Лашин Алексей Егорович, наводчик орудия 9 воздушно-десантной бригады 4 вдк.
Алексей Егорович родился в 1918 г. в Горьковской (Нижегородской) обл. Шатковском р-не,с. Калапино. Из воспоминаний В.Лисова генерал-лейтенанта в отставке, ветерана ВДВ: «Десантники были богаты на выдумки и не терялись ни при каких обстоятельствах. Мастера были на все руки. Вспоминается такой случай. Часто между артналетами по нашей обороне велась бесприцельная стрельба отдельными орудиями противника. Правда, потери от нее были незначительными, однако трудно было угадать, где упадет очередной снаряд и это нервировало всех. Однажды одной разведгруппе удалось обнаружить такой, «кочующий» отрядик, он вел тревожный огонь, время от времени меняя огневую позицию. Командир разведгруппы Алексей Лапшин решил понаблюдать с опушки леса, как ведется обстрел нашей обороны, много ли здесь фашистов. Рядом с огневой позицией был блиндаж, где укрывался расчет. Разведчики установили, что изрядно замерзая от лютого мороза, выскакивал один немецкий наводчик, давал несколько выстрелов и бросался опять в укрытие под землю. Проходило 10-15 минут, выскакивал другой артиллерист, тоже давал 5-6 выстрелов и опять скрывался, наступал перерыв.
Когда Лашин принял решение уничтожить наводчика и захватить орудие, из блиндажа выскочил сразу весь расчет. Артиллеристы открыли беглый огонь по нашей обороне. Увлеченные стрельбой, и, не подозревая о возможном налете десантников, они не заметили, как разведчики подобрались почти вплотную к ним и забросали их гранатами. Лишь одному удалось скрыться. И вот разведчики завладели еще горячей от стрельбы пушкой. Лашин в прошлом артиллерист крикнул своим: «Помогите развернуть орудие, мы сейчас рубанем фрицам в зад, чтобы быстрее бежали с нашей земли!» Алексей открыл замок орудия, послал в него снаряд, дернул за спусковой шнур, но выстрела не последовало. В чем дело? Отбросив на себя замок, он тут же определил причину - нет стрелкового механизма. Видимо, убегающий фриц успел унести его. Минута прошла в раздумье. Тут Лашин достал шомпол из своей винтовки, разрубил его саперным топориком, быстро вновь зарядил орудие, закрыл замок, в отверстие стреляющего механизма вставил кусок шомпола и, придерживая его левой рукой, скомандовал: «А ну-ка, ребята, от греха подальше, уходите в укрытие, попробуем по-русски». Держа в правой руке топорик, он сильно ударил им по шомполу и снаряд полетел в сторону своих хозяев. Так на ходу изобретенным бойком десантники дали второй, третий выстрел. Орудие действовало безотказно. Правда, скорострельность была не та, но «пушкари» в тот день поработали на славу. С наступлением темноты пушку поставили на лыжи-волокушу и притащили в свое расположение. Так появилась у десантников «своя» артиллерия.» Лисов И.И., генерал-лейтенант. Десантники. (Воздушные десанты). М., 1968. Первая книга об истории ВДВ
На этих архивных фотографиях-Лашин Алексей Егорович, 1918 г. наводчик орудия 9 вдбр 4 вдк. (Вяземская воздушно-десантная операция.)
ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ...(1941 45 гг..)
:Юрий Ляховский
АЛЕКСЕЙ ЛАШИН СТРЕЛЯЛ ИЗ ПУШКИ ПРИ ПОМОЩИ ТОПОРА.
Из воспоминаний В.Лисова генерал-лейтенанта в отставке, ветерана ВДВ:
«Десантники были богаты на выдумки и не терялись ни при каких обстоятельствах. Мастера были на все руки. Вспоминается такой случай. Часто между артналетами по нашей обороне велась бесприцельная стрельба отдельными орудиями противника. Правда, потери от нее были незначительными, однако трудно было угадать, где упадет очередной снаряд и это нервировало всех.
Однажды одной разведгруппе удалось обнаружить такой, «кочующий» отрядик, он вел тревожный огонь, время от времени меняя огневую позицию. Командир разведгруппы Алексей Лапшин решил понаблюдать с опушки леса, как ведется обстрел нашей обороны, много ли здесь фашистов. Рядом с огневой позицией был блиндаж, где укрывался расчет. Разведчики установили, что изрядно замерзая от лютого мороза, выскакивал один немецкий наводчик, давал несколько выстрелов и бросался опять в укрытие под землю. Проходило 10-15 минут, выскакивал другой артиллерист, тоже давал 5-6 выстрелов и опять скрывался, наступал перерыв.
Когда Лашин принял решение уничтожить наводчика и захватить орудие, из блиндажа выскочил сразу весь расчет. Артиллеристы открыли беглый огонь по нашей обороне. Увлеченные стрельбой, и, не подозревая о возможном налете десантников, они не заметили, как разведчики подобрались почти вплотную к ним и забросали их гранатами. Лишь одному удалось скрыться. И вот разведчики завладели еще горячей от стрельбы пушкой. Лашин в прошлом артиллерист крикнул своим: «Помогите развернуть орудие, мы сейчас рубанем фрицам в зад, чтобы быстрее бежали с нашей земли!»
Алексей открыл замок орудия, послал в него снаряд, дернул за спусковой шнур, но выстрела не последовало. В чем дело? Отбросив на себя замок, он тут же определил причину - нет стрелкового механизма. Видимо, убегающий фриц успел унести его. Минута прошла в раздумье. Тут Лашин достал шомпол из своей винтовки, разрубил его саперным топориком, быстро вновь зарядил орудие, закрыл замок, в отверстие стреляющего механизма вставил кусок шомпола и, придерживая его левой рукой, скомандовал: «А ну-ка, ребята, от греха подальше, уходите в укрытие, попробуем по-русски».
Держа в правой руке топорик, он сильно ударил им по шомполу и снаряд полетел в сторону своих хозяев. Так на ходу изобретенным бойком десантники дали второй, третий выстрел. Орудие действовало безотказно. Правда, скорострельность была не та, но «пушкари» в тот день поработали на славу. С наступлением темноты пушку поставили на лыжи-волокушу и притащили в свое расположение. Так появилась у десантников «своя» артиллерия.»
Лисов И.И., генерал-лейтенант. Десантники. (Воздушные десанты). М., 1968. Первая книга об истории ВДВ