Выбор игрушек сейчас просто огромен, а желание порадовать малыша всегда так заманчиво – и вот на растерявшихся родителей смотрят игрушки с километровых полок детских супермаркетов, из каталогов интернет-магазинов (российских и зарубежных), а еще есть так называемые авторские игрушки, нефабричные и уникальные… Самое первое правило родителей – игрушек не должно быть слишком много. Не вообще, а одномоментно перед ребенком, в пределах его зрения. В его комнате. Обилие разнородных игрушек вызывает хаотичные движения от одного предмета к другому, мешает обдуманной сюжетной игре, вызывает беспокойство - чем же играть?- и трудности концентрации. Большое количество игрушек – синоним хаоса в игровом пространстве, а значит, и в деятельности ребенка. Оставляйте в пределах видимости ребенка 15-20 игрушек; остальные убирайте (идеальный вариант – организовать хранение игрушек продуманным логически обоснованным и функциональным способом, группируя вместе с ребенком их по темам, иногда материалам). Многими успешно практикуется (особенно для малышей) разделение игрушек на несколько частей, из которых одна остается в комнате ребенка, остальные убираются подальше, чтобы ребенок мог «по ним соскучиться», а затем игрушки меняются местами. Пополняемая сперва от обожания коллекция игрушек у многих современных детей, к сожалению, потом перерастает в этакие "суррогаты родительской любви". Это когда несчастные родители просто не знают, как по-другому искренне сказать ребенку, что любят его, кроме как подарить супер-поезд за 5 тыс. Или когда ты очень устал, и принес игрушку, чтобы ребенок не приставал. Или когда не справился с воспитанием, сорвался и в качестве извинения принес игрушку. Дети очень цепко ухватывают правила этого жестокого бартера, чтобы применить во взрослой жизни... Дорогие родители, задумывайтесь перед покупкой каждой игрушки, ведь вы приносите малышу маленькую модель, рассказывающую о мире, о его устройстве, законах и явлениях. Что вы хотите каждый раз сказать ребенку новой игрушкой? Какой смысл несет в себе заводной клоун, который стучит себя по голове? Безумно хохочущая обезьяна? Загадочное животное, похожее одновременно на медведя и кенгуру? Оставим на совести родителей выбор игрушек по уровню их качества, экологичности и цены. Тут каждый решает сам. Обратимся в этой статье к игрушкам, которые мы не советуем брать. • Многофункциональные игрушки – пианино-лягушка-руль, или еще что-то подобное “в одном флаконе”. К сожалению и вопреки рекламам, вовсе не являются полезными, и ведут не к развитию, а к смешению понятий о функциях вещей и основных их признаках в голове у ребенка. Как конкретно мыслящий ребенок сможет отделить одно от другого в китайском мигающем чуде с лампочками, как соотнести эту игрушку с машиной и ее рулем? А с пианино? Развитие мышления ребенка идет от конкретного к абстрактному, поэтому постарайтесь предлагать ребенку игрушки с четко понятным функционалом – машинка – с колесами, катается. Лягушка – зеленая, с четырьмя лапами с перепонками, большой головой и ртом, квакает. Пусть малыш пока далек от энциклопедических знаний, начальный образ в его голове со словом «лягушка» изначально должен быть понятный и простой, а уж потом можно показывать и розовую лягушку, и лягушку-пианино, если уж она у вас-таки есть. Лягушкой играем, прыгаем-кормим-спим, на пианино играем музыку. Вот это разграничение очень важно для малышей, хотя зачастую совершенно не учитывается производителями детских игрушек. • отсутствие «простых форм», «чистых цветов» в игрушках для самых маленьких. Покупая малышам мобили, пирамидки пастельных цветов и игрушки сложных, обтекаемых форм, мы дополнительно создаем сложность для их восприятия. А потом удивляемся, отчего ребенок не знает цвета. Круглой погремушки с ярким, но