ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК "ВЫРАЖАЕТСЯ"? Бранные слова – вещь не приятная. Особенно если вылетают из маленького детского ротика. Но, поскольку, никакими мистическими свойствами эти слова не обладают – то и берутся они не из воздуха. Из вполне себе реального жизненного пространства. Таким жизненным пространством для ребенка может оказаться садик, школа, детская площадка, даже подъезд и местный магазин. Иногда им бывает и собственный дом. Но, как правило, родители строго стерегут «культурные» границы, и когда ребенок вдруг выражается некультурно – очень пугаются. Что же делать? Важно понять, что через «брань» проходят почти все дети – это их лингвистический опыт. А, как известно, ребенок создает свое мнение относительно чего-то только попробовав. Что же может ребенку такой опыт принести? К примеру, ничего, если родитель игнорирует эти слова (если мы говорим о маленьких детях до трех лет). Или очень много – если бурно реагирует. Тогда эти «бранные» слова могут начать использоваться в качестве способа привлечь внимание, вызвать реакцию, заполучить с родителем эмоциональный контакт. Бранные слова могут поддерживать собственный авторитет в подростковом коллективе, и, наоборот, опускать его в глазах родителя. А еще эти слова могут быть использованы в качестве способа саморазрядки. Что важно в этом случае ребенку? Важная обратная связь от родителя: «я считаю», или «в нашей семье принято» и «не принято», «это слово используют, чтобы оскорбить или обидеть». И важно понимание – зачем ребенок их употребляет. Если это совсем маленький ребенок – высока вероятность, что он просто «повторяет». То есть не вкладывает в слово присущего ему смысла. Тогда можно просто игнорировать использование слов или опять же дать обратную связь, соответствующую возрасту. Это может быть: «Мне неприятно слышать это слово», «В нашем доме такие слова не говорят» ит.п. Если ребенок дошкольник, то, вполне вероятно, что большинство употребляемых им слов ему знакомо – есть понимание их смысла, или хотя бы контекста их употребления. Но, тем не менее, ребенок употребляет эти слова под действием «примера» или, в дальнейшем, для того, чтобы вызвать реакцию. Такому ребенку можно не просто дать ОС, а спросить, что используемое им слово означает (если это не матерное слово) и вместе решить в каком именно контексте это слово использовать допустимо, а где оно звучит как оскорбление. Если речь идет о подростке, то для этого периода детства использование бранных слов характерно. Они так самоутверждаются. Строят авторитет среди своих. В этом случае, обратная связь не просто необходима – она является непременным условием контакта между родителем и ребенком. Как известно, критика, нравоучения только подстегивают такого ребенка дальше нарушать родительские «советы». И тогда диалог полезно выстраивать как «пожелание». «Мне бы хотелось, чтобы эти слова не звучали в моем присутствии». «Мне не приятно слушать, что ты так выражаешься». Можно так же обсудить ограничения использования этих выражений: не при взрослых, не при девушках, не при детях. Если же ребенок использует брань, чтобы выплеснуть злость, раздражение и неудовольствие это значит, что ему сложно иначе выразить эти чувства (не исключая влияние примера). Тогда ему нужно подсказать, как это сделать. Например, нарисовать то, что его разозлило, а потом зачеркать карандашами, или разорвать рисунок на кусочки. Побить грушу или подушку. Громко выдохнуть. Это нормально, что ребенок не знает как приемлемо выразить такие сложные чувства. Но он довольно скоро справится, если ему немножко подсказать. #ребенок_выражется#ребенок_матерится#психолог_Мария_Дегтярева Мария Дегтярева
Dome stafF. Агентство уникального персонала.
#статья
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК "ВЫРАЖАЕТСЯ"?
Бранные слова – вещь не приятная. Особенно если вылетают из маленького детского ротика. Но, поскольку, никакими мистическими свойствами эти слова не обладают – то и берутся они не из воздуха. Из вполне себе реального жизненного пространства. Таким жизненным пространством для ребенка может оказаться садик, школа, детская площадка, даже подъезд и местный магазин. Иногда им бывает и собственный дом.
Но, как правило, родители строго стерегут «культурные» границы, и когда ребенок вдруг выражается некультурно – очень пугаются. Что же делать?
Важно понять, что через «брань» проходят почти все дети – это их лингвистический опыт. А, как известно, ребенок создает свое мнение относительно чего-то только попробовав. Что же может ребенку такой опыт принести?
К примеру, ничего, если родитель игнорирует эти слова (если мы говорим о маленьких детях до трех лет). Или очень много – если бурно реагирует. Тогда эти «бранные» слова могут начать использоваться в качестве способа привлечь внимание, вызвать реакцию, заполучить с родителем эмоциональный контакт. Бранные слова могут поддерживать собственный авторитет в подростковом коллективе, и, наоборот, опускать его в глазах родителя. А еще эти слова могут быть использованы в качестве способа саморазрядки.
Что важно в этом случае ребенку? Важная обратная связь от родителя: «я считаю», или «в нашей семье принято» и «не принято», «это слово используют, чтобы оскорбить или обидеть». И важно понимание – зачем ребенок их употребляет.
Если это совсем маленький ребенок – высока вероятность, что он просто «повторяет». То есть не вкладывает в слово присущего ему смысла. Тогда можно просто игнорировать использование слов или опять же дать обратную связь, соответствующую возрасту. Это может быть: «Мне неприятно слышать это слово», «В нашем доме такие слова не говорят» ит.п.
Если ребенок дошкольник, то, вполне вероятно, что большинство употребляемых им слов ему знакомо – есть понимание их смысла, или хотя бы контекста их употребления. Но, тем не менее, ребенок употребляет эти слова под действием «примера» или, в дальнейшем, для того, чтобы вызвать реакцию. Такому ребенку можно не просто дать ОС, а спросить, что используемое им слово означает (если это не матерное слово) и вместе решить в каком именно контексте это слово использовать допустимо, а где оно звучит как оскорбление.
Если речь идет о подростке, то для этого периода детства использование бранных слов характерно. Они так самоутверждаются. Строят авторитет среди своих. В этом случае, обратная связь не просто необходима – она является непременным условием контакта между родителем и ребенком. Как известно, критика, нравоучения только подстегивают такого ребенка дальше нарушать родительские «советы». И тогда диалог полезно выстраивать как «пожелание». «Мне бы хотелось, чтобы эти слова не звучали в моем присутствии». «Мне не приятно слушать, что ты так выражаешься». Можно так же обсудить ограничения использования этих выражений: не при взрослых, не при девушках, не при детях.
Если же ребенок использует брань, чтобы выплеснуть злость, раздражение и неудовольствие это значит, что ему сложно иначе выразить эти чувства (не исключая влияние примера). Тогда ему нужно подсказать, как это сделать. Например, нарисовать то, что его разозлило, а потом зачеркать карандашами, или разорвать рисунок на кусочки. Побить грушу или подушку. Громко выдохнуть. Это нормально, что ребенок не знает как приемлемо выразить такие сложные чувства. Но он довольно скоро справится, если ему немножко подсказать.
#ребенок_выражется#ребенок_матерится#психолог_Мария_Дегтярева
Мария Дегтярева