Автомат аварийного освещения
Это устройство автоматически включит аварийное освещение при пропадании напряжения в сети. Это избавит нас от поиска фонарика или спичек, если отключение произошло в темное время суток. Ну а когда электрики устранят аварию на линии, автомат самостоятельно подзарядит аккумулятор, от которого питались аварийные лампы.Схема автомата аварийного освещения
В этой конструкции в качестве резервного источника тока используется автомобильный аккумулятор напряжением 12 В. Роль аварийных ламп могут исполнять как обычные лампы накаливания (автомобильные), так и светодиодные на 12 В. Второй вариант, конечно, предпочтительнее, поскольку энергопотребление светодиодов в 8 раз ниже, чем у ламп накаливания при той же светоотдаче. Конденсатор С1 сглаживающий, резистор R1 ограничивает величину зарядного тока.
Рассмотрим принцип работы схемы. Пока с сетью все в порядке, на вход схемы поступает напряжение 14-15 В с внешнего блока питания (на схеме не показан) и через диод D1 заряжает аккумуляторную батарею Bat1. Транзистор Т1 закрыт, аварийные лампы La1, La2 не светятся. Как только основное питание пропадет, на базе транзистора появится отрицательное относительно эмиттера напряжение, и он откроется, зажигая лампы от аккумулятора. Как только основное питание возобновится, устройство перейдет в исходное состояние – лампы погаснут, начнется подзарядка батареи малым (порядка 200-300 мА) током.
Зарядный ток выбран небольшим намеренно. Его вполне достаточно для компенсации саморазряда АКБ и ее подзарядки. В то же время батарее не грозит перезаряд – под таким зарядным током аккумулятор может находиться постоянно и без последствий.
В качестве источника 14-15 В можно использовать любой нестабилизированный блок питания, способный отдавать в нагрузку ток до 500 мА. Диод D1 – любой выпрямительный, выдерживающий ток не менее 1 А и обратное напряжение не менее 25 В. Налаживание автомата сводится к установке необходимого зарядного тока подбором номинала резистора R1. Количество ламп, конечно, можно увеличить или уменьшить на свое усмотрение.
Схем много аварийного переключения, конечно чем проще тем надёжнее она работает ( на пример на Реле МКУ-48.)
Просто при отключении 220 реле отключиться и замкнет ( нормально-замкнутыми контактами) реле включит аварийное освещение.