8 Марта именно как официальный Международный Женский День стал таковым совсем недавно, - этот статус праздник приобрёл по решению ООН в 1975 году и с тех пор он отмечается ООН ежегодно как Международный день борьбы за права женщин и мир между народами (и каждый год посвящён определённой теме).

И хотелось бы напомнить, что 8 Марта - это, вообще-то, не то, чтобы про воспевание женственности и празднование того, что мы относимся к женскому полу. Это - по большому счёту - возможность отметить восстановление мировой справедливости : возвращение женщинам тех же прав, что есть и у мужчин (возможности учиться, голосовать, строить карьеру и свою жизнь так, как нам хочется.)

Почему говорится про восстановление мировой справедливости, а не "освобождение от ига"? Потому что роль, ограничивающая нашу свободу, навязывалась нам не всегда. Копнём в историю?..

Для этого нужно вспомнить наших женщин-предков, имевших отношение к войне. Правление народами, захват территорий и ведение войны испокон веков считались мужской прерогативой. Однако, благодаря истории мы знаем, что в этой области женщины были не менее успешными, если у них возникало желание или нужда.

▲ Женщины-амазонки

Длительное время женщины-амазонки, т.е. женщины-воины, рассматривались как что-то необычное, мифическое. Однако миф на самом деле был правдой. История знает множество талантливых женщин-правительниц, которых за род деятельности стали относить к "амазонкам" : царицу, построившую большой город в устье реки Термодонта, которую описал Диодор, запамятовав, однако, её имя, и её дочь; царица Марзепия и её дочь Синопа, Сфинга, царица Ипполита, предводительница амазонок Антиопа, царица Пенфесилея, проворная Мирина, покорившая Аравию и Сирию...

Амазонки жили не только на юге, но и в степях, и даже в наших краях : к ним относят савроматок и женщин скифов.

Профессор В. И. Гуляев, много лет руководивший раскопками скифских курганов и поселений, в интервью журналу "Новый Акрополь" рассказывал :

"Сначала всё это считали мифом. Но между Волгой и Уралом стали находить савроматские погребения женщин с оружием, предметами культа. Антропологи определили, что это женщины, причём молодые. Они были достаточно вольнолюбивыми и занимали в обществе высокий статус. Они были жрицами, в могилах у них находят алтарики. Часто женский курган - основа всей могильной группы. В них находят предметы культа и оружие. Предполагали, что у савроматов царил матриархат. Правда, мы точно этого не знаем : скорее правили мужчины, а женщины имели определённый социальный статус и в религии, и в общественной жизни, и в военных делах.

...Определённые возрастные группы - молодые женщины, девушки, обученные с детства воинскому делу, - выполняли роль защитников... Я думаю, что амазонками были не все. Это социальная группа среднего и высшего слоя."

Что касается женщин скифов, то сегодня археологи всё чаще сообщают о погребениях скифских женщин с оружием : к концу 20 века археология расставила точки над i. В. И. Гуляев в уже упомянутом интервью говорил, что на территории одной только Украины найдено более сотни погребений скифских женщин с оружием. 70% - 80% этих женщин были молоды (20 - 25) и принадлежали к среднему и высшему классу. Причем хоронили скифских амазонок не просто с оружием - для них проводился тот же ритуал, что и для мужчины-воина, включая тризну.

▲ Причём тут современное Восьмое Марта?

Вопрос мужественности и женственности никогда не стоял так остро, как сейчас : "Традиционная модель семьи трещит по швам, но развить ее альтернативу сложно. Найти баланс между гендерными ролями, ожиданиями, стереотипами и индивидуальностью партнеров все сложнее. Воспитанием нам заложена в голове одна картинка, но на практике она работает далеко не всегда..."
*это из статьи А. Духарёвой, в конце я приведу её полностью

И многие женщины сейчас пытаются определиться, как жить : брать ли на себя "традиционную" женскую роль ведомой, хозяйки дома, отдавая роль покорителя мира мужчине? Или можно всё самой? Нравится ли нам это? И как поступать правильно?..

На наших страхах и сомнениях, как грибы, растут курсы "женственности и подчинения", группы радикального феминизма и множество других схем, между которыми женщины бродят потерянные и в ссорах и спорах пытаются найти истину.

Свидетельств "домашней" женской роли довольно много, а вот её противоположной - не хватает, потому для равновесия я сейчас вспомнила женщин-воительниц. Но сделано это для того, чтобы подсветить ещё один вариант истины о том, кем женщине быть и какой роли придерживаться. Это довольно простой вариант, демонстрируемый нам историей.

