Психологи запатентовали приложение для оценки сенсорных особенностей

Научный коллектив УрФУ запатентовал приложение для оценки сенсорных особенностей людей. С помощью приложения можно определить, насколько эффективно мы используем зрительные, слуховые, тактильные, проприоцептивные (ощущение своего тела), вестибулярные, вкусовые, обонятельные системы, и понять, что можно улучшить. Оно также помогает определить риски пребывания человека в среде и выдает рекомендации по поддержке сенсорных систем, которые имеют дефициты. Изначально приложение разрабатывалось для детей с особенностями развития, но на сегодня может быть полезно пользователям любого возраста и состояния здоровья. Создание цифрового сервиса поддержал Российский научный фонд (проект № 24-28-01409).
По словам Людмилы Токарской, приложение помогает оценить восприятие окружающей среды. Фото: Анна Маринович.
По словам Людмилы Токарской, приложение помогает оценить восприятие окружающей среды. Фото: Анна Маринович.
«Приложение рассчитано на любую возрастную группу, но в первую очередь будет интересно родителям и педагогам, которые хотели бы определить сенсорные функции у детей и выявить сенсорные дефициты. Кстати, по мнению известного педагога-психолога Энн Джин Айрес, зачастую неуспехи детей в школе определяются не задержкой развития или другими нарушениями, а непосредственно сенсорной дезинтеграцией. Приложение не позволяет определять физическое состояние слуха или зрения, оно направлено на оценку восприятия, то есть того, насколько целостно мы воспринимаем объект, распознаем его свойства, выделяем главное и второстепенное и так далее», — поясняет руководитель проекта, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии УрФУ Людмила Токарская.
Как отмечает психолог, нередко мы сталкиваемся с чем-то, что мешает нам концентрироваться, чувствовать себя комфортно и как следствие, к примеру, продуктивно работать. И, если взрослый человек учится с этим жить (может отследить этот момент и либо устранить его, либо адаптироваться), то ребенку сложнее, и ему нужна поддержка.

«Например, на концентрацию детей в школе или в садике могут влиять яркие оранжевые или красные стулья, в особенности, если таких предметов много. Также отвлекать от процесса обучения могут большие вещи, нависающие сверху. Мы можем неосознанно, но регулярно обращать на них внимание и опасаться, что что-то упадет на голову. И это тоже снижает нашу продуктивность. Если взрослый человек может в некоторых случаях понять, что его раздражает и нивелировать этот фактор, то ребенок, как правило, не может на это повлиять, и нам нужно помочь ему», — добавляет Людмила Токарская.
Приложение апробировали в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В планах разработчиков — подключить к тестированию студентов и преподавателей.

«Мы также хотим разработать мобильную версию приложения, запустить сайт по сенсорному благополучию, где разместим приложение для скачивания. И в планах — создать сервис „Комфортная среда“, который поможет планировать дизайн и жилых, и рабочих помещений с учетом комфортного нахождения там: цветовое, фактурное сочетание и другие особенности», — перечисляет Людмила Токарская.
По словам психолога, их работой заинтересовались девелоперы, которые обратились в УрФУ за экспертной оценкой особенностей различных сред: образовательных организаций, спортивных объектов, детских площадок, строящихся квартир, культурных пространств.

«Мы с коллегами работаем над созданием карт сенсорной безопасности различных объектов, протоколами оценки их благополучия. Иными словами, мы подсказываем, в каких условиях людям комфортнее обучаться, жить, работать, отдыхать. Какие цветовые решения лучше сочетать, предметы каких масштабов и так далее, как это влияет — за счет воздействия на зрение, обоняние, слух и другие рецепторы — на наше восприятие, продуктивность и ощущение комфорта. Конечно, мы не можем продумать универсальные требования, которые подойдут всем, но мы можем убрать откровенно раздражающие факторы, вызывающие дискомфорт», — заключает Людмила Токарская.

Комментарии

Комментариев нет.