ДРЕВНИЙ НОВГОРОД.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХЕОЛОГИЯ.
Часть IV
В новгородской археологической коллекции собрано более двух тысяч пятисот предметов из цветных металлов, которые были изготовлены местными ювелирами в X-XIV веках.
В основной массе это недорогие предметы из различных сплавов меди, олова, свинца и цинка, которые имели большой спрос у горожан и населения окрестных деревень. Именно эта массовая продукция художественного ремесла публикуется в настоящем разделе альбома. Состав предметов очень разнообразен.
Обильно представлены женские украшения и принадлежности костюма: колты, перстни, рясна. височные кольца, медальоны, привески, браслеты, амулеты, фибулы, пряжки, булавки, цепочки. Многочисленны предметы язычества и христианского культа. Всем им свойственны декоративность, лаконизм художественного выражения, точность формы и рисунка, простота композиции.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОСТИ и рога в древнем Новгороде имели довольно широкое распространение. Тут и предметы чисто бытового утилитарного назначения - такие, как гребни и расчески, ручки ножей и инструментов, иглы и писала, кресты и иконки, пиксиды и пеналы, детали боевых луков и коуши от парусной оснастки кораблей, ложки и солоницы. Но особенно многообразны были художественные поделки, изготовляемые специально для украшения одежды, утвари и других предметов. Всего в новгородской коллекции насчитывается более сорока категорий вещей из кости.
Главным материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных. а также рога лосей и оленей, иногда использовали рога быков, туров и даже моржовую кость. Чтобы превратить кость домашнего животного в поделочный полуфабрикат (для производства шли берцовые, пястные и плюсневые кости), ее необходимо было обезжирить, а затем распрямить. После длительного процесса вываривания кости в щелоке ее под сильными прессами расправляли в пластины.
Новгородские косторезы применяли все виды резьбы - контурную, плоскорельефную, объемно-рельефную (часто сочетая ее с прорезью) и чисто объемную.
В работе по кости начиная с древнейших времен - X века - широко употреблялись все известные тогда декоративные виды орнамента- „звериный", растительный и геометрический.
Все эти мотивы очень часто сочетались с излюбленной славянской плетенкой. Наивысшего искусства новгородские резчики по кости достигли в своих чисто декоративных произведениях-украшениях. Примером таких поделок являются костяные пластины-накладки для одежды и сумок.
Излюбленным „лют зверя" и грозного чудища-дракона - охранителей микромира человека. Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Фантастические драконы всегда изображались с змеевидным туловищем и крыльями. Фигуры барсов и драконов полны жизни и движения. Их изображения тради-ционны для средневекового искусства. Упругие контуры шагающих чудовищ подчеркивались рельефными валиками, окаймляющими овалы блях.
Встречаются и другие сюжеты.
В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плеток и посохов. Особенно обилен орнаментальными вариантами декор гребней и расчесок. Здесь применялись все виды геометрического орнамента.
Самым излюбленным украшением был ГЛАЗКОВЫЙ ОРНАМЕНТ.
Обычно на гребне вырезалось от трех до пяти розеток, контур которых составлялся из маленьких кружков - глазков. В круглых розетках видны следы солнечной символики, которая превратилась уже в декоративный прием.
Кстати, в русском народном искусстве глазковый орнамент дожил до наших дней в холмогорской резьбе по кости.
Резная кость новгородской коллекции дает богатейший материал для раскрытия истории культуры Новгорода и показывает умение новгородских косторезов создавать обобщенные художественные образы, достигать выразительности изображения при минимальных пластических средствах.
ДЕРЕВО в Древней Руси было основным и наиболее массовым поделочным материалом. Из дерева строились жилища и крепостные сооружения. делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве этих изделий и сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с красотой.
Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали художественную форму почти каждому творению своих рук - от детской игрушки до строгого намогильного креста.
Дерево являлось наиболее податливым материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и липа, лиственница и дуб, береза и можжевельник, яблоня и самшит и другие породы.
Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом художественного творчества, доступным каждому человеку. И взрослый и подросток, свободно владея ножом и резцом, могли умело обработать кусок дерева. Резчик был одновременно и творцом и исполнителем, а кроме того, и довольно часто, - потребителем своего произведения.
Наиболее массовым, ярким и орнаментальным прикладное искусство из дерева было в ранний период новгородской истории - в X-XIII веках.
Украшая свой дом, утварь, посуду, корабли, сани и многое другое, новгородцы одновременно поэтически воспевали природу и создавали предметы, которые защитили бы их от духов зла - упырей и леших и другой „нечистой силы“, поскольку ими был наполнен, как они считали, весь окружающий мир.
Наиболее излюбленным декором являлись „звериный" и растительный орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетенки.
Позже, в XIII-XIV веках, в связи с развитием товарности ремесла и распространением христианства, искусство языческой орнаментации приходит в некоторый упадок.
В резьбе по дереву начинают превалировать элементы геометрического орнамента.
Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе выраженная система выемок в глубь материала. Резец четко очерчивал на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву узкую двухгранную канавку - порезку. Другим приемом орнаментики была плоскорельефная резьба: дерево между узорами выбиралось, в силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного сглаживались.
Достаточно распространенной была и трехгранно-выемчатая резьба, а также прорезь, чаще всего применявшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек, разной посуды чаще всего применялась объемно-рельефная резьба.
В раздел дерева включено изображение (203) языческого идола из металла, сохранившегося целиком, чтобы дать общее представление о форме подобных поделок.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ является одним из древнейших видов декоративного искусства. Прекрасные декоративные свойства стекла - прозрачность, пластичность, блеск, способность воспринимать различную окраску, - доступность и распространенность исходного материала (песок, поташ, известь) с древнейших времен сделали его предметом художественной обработки.