не раздражающим звуком вполне хватает малышу, чтобы постичь совершенно космические законы. Однако часто встречаются довольно удачные функциональные игрушки для развития моторики и осязания младенцев – всевозможные шуршалки-дергалки-цеплялки-открывалки. Такие игрушки очень полезны малышу до 1-1,5 лет (после старайтесь перейти на игрушки с одним функционалом во избежание смысловой путаницы). • Интерактивные игрушки. На наш взгляд, они составляют огромную проблему - уже не игрушечного рынка - а воспитания. Игрушки с запрограммированными циклическими движениями и звуками («питомцы» на батарейках, игрушки-повторялки, общающиеся с хозяйкой и читающие сказки куклы, «говорящие доски» и поющие на разные лады от нажатия на кнопку планшеты и т.д.). Они не только не полезны, порой они просто вредны ребенку! Правда, многие дети не оценивают по достоинству дорогие подарки и предпочитают этим «заводилкам» простые игрушки, чем огорчают родителей. В чем же их вред? Эти игрушки, во-первых, своими навязанными функциями резко ограничивают функционал игр с ними (такую «говорящую» куклу нельзя купать, с роботом-щенком не попьешь чаю на кукольном чаепитии и пр.). Несколько таких игрушек, конечно, могут быть у ребенка, пока они ему интересны, с учетом того, что есть и другие. Но длительные игры с интерактивными игрушками заметно мешают развитию фантазии детей, - они не могут уже выдумать с игрушками новых действий, и особенно после их поломки требуют покупки новых игрушек с новым функционалом - вместо того, чтобы просто вообразить себе его. Влияние развития фантазии на интеллект желающие могут изучить сами. Игрушки-говорилки, на наш взгляд, наиболее опасные из всей этой «компании на батарейках» - потому что они мешают развитию социальных навыков у детей, ведут к примитивизму их мышления (одинаково повторяемые фразы, не всегда на хорошем русском языке, часто не соответствующие уровню понимания ребенка) и аутизации. Дорогие родители, никакая кукла не научит вашего ребенка говорить, если Вы не будете говорить с ним; ни один плакат не выучит с малышом животных Австралии, если Вы не будете показывать их в книгах, фильмах, зоопарке, и рассказывать ему о них! Ребенок не должен разговаривать с куклой, задавая вопросы и отвечая роботу, – для этого есть живые люди. Не можем не затронуть и тему искусственных интерактивных питомцев. Да, развитие технологий приводит к тому, что роботы могут умело подражать животным в звуках и движениях. Только, пожалуйста, будьте внимательны к цели этой покупки. К чему вам механизм, заученно копирующий движения животного в отрыве от игрового контекста? Даже обычная плюшевая игрушка или лоскуток сможет стать большим другом, чем робот (вспомним мультфильм «варежка»). Ну, а настоящее домашнее животное – это Друг. С его играми, забавными поступками и верностью, с болезнями, переживаниями, его воспитанием и чувством ответственности за него. Питомец на батарейках не даст ребенку ничего. • Кнопочные игровые поля. Создается впечатление, что игрушечная индустрия специально формирует у детей примитивное «кнопочное» мышление – нажал на кнопку-услышал в награду слово или смешной звук, нажимаешь следующую. В ярких, бездумно и бессистемно заполненных звучащими кнопками пультах у ребенка не происходит исследования предмета, нахождения его особенностей и способов его применения (потому что когда малыш однажды берет и стучит этим пультом по полу, как раз исследуя свойства и издавая замечательно-гремучий звук способом, отличным от нажатия кнопки, родители отчего-то ругаются). Да и трудно называть по-настоящему развивающей систему типа «нажми А – получишь готовый, не зависящий от тебя результат Б». • Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Не покупайте годовалому ребенку сложных кукол, их время придет