Что такое ширковской шафаат (который практиковали мушрики)❔
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: الشفاعة التي أثبتها أهل الشرك، ومن شابههم من أهل البدع، من أهل الكتاب والمسلمين، الذين يظنون أن للخلق عند الله من القدر أن يشفعوا عنده بغير إذنه، كما يشفع الناس بعضهم عند بعض فيقبل المشفوع إليه شفاعة الشافع لحاجته إليه رغبة ورهبة، كما يعامل المخلوقُ المخلوق بالمعاوضة. فالمشركون كانوا يتخذون من دون الله شفعاء من الملائكة والأنبياءوالصالحين، ويصورون تماثيلهم فيستشفعون بها ويقولون: هؤلاء خواص الله، فنحن نتوسل إلى الله بدعائهم وعبادتهم ليشفعوا لنا، كما يُتوَسل إلى الملوك بخواصِّهم لكونهم أقرب إلى الملوك من غيرهم، فيشفعون عند الملوك بغير إذن الملوك، وقد يشفع أحدهم عند الملك فيما لا يختاره فيحتاج إلى إجابة شفاعته رغبة ورهبة. فأنكر الله هذه الشفاعة فقال تعالى (2: 255): {مَنْ ذا الذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إلاَّ بإذْنه}، "Имеется ввиду под отрицанием заступничества в Коране - заступничество, которое утвердили люди ширка, и те кто уподобился им из нововведенцев из людей Писания и мусульман - которые полагают, что у творений перед Аллахом такая степень, что они могут заступничать перед Ним БЕЗ Его позволения (прим.иллят ширка❗️)- подобно тому, как люди заступничают другу друга, и один принимает заступничество другого потому что нуждается в нем, и опасается и надеется на него (прим.иллят ширка❗️)- и на основе взаимовыгоды, как взаимодействуют между собой творения. Многобожники избирали себе заступников помимо Аллаха из числа ангелов и Пророков и праведников, и делали их иконы, и искали у них заступничества, и говорили - "Это близкое окружение Аллаха, и мы приближаемся к Аллаху делая дуа к ним и поклоняясь им, чтобы они заступились за нас - точно также, как приближаются к царю через его близкое окружение, из-за того что это близкое окружение ближе к царю чем другие, и заступничают перед царями без разрешения царей" (иллят ширка❗️). И среди них есть те кто заступничая просит у царя того чего он не хочет, однако царь вынужден принять его заступничество из-за опасения или надежды. И Аллах порицал такое заступничество, и сказал: "Кто же заступается перед Ним без Его позволения" (2:255) Источник: "Аль Каида аль Джалиля", 2/12.Далее... Сказал хафиз Ибн Касир, делая тафсир одного из аятов где приходит отрицание ширковского шафаата: ِِﻢْ ﻓِﻴﻤَﺎ أَﺣَﺒﱠﻪُ اﱂُْ ﻟُﻮكُ وَأَﺑـَﻮْﻩُ، }ﻓَﻼ ﺗَﻀْﺮِﺑُﻮا ﻟِﱠِ اﻷﻣْﺜَﺎلَ{ ] اﻟﻨﱠﺤْ ﻞِ:74 ، ﺗـَﻌَﺎﱃَ اﻟﱠُ ﻋَﻦْ ذَﻟِﻚَ وَأَﺧْﺒـَﺮَ أَنﱠ اﳌﻼﺋﻜﺔ اﻟﱵ ﰲ اﻟﺴﻤﻮات ﻣِﻦَ اﻟْﻤُﻘَﺮﱠﺑِﲔَ وَﻏَﲑِْﻫِﻢْ، ﻛُﻠﱠﻬُﻢْ ﻋَﺒِﻴﺪٌ ﺧَﺎﺿِﻌُﻮنَ ﻟِﱠِ، ﻻَ ﻳَﺸْﻔَﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻩُ إِﻻﱠ ﺑِِذْﻧِﻪِ ﻟِﻤَﻦِ [ ارْﺗَﻀَﻰ، وَﻟَﻴْﺴُﻮا ﻋِﻨْﺪَﻩُ�ﻛَﺎﻷُْﻣَﺮَاءِ ﻋِﻨْﺪَ ﻣُﻠُﻮﻛِﻬِﻢْ، ﻳُﺸَﻔﱠﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻫُﻢْ ﺑِﻐَﲑِْ إِذْ "Рассказал Аллах что ангелы которые на небесах - близкие к Нему и другие - все они рабы покорные Аллаху, и не заступаются у Него кроме как с Его разрешения за того кем Он доволен, и что они у Него не подобны дворянам у царей, которые заступаются без их разрешения(❗) как в том что любят цари так и в том чего не хотят. (❗) "Не приводите Аллаху примеры", и Аллах пречист от этого" Источник: "Тафсир Ибн Касир", 7/85 •Разьясняется из этого и слов других ученых, что шафаат и посредничество, которое утверждали