Большой психологический тест, который поможет больше узнать о себе. Попробуйте! "Дом-Дерево-Человек" (ДДЧ) - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование. Процедура диагностики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. ✔ Дом - интерпретация признаков Общее: ▫ Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. ▫ Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности). ▫ Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства. ▫ План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт. ▫ Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами. ▫ Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. ▫ Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения). Стены: ▫ Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции. ▫ Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью. ▫ Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу). ▫ Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. ▫ Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды. ▫ Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы. ▫ Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль. ▫ Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. ▫ Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. ▫ Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери: ▫ Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). ▫ Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание. ▫ Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости. ▫ Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). ▫ Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. ▫ Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. ▫ Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. ▫ Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дым: ▫ Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). ▫ Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Окна: ▫ Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. ▫ Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства. ▫ Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). ▫ Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность. ▫ Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Крыша: ▫ Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли. ▫ Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. ▫ Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии. ▫ Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). ▫ Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация. ▫ Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Труба: ▫ Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. ▫ Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. ▫ Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. ▫ Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность. ▫ Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Цвет: ▫ Обычное использование цвета: зеленый – для крыши; коричневый – для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. ▫ Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения. Общий вид: Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона – будущее, левая – прошлое, б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом, в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные. Размещение рисунка: ▫ Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне. ▫ Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. ▫ Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность. ▫ Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. ▫ Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. ▫ Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями. ▫ Выход за правый край листа – желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией. ▫ Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. ▫ Контуры очень прямые – ригидность. ▫ Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции. ✔ Человек Голова: ▫ Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. ▫ Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности. ▫ Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт. ▫ Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет. Шея: ▫ Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. ▫ Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле. ▫ Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать. ▫ Длинная тонкая шея – торможение, регрессия. ▫ Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры: ▫ Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. ▫ Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты. ▫ Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. ▫ Плечи широкие – сильные телесные импульсы. Туловище: ▫ Символизирует мужественность. ▫ Туловище угловатое или квадратное – мужественность. ▫ Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей. ▫ Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности. Лицо: ▫ Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью. ▫ Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. ▫ Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать. ▫ Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. ▫ Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике. ▫ Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. ▫ Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. ▫ Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. ▫ Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. ▫ Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. ▫ Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. ▫ Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. ▫ Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность. Волосы: ▫ Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). ▫ Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением. ▫ Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства. Конечности: ▫ Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. ▫ Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию. ▫ Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность. ▫ Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. ▫ Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка. ▫ Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. ▫ Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. ▫ Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления. ▫ Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. ▫ Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность. ▫ Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. ▫ Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. ▫ Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте. ▫ Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт. ▫ Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. ▫ Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. ▫ Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке. ▫ Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности. ▫ Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. ▫ Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого. ▫ Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе. ▫ Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. ▫ Руки большие– компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. ▫ Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость. ▫ Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции. ▫ Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия. ▫ Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность. ▫ Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства. ▫ Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней. ▫ Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости. ▫ Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). ▫ Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости. ▫ Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях. ▫ Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. ▫ Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость. Фон. Окружение: ▫ Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности
Школа Хозяйки
Тест "Дом-Дерево-Человек"
Большой психологический тест, который поможет больше узнать о себе. Попробуйте!
"Дом-Дерево-Человек" (ДДЧ) - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование.
Процедура диагностики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
✔ Дом - интерпретация признаков
Общее:
▫ Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
▫ Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).
▫ Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
▫ План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
▫ Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
▫ Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
▫ Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Стены:
▫ Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
▫ Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
▫ Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
▫ Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
▫ Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
▫ Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
▫ Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.
▫ Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
▫ Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
▫ Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери:
▫ Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
▫ Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.
▫ Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.
▫ Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
▫ Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
▫ Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
▫ Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
▫ Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым:
▫ Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
▫ Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна:
▫ Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
▫ Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства.
▫ Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
▫ Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.
▫ Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша:
▫ Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
▫ Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
▫ Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.
▫ Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
▫ Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.
▫ Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Труба:
▫ Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
▫ Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
▫ Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
▫ Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.
▫ Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Цвет:
▫ Обычное использование цвета: зеленый – для крыши; коричневый – для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
▫ Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
Общий вид:
Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона – будущее, левая – прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.
Размещение рисунка:
▫ Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
▫ Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
▫ Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.
▫ Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
▫ Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
▫ Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
▫ Выход за правый край листа – желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
▫ Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
▫ Контуры очень прямые – ригидность.
▫ Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.
✔ Человек
Голова:
▫ Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
▫ Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
▫ Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
▫ Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея:
▫ Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
▫ Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
▫ Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
▫ Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
▫ Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры:
▫ Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
▫ Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.
▫ Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
▫ Плечи широкие – сильные телесные импульсы.
Туловище:
▫ Символизирует мужественность.
▫ Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
▫ Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
▫ Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.
Лицо:
▫ Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
▫ Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
▫ Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать.
▫ Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
▫ Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
▫ Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
▫ Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
▫ Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
▫ Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
▫ Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
▫ Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
▫ Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
▫ Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.
Волосы:
▫ Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
▫ Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
▫ Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности:
▫ Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
▫ Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.
▫ Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.
▫ Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
▫ Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.
▫ Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
▫ Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
▫ Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.
▫ Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
▫ Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.
▫ Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
▫ Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
▫ Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
▫ Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.
▫ Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость.
▫ Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
▫ Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
▫ Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.
▫ Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
▫ Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.
▫ Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.
▫ Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
▫ Руки большие– компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
▫ Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.
▫ Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.
▫ Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.
▫ Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.
▫ Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.
▫ Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней.
▫ Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.
▫ Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
▫ Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.
▫ Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
▫ Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
▫ Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
Фон. Окружение:
▫ Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности