Почему искрят щетки электродвигателя

Коллекторные электродвигатели отличаются от двигателей других типов наличием коллекторно-щеточного узла. Узел обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части мотора, и включает в себя коллектор (набор контактов, расположенных непосредственно на роторе) и щётки (скользящие контакты, расположенные вне ротора и прижатые к коллектору).
Во время работы коллекторного двигателя в электроинструменте, иногда можно наблюдать искрение щеток. В некоторых случаях этот симптом приводит к скорой поломке электроинструмента, а в некоторых - не сулит ничего плохого. Так или иначе, полезно в каждом случае понимать, в чем причина искрения, чтобы при необходимости принять правильные меры своевременно. В данной статье мы рассмотрим причины искрения щеток, а также меры борьбы с проблемами, вызывающими это явление.
Первопричина
Очевидно, что прерывистый механический контакт щеток с коллектором не может не приводить к искрению, ведь по сути много раз в секунду разрывается и замыкается вновь электрическая цепь ротора.
Ротор содержит на себе обмотку, которая является нагрузкой преимущественно индуктивного характера. Разрыв такой цепи неизбежно сопровождается переходным процессом, который связан с появлением маленьких дуг от самоиндукции обмотки ротора или обмоток ротора и статора. Разумеется, щетки со временем изнашиваются, как и пластины коллектора, но порой проблемы возникают еще до момента износа.
Справедливости ради отметим, что по названной выше причине, даже исправный коллекторный двигатель не может работать вообще без искр, небольшое искрение всегда на коллекторе есть. Полностью исправный прибор нормально выходит на полную мощность, развивает рабочие обороты и чуть-чуть все равно искрит. Другое дело, если искрение сильное — здесь возникает обоснованное беспокойство.
Искрение щеток как признак их износаЕсли щетки уже сильно изношены, просто в силу возраста двигателя, то двигатель не сможет развить полные обороты и выйти на полную мощность. При этом искрение будет очень сильным, а заводиться двигатель будет не с первого раза.
Как проверить, что это именно так? Если изношенные щетки прижать отверткой к коллектору — контакт станет плотным, и двигатель заработает. Но стоит прижим ослабить, как вновь появятся искры — расстояние между пластинами и щетками станет заполнено маленькими дугами. Щетки явно изношены — их следует заменить новыми. Иногда замена возможна только всего вместе - с щеткодержателями и с пружинами.
Возможно в обмотке ротора возникло замыкание
Обмотка якоря (ротора) коллекторного двигателя традиционно содержит в себе несколько секций. Если хотя бы одна повреждена, если имеет место межвитковое замыкание, то в одну секцию будет подаваться больший ток, чем в другие. Это приведет к перегреву обмотки в одном месте, и к неравномерному искрению на коллекторе — на отдельных переходах на пластинах искры будут сильнее, чем на других. Здесь требуется перемотка якоря или целиком новый якорь.
Исправна ли обмотка статораПохожая неисправность возможна внутри статора, когда часть обмотки перегревается, и возле одной из щеток наблюдается сильное искрение. Проверьте сопротивления обеих половин обмотки статора, они должны быть одинаковыми. Если одна из частей обмотки статора имеет сопротивление сильно меньшее чем у другой, то требуется перемотка либо замена статора.
Загрязненный коллектор — причина ненужного замыкания на нем, в результате появляются лишние искры
Ремонт бытовой техники
2
Почему искрят щетки электродвигателя
Коллекторные электродвигатели отличаются от двигателей других типов наличием коллекторно-щеточного узла. Узел обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части мотора, и включает в себя коллектор (набор контактов, расположенных непосредственно на роторе) и щётки (скользящие контакты, расположенные вне ротора и прижатые к коллектору).
Во время работы коллекторного двигателя в электроинструменте, иногда можно наблюдать искрение щеток. В некоторых случаях этот симптом приводит к скорой поломке электроинструмента, а в некоторых - не сулит ничего плохого. Так или иначе, полезно в каждом случае понимать, в чем причина искрения, чтобы при необходимости принять правильные меры своевременно. В данной статье мы рассмотрим причины искрения щеток, а также меры борьбы с проблемами, вызывающими это явление.
Первопричина
Устройство электродвигателя
Очевидно, что прерывистый механический контакт щеток с коллектором не может не приводить к искрению, ведь по сути много раз в секунду разрывается и замыкается вновь электрическая цепь ротора.
Ротор содержит на себе обмотку, которая является нагрузкой преимущественно индуктивного характера. Разрыв такой цепи неизбежно сопровождается переходным процессом, который связан с появлением маленьких дуг от самоиндукции обмотки ротора или обмоток ротора и статора. Разумеется, щетки со временем изнашиваются, как и пластины коллектора, но порой проблемы возникают еще до момента износа.
Справедливости ради отметим, что по названной выше причине, даже исправный коллекторный двигатель не может работать вообще без искр, небольшое искрение всегда на коллекторе есть. Полностью исправный прибор нормально выходит на полную мощность, развивает рабочие обороты и чуть-чуть все равно искрит. Другое дело, если искрение сильное — здесь возникает обоснованное беспокойство.
Искрение щеток как признак их износа
Щетки электродвигателя
Если щетки уже сильно изношены, просто в силу возраста двигателя, то двигатель не сможет развить полные обороты и выйти на полную мощность. При этом искрение будет очень сильным, а заводиться двигатель будет не с первого раза.
Как проверить, что это именно так? Если изношенные щетки прижать отверткой к коллектору — контакт станет плотным, и двигатель заработает. Но стоит прижим ослабить, как вновь появятся искры — расстояние между пластинами и щетками станет заполнено маленькими дугами. Щетки явно изношены — их следует заменить новыми. Иногда замена возможна только всего вместе - с щеткодержателями и с пружинами.
Возможно в обмотке ротора возникло замыкание
Обмотка якоря (ротора) коллекторного двигателя традиционно содержит в себе несколько секций. Если хотя бы одна повреждена, если имеет место межвитковое замыкание, то в одну секцию будет подаваться больший ток, чем в другие. Это приведет к перегреву обмотки в одном месте, и к неравномерному искрению на коллекторе — на отдельных переходах на пластинах искры будут сильнее, чем на других. Здесь требуется перемотка якоря или целиком новый якорь.
Исправна ли обмотка статора
Статор и ротор электродвигателя
Похожая неисправность возможна внутри статора, когда часть обмотки перегревается, и возле одной из щеток наблюдается сильное искрение. Проверьте сопротивления обеих половин обмотки статора, они должны быть одинаковыми. Если одна из частей обмотки статора имеет сопротивление сильно меньшее чем у другой, то требуется перемотка либо замена статора.
Смотрите также: Как проверить состояние обмотки электрического двигателя
Загрязненный коллектор — причина ненужного замыкания на нем, в результате появляются лишние искры
Загрязненный коллектор
Пыль на коллекторе образуется в результате постепенного износа щеток — это графитовая пыль. Она накапливается между пластинами (ламелями) коллектора, и создает «несанкционированные» замыкания. Из-за замыканий появляются искры. Просто почистите коллектор наждачной бумагой, уберите грязь между ламелями.
Обязательно проверьте, как расположены щетки, не смещена ли одна из них относительно нормального положения, поправьте щетки в случае необходимости. Когда щетки расположены криво, графитовая пыль образуется в непомерно большом количестве, нежели при правильном расположении щеток.
Еще одна причина загрязнения — нагар на коллекторе из-за его перегрева. Когда все другие причины искрения устранены, необходимо почистить контакты от нагара чтобы улучшить контакт щеток с ними.
Если контакт хороший, сопротивление не увеличивается сверх номинала, и лишних искр не возникает. Счистить нагар можно как графитовую пыль - наждачной бумагой, только вращая ротор при зажатом в специальных колодках коллекторе.