позже; не покупайте двухлетке конструктора, который сложно закрепляется и будет вызывать только вспышки его гнева. Придерживайтесь идеи, чтобы все было по силам и интересам ребенка. К сожалению, возрастные рекомендации на этикетках товаров далеки от реальности, поэтому, если вы сомневаетесь в выборе игрушки, попросите извлечь ее из упаковки, изучите сами, спросите своих друзей с более старшими детьми или почитайте о ней отзывы. • Не предоставляйте выбор игрушек ребенку в игрушечном магазине. Он не сможет сориентироваться в таком изобилии товаров, выбирая по поверхностным признакам, а вы можете также остаться недовольны его выбором в ценовом и содержательном плане. Идеальным вариантом было бы предложить ребенку (от 1,5 лет) сделать выбор из нескольких заранее выбранных Вами игрушек. Не перекладывайте на плечи ребенка ответственность за выбор игрушек, оправдывая это тем, что «ему нравится, он может долго в это играть». Любой ребенок с удовольствием будет нажимать кнопки, чтобы посмотреть, как они мигают, и услышать мешанину фальшивых звуков просто потому, что ему не предложили ничего другого. А также потому, что нажимать на кнопки – просто, приятно и бессмысленно. Сродни взрослой привычке есть семечки. Многие дети лет 5 не откажутся поиграть в скандально известный набор хирурга, разрезая мышцы, исследуя человеческие органы-муляжи. Однако нужно быть готовым к тому, что после этой игры не получивший адекватных объяснений ребенок вполне может побежать за кошкой со скальпелем, с теми же добрыми исследовательскими намерениями. Оценивая игрушки со взрослой позиции, Вы сможете понять их основные развивающие факторы и их потенциальный вред, плюсы и минусы. Ребенок же будет рад практически любой новой игрушке, которую выбрали с учетом его потребностей. Дорогие взрослые, будьте взрослыми в выборе игрушек для малыша, и будьте детьми в совместных играх с ним!
Семейный образовательный клуб " Фамилия моя"
:Антонина Демидова
Выбираем игрушки: мнение психолога
Выбор игрушек сейчас просто огромен, а желание порадовать малыша всегда так заманчиво – и вот на растерявшихся родителей смотрят игрушки с километровых полок детских супермаркетов, из каталогов интернет-магазинов (российских и зарубежных), а еще есть так называемые авторские игрушки, нефабричные и уникальные…
Самое первое правило родителей – игрушек не должно быть слишком много. Не вообще, а одномоментно перед ребенком, в пределах его зрения. В его комнате. Обилие разнородных игрушек вызывает хаотичные движения от одного предмета к другому, мешает обдуманной сюжетной игре, вызывает беспокойство - чем же играть?- и трудности концентрации. Большое количество игрушек – синоним хаоса в игровом пространстве, а значит, и в деятельности ребенка. Оставляйте в пределах видимости ребенка 15-20 игрушек; остальные убирайте (идеальный вариант – организовать хранение игрушек продуманным логически обоснованным и функциональным способом, группируя вместе с ребенком их по темам, иногда материалам). Многими успешно практикуется (особенно для малышей) разделение игрушек на несколько частей, из которых одна остается в комнате ребенка, остальные убираются подальше, чтобы ребенок мог «по ним соскучиться», а затем игрушки меняются местами.
Пополняемая сперва от обожания коллекция игрушек у многих современных детей, к сожалению, потом перерастает в этакие "суррогаты родительской любви". Это когда несчастные родители просто не знают, как по-другому искренне сказать ребенку, что любят его, кроме как подарить супер-поезд за 5 тыс. Или когда ты очень устал, и принес игрушку, чтобы ребенок не приставал. Или когда не справился с воспитанием, сорвался и в качестве извинения принес игрушку. Дети очень цепко ухватывают правила этого жестокого бартера, чтобы применить во взрослой жизни...
