Изникский стиль. Керамические изделия со сложным узором с давних времен прославляют искусных мастеров росписи, населявших территорию современной Турцию. Знаменитая изникская роспись по керамике начала активно развиваться в конце XV века в древнем городе Изник (Никея) недалеко от Стамбула и в скором времени стала соревноваться по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая. Основа стиля Изделия из керамики Изника вобрали в себя византийские и особенно сельджукские традиции изобразительного искусства. На стиль также оказали влияние художественные образы Сирии, Средней Азии и Ирана. Так сформировался яркий узнаваемый орнамент росписи Изника. В начале XV века китайская династия Юань поставляет на Запад фарфор, который своей новизной и красотой привлекает царствующих особ многих стран. Османы не стали исключением, поэтому именно в Изнике, имеющем технологическую базу, начинают пробовать подражать китайскому фарфору. Мотивы росписи Изникские художники начинают расписывать свои изделия кобальтом, привнося в них национальный колорит. У них получаются довольно похожие работы, сочетающие в себе традиционные османские арабески с китайскими элементами. К XVI веку стиль декорирования керамики постепенно меняется, становится более свободным. Со временем мастера гончарного дела приобретают свою особую манеру росписи, которая впоследствии приобретет всемирную известность. Изразцы и посуда Изника традиционно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками. На кружках, вазах, чашах помимо растительного орнамента рисовали зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов и других птиц, рыб, а также мифических существ. К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам. Характерные цвета Ранняя керамика Изника расписана кобальтом, в которых читалось явное подражание китайскому фарфору. Со временем к кобальту добавляются другие цвета. Сначала бирюза в сочетании с фиолетовым, затем пастельные оттенки шалфея, зеленого и бледно-лилового. Для середины XVI века очень характерны замены фиолетового красным, а пастельно-зеленого — ярко-изумрудным. Для изникской керамики характерна точечная роспись с уплотнением красной глазури, дающая потрясающий эффект тонкого рельефа и поражающая воображение своей декоративностью, изяществом и проработкой. Технология росписи Краски на керамику из Изника наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную. Подготовленное изделие покрывали ангобом – раствором белой глины, осаждавшейся на изделии после того, как впитывалась вода. Роспись выполняли жидкими красками. Чтобы четче выделить рисунок его обводили черным, реже – темно-зеленым или синим контуром. Далее после сушки покрывали узор глазурью и обжигали. В XVII веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг. Направления Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками. Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты, свойственные книжной миниатюре. Кроме того, расширяется цветовая гамма применяемых глазурей, добавляются красные, зеленые, фиолетовые цвета. Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями. Особенностью стиля стала потрясающая миниатюрность и сложность росписи в целом, несмотря на кажущуюся простоту ее отдельных элементов. Статья подготовлена на основе материалов Ю.Миллер «Художественная керамика Турции» Источник: https://vk.com/decolaclub
Мастерица. Заготовки для декупажа.
Турецкая роспись по керамике.
Изникский стиль.
Керамические изделия со сложным узором с давних времен прославляют искусных мастеров росписи, населявших территорию современной Турцию. Знаменитая изникская роспись по керамике начала активно развиваться в конце XV века в древнем городе Изник (Никея) недалеко от Стамбула и в скором времени стала соревноваться по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая.
Основа стиля
Изделия из керамики Изника вобрали в себя византийские и особенно сельджукские традиции изобразительного искусства. На стиль также оказали влияние художественные образы Сирии, Средней Азии и Ирана. Так сформировался яркий узнаваемый орнамент росписи Изника.
В начале XV века китайская династия Юань поставляет на Запад фарфор, который своей новизной и красотой привлекает царствующих особ многих стран. Османы не стали исключением, поэтому именно в Изнике, имеющем технологическую базу, начинают пробовать подражать китайскому фарфору.
Мотивы росписи
Изникские художники начинают расписывать свои изделия кобальтом, привнося в них национальный колорит. У них получаются довольно похожие работы, сочетающие в себе традиционные османские арабески с китайскими элементами.
К XVI веку стиль декорирования керамики постепенно меняется, становится более свободным. Со временем мастера гончарного дела приобретают свою особую манеру росписи, которая впоследствии приобретет всемирную известность.
Изразцы и посуда Изника традиционно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками. На кружках, вазах, чашах помимо растительного орнамента рисовали зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов и других птиц, рыб, а также мифических существ.
К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам.
Характерные цвета
Ранняя керамика Изника расписана кобальтом, в которых читалось явное подражание китайскому фарфору. Со временем к кобальту добавляются другие цвета. Сначала бирюза в сочетании с фиолетовым, затем пастельные оттенки шалфея, зеленого и бледно-лилового. Для середины XVI века очень характерны замены фиолетового красным, а пастельно-зеленого — ярко-изумрудным.
Для изникской керамики характерна точечная роспись с уплотнением красной глазури, дающая потрясающий эффект тонкого рельефа и поражающая воображение своей декоративностью, изяществом и проработкой.
Технология росписи
Краски на керамику из Изника наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную. Подготовленное изделие покрывали ангобом – раствором белой глины, осаждавшейся на изделии после того, как впитывалась вода. Роспись выполняли жидкими красками. Чтобы четче выделить рисунок его обводили черным, реже – темно-зеленым или синим контуром. Далее после сушки покрывали узор глазурью и обжигали.
В XVII веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг.
Направления
Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками.
Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты, свойственные книжной миниатюре. Кроме того, расширяется цветовая гамма применяемых глазурей, добавляются красные, зеленые, фиолетовые цвета.
Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями. Особенностью стиля стала потрясающая миниатюрность и сложность росписи в целом, несмотря на кажущуюся простоту ее отдельных элементов.
Статья подготовлена на основе материалов Ю.Миллер «Художественная керамика Турции»
Источник: https://vk.com/decolaclub