Жеті нан — обычай «вознесения запаха»
В казахских домах по обычаю каждый четверг или пятницу жарят лепешки, читают молитвы из Корана в память об умершем предке, аруахе. Этот обычай «вознесения запаха» для душ усопших сохранился и в наши дни, восходит к доисламским верованиям.
Ритуальные лепешки («шелпек», «Құдайы нан» — «Божий хлеб»), жаренные в масле из пресного теста, каждый должен отведать со словами «тие берсiн», т. е. «пусть коснется» (имеется в виду, что «божий хлеб» в этом случае коснется и духов предков, аруахов). Этот обычай восходит к древним анимистическим представлениям о «кормлении душ», «вознесении запаха» («иісі шығару»). Они связаны с воззрениями на природу души, согласно которым душу надо кормить, чтобы она не погибла.
Под влиянием ислама обычно лепешки жарят в четверг или пятницу, когда считается, что аруах отпускается Аллахом для посещения родных мест.
Подобный ритуал «кормления душ» сохранился и в связи с культом святых у казахов.
Наличие генеалогических связей с тюрками правящего танского дома Ли (Тюрки-Шато-Жете) послужило основанием для утверждений о тюркском происхождении танской династии. Основатели танской династии имели тюркскую кровь, но она не была единственной или доминирующей. Как показали исследования российского китаеведа И.Ф. Поповой, и об этом же говорят и мои исследования, правящая танская династия имела смешанное китайско-сяньбийско-тюркское происхождение (сяньбийцы были монголоязычным народом). Население приграничных областей Китая, в том числе Севера и Северо-Запада страны было неоднородным. Здесь было значительным население неханьского происхождения, в том числе тюрков и монголоязычных племен. Тюркская знать, жившая в этих областях, была китаизирована и инкорпорирована в местные аристократические круги. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что правящие династии, которые сменяли друг другу или одновременно управляли разными частями приграничных областей Китая, имели смешанное происхождение.
Что касается правящей семьи Тан, она была связана кровными узами с двумя знатными аристократическими родами тюркского происхождения, названия которых сохранились только в китайской записи – Дугу и Доу. В источниках нет подробных сведений об этих тюркских кланах, однако, ясно, что они издавна жили в приграничных областях Китая. Немногие сведения об их брачных связях с правящими династиями Северного Китая сводятся к следующему. Один из представителей рода Дугу был сподвижником основателя династии Северная Чжоу. Старшая его дочь была замужем за сыном Юйвэй Тая, который стал первым императором этой династии и управлял под именем Мин-ди (557-561 гг.), а другая его дочь была женой Ян Чжэня, будущего императора Вэнь-ди династии Суй. Его четвертая дочь была замужем за Ли Бина, и у них в 566 г. родился сын Ли Юань, будущий основатель танской династии (император Гао-цзу, 618-627). Как мы видим, тюркский клан Дугу был тесно связан брачными узами с тремя сменявшими друг друга династиями (Северная Чжоу, Суй и Тан). Тюркские корни танской династии Ли, не ограничивались лишь происхождением его основателя Ли Юаня. Сам он также был женат на дочери другого аристократа тюркского происхождения из клана Доу. Один из четырех сыновей, рожденных от этого брака, Ли Шиминь стал танским императором Тай-цзуном (627-650 гг.).
Как мы видим, первые императоры танской династии имели предков тюркского происхождения. Кровные связи с тюрками иногда давали о себе знать. Например, танский император Тай-цзун проводил особую политику в отношении тюрков, направленную на их инкорпорацию в танские военные структуры. Он был даже провозглашен подчинившимися тюрками Тенгри-каганом, то есть «небесным каганом» (кит. Тянь кэ-хань). Известно также об увлечении одного из танских принцев тюркскими обычаями: он жил в установленном в его дворе юрте. Этот случай получил отражение в стихотворении известного танского поэта Ду Фу «Голубая юрта», которое в свое время было переведено на немецкий язык Лю Мао-цаем, а на русский с немецкого Л.Н. Гумилевым в книге «Древние тюрки». Однако, в последующем кровные связи с тюрками не сыграли сколько-либо значимую роль в отношениях танского дома с тюрками, которых они относили к категории «варваров».
Тюрки-шато (Жете) — тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов из объединения чуйских племён алты чуб , произошли от племён чуюе . Оказали влияние на политику Восточной Азии в X веке . Они основали 3 из пяти династий в эпоху пяти династий и десяти царств .
Рашид-ад-Диннің бұл туралы: «Жалайыр Елуғай мыңдығы; Йрек Тұға мыңдығы,олар ... «қаранауыс» десе, шағатайлар моғұлдарды «жете»(жетім) деп кемсітетін», – дейді.Мoғoл — жете, жете жалайыр(шато) тайпасының тармағы» дегенді тектен-текке айтпаса керек. Жетісу мен Қашқарияда 1346 жылы құрылған мемлекет Мoғoлстан аталды.