В старые времена женщина, как и мужчина, справлялась с любой выбранной ролью, которая ей подходила, к которой у неё была склонность, которая ей нравилась.

В историю вошли все, кто был на своём месте : в легенды превратилась и покорность и нежность японских гейш, и коварство и хитрость индийских жён, и сила и мудрость славянских матерей, и воинственность скифских женщин. Наша многогранность нашла отражение в наших богах. Вспомним, например, Фрейю : богиню, чьё имя стало нарицательным для рачительных хозяек, чьё царство было - любовь и плодородие, процветание и чувственность, очаг и помощь при родах.

*кому интересно - вот фильмы на эту тему :
Ролик недоступен
Ролик недоступен
*и сериал, любимый давно :
Однако же Фрейя - не только мать чудесных детей и любящая жена, она ещё и богиня магии и колдовства, богиня-оборотень, богиня войны и смерти. Она одна смела спорить с Одином, ей одной достается половина войска, павшего в битве (не всё забирает Один).

Некоторые исследователи пишут, что Фрейя - олицетворение идеальной женщины. И, как мы видим, идеальная женщина может быть кем угодно : и хозяйкой, и матерью, и любовницей, и ведьмой, и оборотнем, и богиней войны. Главное - выбрать то, что нам по душе...

Источники :
• Олег Ивик, "Женщины-воины : от амазонок до куноити."
• сеть

*мой прошлогодний пост, который ещё очень долго не утратит актуальности :
*статья А. Духарёвой, - она не совсем "про 8 марта", поэтому предваряю её послесловием автора : "Я не говорю, что у женщин нет проблем, - они есть и их часто везде обсуждают. Но если закрывать глаза на проблемы мужчин, то мы никогда не сможем найти консенсус в общих вопросах.

Собственно, поэтому и мужчинам важно рассказывать о дискриминации женщин, а не вариться в собственном соку. Иначе получится вечная проблема пропаганды для своих...

Я, например, несколько раз была свидетелем того, как мужчина пришел на йогу в группу, где были одни женщины, и его просто обсмеяли. Естественно, ему второй раз приходить уже не захотелось...

Равноправие возможно только в обе стороны, когда мы признаем свои права и не забываем об обязанностях. Пока до такого равноправия еще работать и работать всем нам. Но если мы не будем говорить о проблемах обоих полов, то равноправия не выйдет, а выйдет только его иллюзия, с чем мы и сталкиваемся сейчас.

Я обозначаю проблему, без решения которой, как мне кажется, невозможно достижение истинного равноправия, именно того, за которое борется движение за права женщин. Пока есть угнетенные и с той, и с другой стороны, мы будем всегда жить лишь в иллюзии равноправия. Такая иллюзия существует и сейчас. И если замалчивать проблемы, решаться они не будут." :

"8 Марта — странный праздник, выбивающийся из линейки других красных дней календаря. Одни с радостью собираются в этот день, другие не празднуют, третьи празднуют, но с неким чувством искусственности и недовольства весельем. 8 Марта — праздник молодой, еще обрастающий традициями и обрядами, и его судьба пока непонятна.

В этот день мне вспоминаются красные гвоздики, тушь «Нева» (та самая, на которую надо поплевать) и традиция мужчин и женщин меняться ролями. В нашей семье она несильна, но периодически выбираясь в гости, я вижу, как 8 Марта мужчины останавливают женщин, собирающих посуду со стола со словами: «Сегодня мы сами», — готовят, прибираются и хлопочут по хозяйству. Эта традиция (можно ли ее уже считать традицией?) натолкнула меня на размышления о роли мужчин в отношениях, и сегодня статья о них. Да, вот так вот я хочу порвать шаблон и перед 8 Марта написать статью не о дискриминации женщин, а о дискриминации мужчин.

О дискриминации мужчин говорить не принято. Это одна из тех сторон жизни, на которую мы закрываем глаза. Но если посмотреть на положение мужчин сегодня, то оно, мягко говоря, незавидное. В чем же эта незавидность?

• Традиционная семья •

Долгое время семья держалась на традиционных ролях. Словно лодка, где мужчина управляет одним веслом, а женщина — другим. И лодка плывет. Сегодня мы видим, что женщина с легкостью управляет обоими веслами. И все чаще я слышу комментарии от незамужних подруг, что «непонятно, зачем нужен брак». А что с мужчинами?