мушрики Мекки состоял в следующем: Они считали, что просить Аллаха напрямую - плохой адаб к Нему, однако у Него есть приближенные сотоварищи, которые доносят Ему нужды творений, и они заступничают перед Ним без разрешения, и у них есть право перед Ним которое Аллах обязан принять. Поэтому они хоть и говорили, что лишь Аллах распоряжается во Вселенной, оживляет и умервщляет, и так далее - однако утверждали Ему заступников, которые ближе к Нему, чем они, и к которым следовало направлять поклонения. И они направляли поклонения этим заступникам, надеясь что в обмен они заступятся за них перед Аллахом - как это ясно в словах Аллаха: "Мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху" И Аллах опроверг их в Коране, и сделал им такфир, и назвал это ширком, и разьяснил, что Аллаху принадлежит заступничество и что эти ложные заступники ничем не владеют, и не заслуживают поклонения, а поклонения заслуживает лишь Аллах, и что никто не будет заступаться перед Ним кроме как с Его разрешения, и Его довольства, и что у Него нет никаких помощников и союзников, и привратников❗💢‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха.» (ат-Тауба 9:31) Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и есть поклонение им»”. ✨ат-Тирмизи 3094, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам ИбнТаймия назвал хадис хорошим. @TriOsnovy_Islama
ИСЛАМ ДЛЯ ВСЕХ!
Что такое ширковской шафаат (который практиковали мушрики)❔
Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:
الشفاعة التي أثبتها أهل الشرك، ومن شابههم من أهل البدع، من أهل الكتاب والمسلمين، الذين يظنون أن للخلق عند الله من القدر أن يشفعوا عنده بغير إذنه، كما يشفع الناس بعضهم عند بعض فيقبل المشفوع إليه شفاعة الشافع لحاجته إليه رغبة ورهبة، كما يعامل المخلوقُ المخلوق بالمعاوضة. فالمشركون كانوا يتخذون من دون الله شفعاء من الملائكة والأنبياءوالصالحين، ويصورون تماثيلهم فيستشفعون بها ويقولون: هؤلاء خواص الله، فنحن نتوسل إلى الله بدعائهم وعبادتهم ليشفعوا لنا، كما يُتوَسل إلى الملوك بخواصِّهم لكونهم أقرب إلى الملوك من غيرهم، فيشفعون عند الملوك بغير إذن الملوك، وقد يشفع أحدهم عند الملك فيما لا يختاره فيحتاج إلى إجابة شفاعته رغبة ورهبة. فأنكر الله هذه الشفاعة فقال تعالى (2: 255): {مَنْ ذا الذي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إلاَّ بإذْنه}،
"Имеется ввиду под отрицанием заступничества в Коране - заступничество, которое утвердили люди ширка, и те кто уподобился им из нововведенцев из людей Писания и мусульман - которые полагают, что у творений перед Аллахом такая степень, что они могут заступничать перед Ним БЕЗ Его позволения (прим.иллят ширка❗️)- подобно тому, как люди заступничают другу друга, и один принимает заступничество другого потому что нуждается в нем, и опасается и надеется на него (прим.иллят ширка❗️)- и на основе взаимовыгоды, как взаимодействуют между собой творения.
Многобожники избирали себе заступников помимо Аллаха из числа ангелов и Пророков и праведников, и делали их иконы, и искали у них заступничества, и говорили - "Это близкое окружение Аллаха, и мы приближаемся к Аллаху делая дуа к ним и поклоняясь им, чтобы они заступились за нас - точно также, как приближаются к царю через его близкое окружение, из-за того что это близкое окружение ближе к царю чем другие, и заступничают перед царями без разрешения царей" (иллят ширка❗️).