Почему искрят щетки электродвигателя - 871657354409
Почему искрят щетки электродвигателя - 871657353641
Почему искрят щетки электродвигателя - 871657354153
Почему искрят щетки электродвигателя - 871657353897

Комментарии

  • 16 авг 2018 17:35
    Ок
  • 16 авг 2018 18:28
    Доходчиво для любого уровня,полезная информация.
  • 16 авг 2018 21:08
    Даже новые искрят. Принцып работы такой.
  • 16 авг 2018 21:44
    Наждачной бумагой слабо, лучше напильником по коллектору...
  • 16 авг 2018 21:46
    Напильник ...оставит царапины...будет " жрать" щЕтки..
    Наждачка более подходящее
  • 16 авг 2018 23:23
    Зачем людей в заблуждение вводите ? О напильнике и речи быть не может - только мелкая наждачка ( 600-800), затем сильно продуть ( если сильно забиты канавки - после шлифовки аккуратно прочистиь, снова шлифануть и хорошо продуть).
  • 17 авг 2018 05:26
    Целиком с Вами согласен
  • 17 авг 2018 08:11
    Значит, сначала аккуратно прочистить , а затем продорожить !:-)
  • 17 авг 2018 13:34
    Можно продолжить ряд причин:
    Индуктор перемагнитился.
    Нейтраль сбилась
    Неисправности пускового оборудования
  • 17 авг 2018 13:49
    Нейтраль может сбиться по разному, на пол коллекторной пластины, на две - это раз, у двигателей разные схемы соединения и следовательно разное разная реакция на смещение нейтрали.- это два.
  • 17 авг 2018 14:02
    У Вас частный случай племяш, и видимо Вы имеете ввиду генератор, а не двигатель. А Автор пишет про щетки двигателя.
  • 17 авг 2018 17:07
    Племяш изначально: Автор открыл тему « почему искрят щетки эл. Двигателя». Я  написал, что щетки искрят при смещении нейтрали. Вы мне возвратили, ввернув сварочный генератор и огромную практику. Мой ответ ссылка на книжку Гемке. Больше читайте!!!
    Фотография
  • 17 авг 2018 21:36
    Мужики прочел коменнт и долго смеялся, чистить коллектор надо школьной резинкой но ни другими подручным средством и ещё проверить коллектор китайским цифровым прибором , ставим на 200 ом и каждую пару коллектора проверяем, прибор должен показать одинаковое сопротивление + - одна единица, будьте здоровы.
  • 18 авг 2018 01:06
    Племяш хоть бы название «букваря» написали :-). Я бы тоже грамотный стал бы. Про судовые электрические машины узнал бы . Жаль рисунок 1 слева не представил, сильно расстроил:-).
    Про нейтраль: есть специальные метки на траверсе, если Вы об этом не знали, то Вас искренне жаль.
  • 18 авг 2018 01:34
    В одном племяш Вы правы - пора завязывать. На последок , читайте правильные книги, А не Авторов, которые реальной практики не имели. Тестировать бабушку свою будешь:-)
  • 18 авг 2018 18:19
    это была его шутка(fr)
  • 19 авг 2018 09:26
    и что ты хотел сказать этими ****
  • Комментарий удалён.