Дорогие родители, задумывайтесь перед покупкой каждой игрушки, ведь вы приносите малышу маленькую модель, рассказывающую о мире, о его устройстве, законах и явлениях. Что вы хотите каждый раз сказать ребенку новой игрушкой? Какой смысл несет в себе заводной клоун, который стучит себя по голове? Безумно хохочущая обезьяна? Загадочное животное, похожее одновременно на медведя и кенгуру?
Оставим на совести родителей выбор игрушек по уровню их качества, экологичности и цены. Тут каждый решает сам. Обратимся в этой статье к игрушкам, которые мы не советуем брать.
• Многофункциональные игрушки – пианино-лягушка-руль, или еще что-то подобное “в одном флаконе”. К сожалению и вопреки рекламам, вовсе не являются полезными, и ведут не к развитию, а к смешению понятий о функциях вещей и основных их признаках в голове у ребенка. Как конкретно мыслящий ребенок сможет отделить одно от другого в китайском мигающем чуде с лампочками, как соотнести эту игрушку с машиной и ее рулем? А с пианино? Развитие мышления ребенка идет от конкретного к абстрактному, поэтому постарайтесь предлагать ребенку игрушки с четко понятным функционалом – машинка – с колесами, катается. Лягушка – зеленая, с четырьмя лапами с перепонками, большой головой и ртом, квакает. Пусть малыш пока далек от энциклопедических знаний, начальный образ в его голове со словом «лягушка» изначально должен быть понятный и простой, а уж потом можно показывать и розовую лягушку, и лягушку-пианино, если уж она у вас-таки есть. Лягушкой играем, прыгаем-кормим-спим, на пианино играем музыку. Вот это разграничение очень важно для малышей, хотя зачастую совершенно не учитывается производителями детских игрушек.
• отсутствие «простых форм», «чистых цветов» в игрушках для самых маленьких. Покупая малышам мобили, пирамидки пастельных цветов и игрушки сложных, обтекаемых форм, мы дополнительно создаем сложность для их восприятия. А потом удивляемся, отчего ребенок не знает цвета. Круглой погремушки с ярким, но не раздражающим звуком вполне хватает малышу, чтобы постичь совершенно космические законы. Однако часто встречаются довольно удачные функциональные игрушки для развития моторики и осязания младенцев – всевозможные шуршалки-дергалки-цеплялки-открывалки. Такие игрушки очень полезны малышу до 1-1,5 лет (после старайтесь перейти на игрушки с одним функционалом во избежание смысловой путаницы).
• Интерактивные игрушки. На наш взгляд, они составляют огромную проблему - уже не игрушечного рынка - а воспитания. Игрушки с запрограммированными циклическими движениями и звуками («питомцы» на батарейках, игрушки-повторялки, общающиеся с хозяйкой и читающие сказки куклы, «говорящие доски» и поющие на разные лады от нажатия на кнопку планшеты и т.д.).
Они не только не полезны, порой они просто вредны ребенку! Правда, многие дети не оценивают по достоинству дорогие подарки и предпочитают этим «заводилкам» простые игрушки, чем огорчают родителей. В чем же их вред?
Эти игрушки, во-первых, своими навязанными функциями резко ограничивают функционал игр с ними (такую «говорящую» куклу нельзя купать, с роботом-щенком не попьешь чаю на кукольном чаепитии и пр.). Несколько таких игрушек, конечно, могут быть у ребенка, пока они ему интересны, с учетом того, что есть и другие. Но длительные игры с интерактивными игрушками заметно мешают развитию фантазии детей, - они не могут уже выдумать с игрушками новых действий, и особенно после их поломки требуют покупки новых игрушек с новым функционалом - вместо того, чтобы просто вообразить себе его. Влияние развития фантазии на интеллект желающие могут изучить сами.