Мужчины могут брать «второе весло»: домашние хлопоты, уход за ребенком и поддержание эмоциональной близости — но в строго ограниченных рамках. В 2014 году в «New York Times» опубликовали статью, в котором бравший отпуск по уходу за ребенком мужчина рассказывает, что скорее соврет будущим роботодателям о тюремном прошлом, чем расскажет правду о пробеле в трудовом стаже, так как уже не раз сталкивался с негативной реакцией на свое решение.*

Скорее всего, вы не осудите замужнюю женщину-домохозяйку за ее выбор. Но как много женщин со стабильным доходом готовы жить с мужчиной-домохозяином?

При этом мы видим, что традиционные модели семьи работают уже не так эффективно, как в прошлом. Растет недовольство женщин, которые не понимают, почему работая тот же 8-часовой день, они обязаны готовить, стирать и убирать. И это недовольство не без оснований.

При этом матери девочек дают им послания, воспитывающие роли и «хозяюшки», и «добытчика». Как отмечает социальный психолог Филипп Зимбардо, мы все чаще говорим девочкам, наряду с «будь аккуратной, ты же будущая хозяйка дома», «учись, чтобы суметь прокормить себя и ребенка».

При этом мальчики все еще получают послания, растящие только роль «добытчика».**

Если мы купим подписку на журналы по популярной психологии, где так или иначе затрагивается тема отношений, мы увидим, что эти статьи написаны для женщин. Как найти отношения, как удержать отношения, как закончить отношения, что делать, если в отношениях бьют/ нет секса/ не обращают внимания/ другое? Книги и статьи об отношениях, написанных для мужчин, можно пересчитать по пальцам. Складывается ощущение, что отношения — это то, что у женщины в голове. А мужчина — безвольный объект, с которым можно делать все, если подобрать правильную схему. Чуете? Попахивает психологическим насилием.

Традиционная модель семьи трещит по швам, но развить ее альтернативу сложно. Найти баланс между гендерными ролями, ожиданиями, стереотипами и индивидуальностью партнеров все сложнее. Воспитанием нам заложена в голове одна картинка, но на практике она работает далеко не всегда.

• Противоречивые послания •

Не зря столько шуток ходит вокруг «Чего хочет женщина?». Потому что с каждым годом все сложнее догадаться об этом.

Благодаря феминистическому движению мы получили множество свобод, и теперь ревностно бережем их. Все больше женщин хочет самостоятельно платить за себя в кафе и ресторане и отрицательно относится к слишком настойчивым мужчинам. При этом мужчины чувственные и романтично настроенные жалуются, что на свиданиях им говорят: «Ты недостаточно настойчив». Нам хочется, чтобы мужчина желал нас, но при этом не понятно, как это желание можно выразить, чтобы не прослыть «озабоченным» или «агрессивным».
Женщине также непонятно, как выразить свою естественную сексуальность и не показаться легкодоступной.

Ощущение, что и мужчины, и женщины балансируют здесь на тонкой грани. Но если у мужчины эти грани можно обозначить комплексом «мадонна-шлюха», то у женщины – «героя-козла». Вот как комментирует данную ситуацию Марк Уайт, заведующий кафедрой философии колледжа Стейтен Айлэнд при Нью-Йоркском университете:

«Если бы, допустим, я встречался с женщиной и пытался найти баланс между разумным поведением и желанием, я бы не рискнул вести себя неуважительно по отношению к ней, чтобы не обидеть ее своим натиском и желанием обладать ею. С другой стороны, моя сдержанность может разочаровать ее, и неизвестно, как после этого будут развиваться наши отношения. Но все равно я бы выбрал первую модель поведения — пусть уж лучше я ошибусь. Наверное, доктор [Ноэм] Спенсер написал как раз про таких, как я: "деликатный, робкий парень", старающийся не обидеть, спрашивающий "можно ли это", "а можно ли то", который способен довести вас до сексуальной комы — не вопреки, а благодаря этим качествам»***.

Робость и стеснительность не заводит. Хотя эти эмоции — лучший показатель искренности контакта. Если мужчине напротив вас робок, значит для него эта встреча важна. С другой стороны, напористость и открытость желаний встретит также непонимание со стороны прекрасного пола. И непонятно, как не довести женщину до «сексуальной комы», но и не прослыть извращенцем.

Разрываясь, между «козлом и героем», мужчина все больше воспринимает свидание не как приятное время с женщиной, а как сложную игру без возможности сохранения. Любая ошибка — и тебя отбрасывает на начало уровня.