В Древней Руси из стекла изготовляли ПОСУДУ И ОКОННИЦЫ, но основная его масса шла на предметы украшения - бусы, браслеты, перстни, на производство мозаичных смальт и цветных эмалей и ряда подобных вещей.
СОБСТВЕННО РУССКОЕ СТЕКЛОДЕЛИЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В XI ВЕКЕ.
До этого времени изделия из стекла на Русь ввозили из Византии и стран Ближнего Востока. Довольно значительный импорт стекла, особенно художественного, продолжался и в последующее время.
Огромным разнообразием отличались стеклянные бусы, яркие и звучные, а иногда сдержанные и глубокие по цвету. Они различались по материалу - прозрачному, полупрозрачному и непрозрачному; по цвету - зеленые, синие, желтые, красные; по форме - от простых и овальных до сложной геометрической формы, с затейливым глазчатым или спиралевидным расписным орнаментом.
В Новгороде их найдено более двух тысяч экземпляров. Из бус, часто соединяя их с драгоценными камнями, хрусталем, бронзовыми, серебряными и золотыми подвесками, составляли многоцветные нарядные ожерелья. Мода на бусы менялась довольно часто. Археологи по форме, цвету и орнаментике бус легко датируют те слои или погребения, где их находят.
Многочисленны находки стеклянных браслетов. Женщины в древнем Новгороде, как и по всей Руси, очень любили украшать себя стеклянными браслетами разной формы и цвета. Мода на стеклянные браслеты появилась в 30-40-е годы XII века и прошла в начале XIV века.
До конца XII века стеклянные браслеты в Новгород привозили из Киевской земли. Затем возникло их местное производство. Браслеты всегда делались круглыми, но различными по сечению: гладкие, крученые, витые, квадратные, рубчатые, треугольные, плосковыпуклые.
Богатой была цветовая гамма стекла, из которого они изготовлялись, - черного, коричневого, зеленого, желтого, бирюзового, фиолетового, синего и бесцветного.
Значительную группу художественных поделок в новгородской коллекции составляют находки из янтаря: бусы, перстни, крестики, вставки в перстни, подвески. Таких изделий найдено более тысячи. В Новгород янтарь поступал из Поднепровья и Прибалтики.
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора.
Резьба но камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня - шифера, сланца, известняка - выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы.
Нагрудные каменные иконки XI-XIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка.
Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например. иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.
Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия XIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий. По бокам - колончатые надписи. На другой стороне -святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны.
Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря, позволяют датировать иконку первой третью XIII века.
В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и ХАРАКТЕР НАДПИСЕЙ. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце XIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.
Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце XIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13Х13X7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников.
В XV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.
Художественные изделия ИЗ ГЛИНЫ в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.
Изделия ИЗ КОЖИ являются одними из массовых находок на раскопках в Новгороде. Среди них обувь разнообразных моделей, кожаная галантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей. Кожаная обувь X-XV веков представлена многообразными моделями поршней (вид обуви, напоминающей современные мягкие тапочки), мягкими башмаками, полусапожками и сапогами. Найдена обувь мужская, женская и детская. Подавляющая ее масса (более 15 тысяч находок) представлена кроем верха, носками, задниками, подошвами, стельками. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук.
Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Прослеживается необыкновенное ЕДИНООБРАЗИЕ характера орнаментации и его изменение во времени. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетенкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шелковыми нитями. Нити красили в зеленый, красный, желтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом „назад иглой" или „веревочкой", иногда рисунок заполняли ковровым швом. Помимо вышивки обувь украшали узкими ремешками, которые продергивали через ряды прорезей в верхней ее части.
Среди кожаной галантереи встречаются разнообразные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы для топоров, футляры для ложек, рукавицы, поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое. На плоских поверхностях изделий техникой тиснения и аппликаций всегда наносились узоры. Основным видом декора был растительный узор, окаймлявшийся иногда геометрическим орнаментом, чаще всего в виде ромба или круга. Иногда наносились сюжетные сценки из животных и людей и даже жанровые изображения христианского культа.
Художественное тиснение по коже делалось следующим образом. Мастер брал предварительно размоченную заготовку кожи, клал ее на деревянную форму, в которой, как на модели, был вырезан будущий узор или изображение и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе, после чего сухую заготовку в зависимости от вида изделия кроили. Многочисленны находки кожаной художественной аппликации в культурных слоях всех веков. Она представлена всеми видами декора - от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.
Основными конструктивными материалами в Древней Руси являлись сталь и ЖЕЛЕЗО. Из него делали оружие для воинов, инструменты и приспособления для ремесленников, пахотные и уборочные орудия для земледельцев, всевозможные механизмы, например мно-гочисление замки, крепежные детали и многие поделки, где требовались прочность и пластичность. Все эти изделия изготовлялись техникой СВОБОДНОЙ ГОРЯЧЕЙ КУЗНЕЧНОЙ КОВКИ с применением разнообразных технологий термической и холодной обработки металла. Все кованые предметы в первую очередь отвечали требованиям и нормам утилитарной целесообразности и в то же время, как правило, не были лишены художественной выразительности. Сама технология - ручная свободная ковка горячего металла - предрасполагала мастера к максимальному выявлению декоративных качеств материала и изделия из него.
Борис Александрович Колчин, Валентин Лаврентьевич Янин, Савелий Васильевич Ямщиков

ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412998902
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412998646
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412998390
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412998134
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412997878
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412997622
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412997366
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412997110
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412996854
ДРЕВНИЙ НОВГОРОД. - 873412996598

Комментарии