Игрушки-говорилки, на наш взгляд, наиболее опасные из всей этой «компании на батарейках» - потому что они мешают развитию социальных навыков у детей, ведут к примитивизму их мышления (одинаково повторяемые фразы, не всегда на хорошем русском языке, часто не соответствующие уровню понимания ребенка) и аутизации. Дорогие родители, никакая кукла не научит вашего ребенка говорить, если Вы не будете говорить с ним; ни один плакат не выучит с малышом животных Австралии, если Вы не будете показывать их в книгах, фильмах, зоопарке, и рассказывать ему о них! Ребенок не должен разговаривать с куклой, задавая вопросы и отвечая роботу, – для этого есть живые люди.
Не можем не затронуть и тему искусственных интерактивных питомцев. Да, развитие технологий приводит к тому, что роботы могут умело подражать животным в звуках и движениях. Только, пожалуйста, будьте внимательны к цели этой покупки. К чему вам механизм, заученно копирующий движения животного в отрыве от игрового контекста? Даже обычная плюшевая игрушка или лоскуток сможет стать большим другом, чем робот (вспомним мультфильм «варежка»).
Ну, а настоящее домашнее животное – это Друг. С его играми, забавными поступками и верностью, с болезнями, переживаниями, его воспитанием и чувством ответственности за него. Питомец на батарейках не даст ребенку ничего.
• Кнопочные игровые поля. Создается впечатление, что игрушечная индустрия специально формирует у детей примитивное «кнопочное» мышление – нажал на кнопку-услышал в награду слово или смешной звук, нажимаешь следующую. В ярких, бездумно и бессистемно заполненных звучащими кнопками пультах у ребенка не происходит исследования предмета, нахождения его особенностей и способов его применения (потому что когда малыш однажды берет и стучит этим пультом по полу, как раз исследуя свойства и издавая замечательно-гремучий звук способом, отличным от нажатия кнопки, родители отчего-то ругаются). Да и трудно называть по-настоящему развивающей систему типа «нажми А – получишь готовый, не зависящий от тебя результат Б».
• Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Не покупайте годовалому ребенку сложных кукол, их время придет позже; не покупайте двухлетке конструктора, который сложно закрепляется и будет вызывать только вспышки его гнева. Придерживайтесь идеи, чтобы все было по силам и интересам ребенка. К сожалению, возрастные рекомендации на этикетках товаров далеки от реальности, поэтому, если вы сомневаетесь в выборе игрушки, попросите извлечь ее из упаковки, изучите сами, спросите своих друзей с более старшими детьми или почитайте о ней отзывы.
• Не предоставляйте выбор игрушек ребенку в игрушечном магазине. Он не сможет сориентироваться в таком изобилии товаров, выбирая по поверхностным признакам, а вы можете также остаться недовольны его выбором в ценовом и содержательном плане. Идеальным вариантом было бы предложить ребенку (от 1,5 лет) сделать выбор из нескольких заранее выбранных Вами игрушек.
Не перекладывайте на плечи ребенка ответственность за выбор игрушек, оправдывая это тем, что «ему нравится, он может долго в это играть». Любой ребенок с удовольствием будет нажимать кнопки, чтобы посмотреть, как они мигают, и услышать мешанину фальшивых звуков просто потому, что ему не предложили ничего другого. А также потому, что нажимать на кнопки – просто, приятно и бессмысленно. Сродни взрослой привычке есть семечки. Многие дети лет 5 не откажутся поиграть в скандально известный набор хирурга, разрезая мышцы, исследуя человеческие органы-муляжи. Однако нужно быть готовым к тому, что после этой игры не получивший адекватных объяснений ребенок вполне может побежать за кошкой со скальпелем, с теми же добрыми исследовательскими намерениями.
Оценивая игрушки со взрослой позиции, Вы сможете понять их основные развивающие факторы и их потенциальный вред, плюсы и минусы. Ребенок же будет рад практически любой новой игрушке, которую выбрали с учетом его потребностей.
Дорогие взрослые, будьте взрослыми в выборе игрушек для малыша, и будьте детьми в совместных играх с ним!