ИНТЕЛЛИГЕНТ... Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Слово интеллигенция появилось в русском и польском языках в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство. Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличии от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом. Как указывает российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страны: «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Среди интеллектуалов высока доля женщин. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция) ; «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Абсолютное большинство составляют женщины. Многие представители страны работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование) , несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. Этот слой интеллигенции наиболее подвержен безработице «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. Это — самая феминизированная из всех слоев интеллигенции группа: на одного мужчину здесь приходится 5 женщин. По уровню жизни преобладающая часть этой страны живет за чертой бедности. [1] Интеллигенция и интеллектуалы есть и в зарубежных странах. В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов» . Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда. Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.) , существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т. д. ) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества. Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала» . Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей. Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом» . В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание» , которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России.
В ГОСТЯХ У ФИЛИНА. Сочиняй, ты можешь!
:Людмила Исаева (Бердыева)
Давно меня интересует значение слова
ИНТЕЛЛИГЕНТ...
Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры.
Слово интеллигенция появилось в русском и польском языках в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство.
Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличии от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом.
Как указывает российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страны:
«высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины.
Среди интеллектуалов высока доля женщин.
Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция) ;
«массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты.
Абсолютное большинство составляют женщины.
Многие представители страны работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование) , несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
Этот слой интеллигенции наиболее подвержен безработице
«полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.
Это — самая феминизированная из всех слоев интеллигенции группа: на одного мужчину здесь приходится 5 женщин.
По уровню жизни преобладающая часть этой страны живет за чертой бедности. [1]
Интеллигенция и интеллектуалы есть и в зарубежных странах.
В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко.
На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов» .
Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.
Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.) , существовали уже в античности и в средневековье.
Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом.
Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью
(наука, образование, искусство, право и т. д. )
генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.
Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала» .
Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.
Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества.
В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом» .
В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты.
Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации.
В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание» , которого лишены все остальные.
Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России.