Галла)
Журавли (М.Фрадкин-Е.Долматовский)
Ай да парень-паренёк (Э.Рознер-Н.Лабковский)
«Марш энтузиастов» (И.Дунаевский-Д’Актиль)
Лизавета (Н.Богословский-Е.Долматовский)
Вниз по Волге-реке (А.Варламов-А.Шаховский),
Двадцать второго июня, ровно в 4 часа (Е.Петербургский-Б.Ковынёв)
Вставай, страна огромная! (А.Александров-В.Лебедев-Кумач)
Вот солдаты идут (К.Молчанов-М.Львовский)
Песенка фронтового шофёра (Б.Мокроусов-Н.Лабковский)
Само собой, примета времени – эпизод из фильма Бакинской киностудии «Аршин мал алан» Рзы Тахмасиба и Николая Лещенко, демонстрируемого в кинотеатре, где медовым голосом Рашид Бейбутов, любимец женской аудитории, поёт песню Узеира Гаджибекова «Ах, ты, моя дорогая! А-ах, золотая!» на текст из либретто Сабита Рахмана в переводе и обработке Татьяны Стрешнёвой.
Другой точный знак эпохи – радиорепортаж «короля спортивного эфира» Вадима Синявского с футбольного матча ЦДКА, «команды лейтенантов», и «Спартака», команды «красно-белых».
На стене в комнате главного героя среди других – фотография Михаила Чехова в роли Хлестакова (постановка «Ревизора» К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко в 1921 году на сцене Первой студии МХТ).
Живое отражение ушедшей эпохи – кажется, навсегда канувшая в Лету игра наших бабушек и дедушек – «Лото»! Звучат «крики-объявы»: «Барабанные палочки. Чёртова дюжина. Уточки (Туточки!) Дед (А сколько ж ему лет?) Туда-сюда...»
Сможешь, читатель, определить, какие цифры были выбиты на этих бочонках?
В фильме – много танцев: танцуют на улице, на свадьбах. Вот пускается в пляс подвыпивший гомеопат в исполнении Евгения Евстигнеева.
А вот «тустеп» Золотухина – коронный дуэт «В ту степь» Яшки-артиллериста и Гапуси,
«Приготовьтесь фрау-мадам, я урок вам первый дам!»
из оперетты 1936 года Бориса Александрова, сына Александра Александрова, создателя Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Чуткий зритель сразу уловит, что хотя на патефоне и заведена грампластинка, звучит запись из ленфильмовской экранизации одноимённой оперетты 1967 года режиссёра Андрея Тутышкина в исполнении Михаила Пуговкина и Зои Фёдоровой (Гарпины Дормидонтовны). В кино подобное смешение и смещение времён вполне допускается.
Весь же смак, цимес этой сцены в том, что в комнату заглядывает сосед с чайником – сам Михаил Пуговкин, который вначале деланно удивляется, а потом невинно изрекает: «Опять ты эти тру-ля-ля выделываешь? Давай лучше Чайковского сгоняем!»
Вот неотразимая Тамара, актриса Елена Плетнёва, выпускница Школы-студии МХАТ (курс В.П.Маркова), за карьеру снявшаяся лишь в шести эпизодических ролях, выходит к своим ухажёрам и кавалерам на шикарных авто под разные мелодии. Одна из них – «Чаттануга Чу-чу» (Chattanooga Choo Choo) из репертуара джаз-оркестра Гленна Миллера. После показа на советских экранах «Серенады Солнечной долины» Брюса Хамберстоуна песня«Поезд на Чаттанугу», или просто «Чу-ча», как её окрестили в народе, стала культовой у послевоенных «стиляг» и «штатников».
Золотухин не только поёт и танцует, но и блестяще декламирует отрывок из 7-ой главы «Евгения Онегина», вызывая бурные овации заскучавшей было публики:
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Кирпич, вор Костя Сапрыкин Станислава Садальского из говорухинского «Места встречи изменить нельзя» сменил внешность, стал вальяжным артистом-лауреатом. Ему хватило пары штрихов, дабы показать бесчувственность и эгоизм бывшего коллеги по сцене.
Роль довоенной любимой главного героя отдали красавице Ирине Алфёровой. А кому ж ещё-то?
Не может не понравиться шикарный перл от «полковника Кудасова» из «Новых приключений неуловимых», актёра Владимира Сошальского:
«Запах кулис приятнее запаха пригорелого пирога и самогонного перегара.»
Вычислить, в каком конкретном году происходят события, в отличие, скажем, от «Военно-полевого романа» Петра Тодоровского – проще пареной репы. Подсказка – на транспарантах ноябрьской демонстрации.
Гораздо сложней выяснить, когда происходит финальный эпизод.
Здесь ответ даёт песня, которую некий ВИА поёт на сцене. Это «Трава у дома» Владимира Мигули на стихи Анатолия Поперечного, написанная ко Дню космонавтики 12 апреля 1982 года, лауреат конкурса «Песня-1983» в исполнении группы «Земляне». А судя по двухгрифовой гитаре, это и есть, искомая группа, один из её первых составов.