И среди них есть те кто заступничая просит у царя того чего он не хочет, однако царь вынужден принять его заступничество из-за опасения или надежды.
И Аллах порицал такое заступничество, и сказал: "Кто же заступается перед Ним без Его позволения" (2:255)
Источник: "Аль Каида аль Джалиля", 2/12.Далее...
Сказал хафиз Ибн Касир, делая тафсир одного из аятов где приходит отрицание ширковского шафаата:
ِِﻢْ ﻓِﻴﻤَﺎ أَﺣَﺒﱠﻪُ اﱂُْ ﻟُﻮكُ وَأَﺑـَﻮْﻩُ، }ﻓَﻼ ﺗَﻀْﺮِﺑُﻮا ﻟِﱠِ اﻷﻣْﺜَﺎلَ{ ] اﻟﻨﱠﺤْ ﻞِ:74 ، ﺗـَﻌَﺎﱃَ اﻟﱠُ ﻋَﻦْ ذَﻟِﻚَ وَأَﺧْﺒـَﺮَ أَنﱠ اﳌﻼﺋﻜﺔ اﻟﱵ ﰲ اﻟﺴﻤﻮات ﻣِﻦَ اﻟْﻤُﻘَﺮﱠﺑِﲔَ وَﻏَﲑِْﻫِﻢْ، ﻛُﻠﱠﻬُﻢْ ﻋَﺒِﻴﺪٌ ﺧَﺎﺿِﻌُﻮنَ ﻟِﱠِ، ﻻَ ﻳَﺸْﻔَﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻩُ إِﻻﱠ ﺑِِذْﻧِﻪِ ﻟِﻤَﻦِ [ ارْﺗَﻀَﻰ، وَﻟَﻴْﺴُﻮا ﻋِﻨْﺪَﻩُ�ﻛَﺎﻷُْﻣَﺮَاءِ ﻋِﻨْﺪَ ﻣُﻠُﻮﻛِﻬِﻢْ، ﻳُﺸَﻔﱠﻌُﻮنَ ﻋِﻨْﺪَﻫُﻢْ ﺑِﻐَﲑِْ إِذْ
"Рассказал Аллах что ангелы которые на небесах - близкие к Нему и другие - все они рабы покорные Аллаху, и не заступаются у Него кроме как с Его разрешения за того кем Он доволен, и что они у Него не подобны дворянам у царей, которые заступаются без их разрешения(❗) как в том что любят цари так и в том чего не хотят. (❗) "Не приводите Аллаху примеры", и Аллах пречист от этого"
Источник: "Тафсир Ибн Касир", 7/85
•Разьясняется из этого и слов других ученых, что шафаат и посредничество, которое утверждали мушрики Мекки состоял в следующем:
Они считали, что просить Аллаха напрямую - плохой адаб к Нему, однако у Него есть приближенные сотоварищи, которые доносят Ему нужды творений, и они заступничают перед Ним без разрешения, и у них есть право перед Ним которое Аллах обязан принять. Поэтому они хоть и говорили, что лишь Аллах распоряжается во Вселенной, оживляет и умервщляет, и так далее - однако утверждали Ему заступников, которые ближе к Нему, чем они, и к которым следовало направлять поклонения.
И они направляли поклонения этим заступникам, надеясь что в обмен они заступятся за них перед Аллахом - как это ясно в словах Аллаха: "Мы поклоняемся им лишь для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху"
И Аллах опроверг их в Коране, и сделал им такфир, и назвал это ширком, и разьяснил, что Аллаху принадлежит заступничество и что эти ложные заступники ничем не владеют, и не заслуживают поклонения, а поклонения заслуживает лишь Аллах, и что никто не будет заступаться перед Ним кроме как с Его разрешения, и Его довольства, и что у Него нет никаких помощников и союзников, и привратников❗💢‘Ади ибн Хатим рассказывал:
“Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха.» (ат-Тауба 9:31)
Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и есть поклонение им»”.
✨ат-Тирмизи 3094, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631.
Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам ИбнТаймия назвал хадис хорошим.
@TriOsnovy_Islama