• Отрицание мужской уязвимости •

Если загуглить статистику по изнасилованиям, вы найдете цифры, касающиеся жертв-женщин, но ничего не узнаете о жертвах-мужчинах. Причем подобная ситуация со статистикой наблюдается и в российских источниках, и за рубежом. При этом по данным опроса, проведенного в Великобритании, равное количество женщин и мужчин сообщают о случаях сексуального домогательства.**** Благотворительная организация Man Kind Initiative располагает данными, что в каждом втором из пяти случаев бытового насилия жертва — мужчина*****.

На полках с учебниками по психологии полно литературы о помощи женщинам-жертвам насилия. Но книг о мужчинах не так много. Хотя пол накладывает специфику на оказание психологической помощи. Далеко не на каждом учебном семинаре вам внятно ответят на вопрос: «А что делать, если жертва насилия — мужчина?» Я уже молчу о том, что если женщина испытала оргазм во время изнасилования, это все равно считается изнасилованием. Но почему-то эрекция у мужчины тут же снимает все возможности попросить о помощи и защите. Что это, как не замалчивание проблемы?

• Отсутствие поддержки •

Если женщины собираются в «ведьмины кружочки», читают взахлеб «Бегущую с волками», получают поддержку в феминистических пабликах, типа «щастья материнства» или «щастья быть женой», где женщины поддерживают и предлагают реальную помощь друг другу, то мужчинам с проблемой их идентификации обратиться некуда. Далеко не каждый мужчина дойдет до психолога или поделится глубокими переживаниями с другом. Поэтому так тяжело быть мужчиной сегодня.

И в накануне 8 Марта хочется особенно поддержать мужчин. Потому что благодаря им мы чувствуем себя женщинами. Благодаря им познаем радости секса и рожаем детей. Мы опираемся на них, когда трудно, и находим в их лице верных и мудрых друзей. И хочется пожелать нам всем беречь своих родных и любимых мужчин. Потому что без них быть женщинами не так интересно."

Источники :

* Miller C. (2014, November 7), 'Paternity Leave: The Rewards and the Remaining Stigma'. С сайта New York Times:
http://www.nytimes.com/2014/11/09/upshot/paternity-le...
** Филипп Зимбардо и Никита Коломбе «Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности», с. 343
*** Филипп Зимбардо и Никита Коломбе «Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности», с. 291
**** United Kingdom (n.d.). OECD Better Life Index:
http://www.oecdbetterlifeindex.org/countries/united-k...
***** Male Victims of Violence (n.d.). Национальная коалиция против бытового насилия:
http://ncadv.org/learn-more/statistics/national

P.S. Что касаемо до мужчин, ушедших в декретный отпуск : интересно, что мужчины в основной массе удивляются и проявляют интерес к такому нестандартному выбору, а женщины по большей части осуждают...

И ещё один момент : некоторые движения за права женщин борются не за права и равноправие, а против мужчин. А мужчины борются против женщин. В итоге получается какая-то уродливая борьба всех против всех. Но нельзя бороться за права женщин, исключая из борьбы мужчин. Именно это я и вижу в большинстве феминистских сообществ : пропаганда для своих. Но если мы хотим равных прав и обязанностей, разговор надо вести не только друг с другом, но и с противоположным полом, иначе ничего не получится. И здесь уже надо брать во внимание и проблемы мужчин. Да, во многом они вызваны патриархальным обществом. Но это не значит, что это перестало быть проблемой, требующей обсуждения. Иначе списать за "ой, это патриархат" можно все что угодно. Изнасилования в тюрьмах? Ой, патриархат, что вы хотели! Мать не дает видеться с ребенком? Ой, это из-за патриархата! У вас не сформированные ролевые модели? Ну, это результат патриархата, идете и не жалуйтесь тут!..

Мне кажется, что разговаривая открыто о том, что и у мужчин не все в шоколаде от этого патриархата и есть способ привлечения внимания. Потому что у большинства мужчин, которых я знаю слово "феминистка" вызывает либо усмешку, либо страх, либо злость. А чаще - все вместе. Если они увидят, что женщины не против мужчин, а против общей проблемы - притеснений в любом виде - есть шанс, что отношения в обществе могут начать изменяться...

Просто, как правило громче всех кричат наименее адекватные, - и по этой малочисленной группе судят всех остальных, к сожалению. Поэтому сейчас "феминистка" - это практически оскорбление. А СМИ в этом случае, как и во многих других, всегда выгоднее показать эксцентричных и ненормальных, чем адекватных и разумных : рейтингов первые больше наберут...

В общем, всё сложно :) Но я надеюсь, что адекватность победит в итоге. Просто пока мы находимся в начале пути к равноправию полов...

#МирВокругНас #праздники #феминизм
#ЛюдиВокругНас

Комментарии