ИСИХАЗМ (СЛОВО - 6) Началом всех начал есть погруженность в богослужебную жизнь Церкви.

Это лучшее училище молитвы и главное хранилище Предания, источник правильных мыслей, целостная мировозренческая модель заключенная в поэтическую форму. Тот кто знает, понимает, любит и молится по богослужебным текстам не имеет нужды в чтении книг по православной догматике. Вся полнота богословия, догматы веры, священная история заключена церковной службе. Богослужебные тексты - это мерило по которым можно исправлять тексты богословские.
После засилья в православном богословии католической схоластикой начавшегося с Петра Могилы и продолжающегося до сих пор, богослужебные тексты - единственная область которая не искривилась под этим нажимом. Большая их часть составлена тогда, когда не было никакого латынства и схоластики, а многие стихиры, каноны, и др. песнопения написаны великими богословами и святыми Древней Церкви. Сам же церквонословянский язык - является даром Божиим данным славянским народам, о чем мы уже писали: priest-ruabko.livejournal.com/63405.html Начало духовной образования и роста корениться в церковной службе. Углубленная церковность должна стать образом жизни, а не отдельной ее стороной. Это происходит через постепенное осмысление и полнокровное переживание богослужения, через вживание в храмовую молитву. Так складывается особый настрой души, и постоянная сердечная обращенность к Богу.
Старцы говорили: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо», «Лучше сказать в церкви одно «Господи помилуй», чем прочитать дома всю Псалтырь», «домашняя молитва за несколько дней на заменит одного «Господи помилуй» и поклона сделанного в церкви». Эти цитаты можно было бы продолжать. По «забытым» нами Каноническим Правилам от Церкви отлучаются те христиане, которые не Причащались в течении трех воскресных богослужений без уважительной причины (80 правило 6 Вселенского собора). А Девятое Апостольское правило вообще требует отлучать от Церкви тех христиан, которые уходят раньше времени с богослужения и не причащаться за каждым из них.
Нужно понимать что это не административная суровость, а констатация голоса Церкви выраженного в соборных определениях. Они говорят лишь о том, что отрываясь от богослужения человек сам себя отлучает и от Церкви. Полученного причастниками благодатного елея хватит не более чем на три недели, дольше мы, по своей греховности не сможем удержать. А когда мы не восстанавливаем в Церкви силы, то увядаем и отпадаем от Лозы, как засохший лист. Я думаю, что в связи с суетой и множеством духовно травмирующих факторов современной жизни для нас и одна неделя без Причастия святых Христовых Таин это уже очень много. Поэтому и настаиваю на том, что воцерковленный христианин обязан Причащаться каждый воскресный и праздничный день.
Духовный импульс который мы получаем в храме, побуждающий нас к постоянству в личной молитве, очень быстро угасает после службы в связи с нашей погруженностью в суету, в стихию повседневной жизни. Мы должны понимать что храме мы призваны зажечь светильник своего Сердца Благодатью Духа Святаго, а выйдя за его пределы уберечь огонь этой лампады от ветра окружающей суеты, хотя бы до следующей воскресной службы.
Как строить отношения с миром? Как наладить домашнюю молитву, удержать правило, распорядок, мир в душе и чистоту в мыслях? Все это очень сложно. Вне храма дух угасает. Святые старательно берегли себя после Причастия. Преподобный Сисой Великий бежал со службы в келью чуть ли не бегом, ни с кем не разговаривая. «Зачем такая спешка»? спрашивают. Тот отвечает: «От храмовой службы возжегся светильник сердца, а выйдя с храма я похож на идущего на ветру, боюсь что моя свеча погаснет от бесед и будет потушена миром, поэтому и спешу оберегая небесный огонь».
Как же это не похоже на нас с вами. Я знаю подвижников Афона которые после Причастия всегда отказывались от приглашения на трапезу, и посидев немного, не проронив при этом ни слова, шли в свои каливы. Это люди молитвы.
протоиерей Игорь Рябко
Аланский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Хидикус

Комментарии

Комментариев нет.