Красота «пасет» мир: как формируются наши представления о привлекательности и сексуальности
Что мы вкладываем в понятие «красота» и как наши представления о ней менялись на протяжении веков? Чем различаются красота, привлекательность и сексуальность и почему нам не стоит путать эти понятия? Насколько на привлекательность того или иного человека влияет импринтинг — запечатленный образ, который у нас формируется в раннем детстве? И, наконец, свободны ли мы в своих канонах красоты и телесности или реклама, мода, государственный заказ и ловушки восприятия влияют на них больше, чем мы думаем, подталкивая нас к саморазрушению? Разбираемся вместе с психоаналитиком и клиническим психологом Мариной Куликовой. «Побочки» эволюции Человек как вид существует гораздо больше времени, чем он мыслит, говорит и творит. Этот нейтральный сам по себе факт несет огромное количество побочных эффектов эволюции. Вот, например, островок, центральная часть мозга. Он отвечает за распознавание токсинов. Если мы пробуем гнилую, прогорклую, пропавшую, негодную в употребление пищу, язык посылает сигнал в мозг, а мозг распознает: тьфу, отвратительно, выплюнь. И вот что интересно: если человек слушает рассказ об отвратительном поведении другого человека, о чем-то аморальном, возмутительном, у него активируется та же часть мозга — островок. Он подает сигнал: это отвратительное поведение, и человек делает ту же гримасу, какую он делает, увидев больного проказой. Команда от мозга по сути будет одна и та же — во имя спасения своей жизни надо прекратить контакт с источником раздражения. Плохую еду надлежит выплюнуть, от больного проказой отойти подальше, а детям объяснить, что отвратительные поступки несовместимы с жизнью в обществе, за них последует наказание и изоляция. Итак, мы используем одни и те же области мозга для анализа разных явлений. Как так получилось? Человек является, как он себе это мыслит, «человеком цивилизованным» гораздо меньше, чем его мозг является мозгом «homo sapiens». В процессе эволюции мозг нашего вида сформировался давно, а вот нам пришлось его приспосабливать для разных функций. Мы не стали ждать еще пару десятков тысяч лет, пока эволюция нам предложит новую зону, отвечающую за мораль или этику, мы используем старые, уже сформированные зоны. В данном случае это островок. Далее: https://monocler.ru/kanony-krasoty/
Авдеюк Татьяна, психолог г.Холмск
Красота «пасет» мир: как формируются наши представления о привлекательности и сексуальности
Что мы вкладываем в понятие «красота» и как наши представления о ней менялись на протяжении веков? Чем различаются красота, привлекательность и сексуальность и почему нам не стоит путать эти понятия? Насколько на привлекательность того или иного человека влияет импринтинг — запечатленный образ, который у нас формируется в раннем детстве? И, наконец, свободны ли мы в своих канонах красоты и телесности или реклама, мода, государственный заказ и ловушки восприятия влияют на них больше, чем мы думаем, подталкивая нас к саморазрушению? Разбираемся вместе с психоаналитиком и клиническим психологом Мариной Куликовой.
«Побочки» эволюции
Человек как вид существует гораздо больше времени, чем он мыслит, говорит и творит. Этот нейтральный сам по себе факт несет огромное количество побочных эффектов эволюции.
Вот, например, островок, центральная часть мозга. Он отвечает за распознавание токсинов. Если мы пробуем гнилую, прогорклую, пропавшую, негодную в употребление пищу, язык посылает сигнал в мозг, а мозг распознает: тьфу, отвратительно, выплюнь.
И вот что интересно: если человек слушает рассказ об отвратительном поведении другого человека, о чем-то аморальном, возмутительном, у него активируется та же часть мозга — островок. Он подает сигнал: это отвратительное поведение, и человек делает ту же гримасу, какую он делает, увидев больного проказой. Команда от мозга по сути будет одна и та же — во имя спасения своей жизни надо прекратить контакт с источником раздражения. Плохую еду надлежит выплюнуть, от больного проказой отойти подальше, а детям объяснить, что отвратительные поступки несовместимы с жизнью в обществе, за них последует наказание и изоляция.
Итак, мы используем одни и те же области мозга для анализа разных явлений. Как так получилось? Человек является, как он себе это мыслит, «человеком цивилизованным» гораздо меньше, чем его мозг является мозгом «homo sapiens». В процессе эволюции мозг нашего вида сформировался давно, а вот нам пришлось его приспосабливать для разных функций. Мы не стали ждать еще пару десятков тысяч лет, пока эволюция нам предложит новую зону, отвечающую за мораль или этику, мы используем старые, уже сформированные зоны. В данном случае это островок.
Далее: https://monocler.ru/kanony-krasoty/