Аллах Всевышний сказал: Поистине, Карун был из [людей] народа Мусы, однако он притеснял их. Мы даровали ему [столько] сокровищ, что [под тяжестью] ключей от них сгибалось [несколько] сильных [мужчин]. И вот сказали ему [люди из] его народа: «Не ликуй, [ибо], поистине, Аллах не любит ликующих. Стремись к Последней обители, [используя] то, что даровал тебе Аллах, и не забывая о своём уделе в земной жизни, оказывай благодеяния [людям], подобно тому как Аллах оказывал их тебе, и не стремись [распространять] нечестие на земле, [ибо], поистине, Аллах не любит распространяющих нечестие». [Карун] сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю». Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые] поколения тех, кто превосходил его силой и [имел больше богатств]? [Что же касается] грешников, то не станут спрашивать о грехах их! И он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали [благ] этой жизни, сказали: «О если бы и нам [было даровано] то, что даровано Каруну! Поистине, он обладатель великого удела!» Те же, кому было даровано знание, сказали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные [дела, будет] лучше, [но] не обрести её никому, кроме терпеливых!» А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь [себе]. Утром те, которые вчера хотели [оказаться на] его месте, стали говорить: «Ах! [Разве не знаешь ты, что] Аллах увеличивает и уменьшает удел, кому пожелает из рабов Своих? Если бы Аллах не оказал нам милость, Он заставил бы [землю] поглотить нас! Ах! [Разве не знаешь ты, что] не преуспеют неверующие?» Ту Последнюю обитель Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, [ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых (28:76-83). Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал: «Карун был сыном дяди Мусы со стороны отца» [Тафсир Табари, т. 20, с. 75]. То же самое говорили Ибрахим ан-Наха'и, 'Абдуллах ибн аль-Ха-рис ибн Науфаль, Симак ибн Харб, Катада, Малик ибн Динар и Ибн Джурайдж. Как указывает Ибн Джарир ат-Табари, в большинстве своём улемы придерживались такого же мнения [История Табари, т. 1, с. 262]. Катада сказал: «Его прозвали "озарённый", ибо он читал Тору красивым голосом, однако этот человек был врагом Аллаха и проявлял лицемерие, подобно самаритянину, но его погубила несправедливость, причиной которой явилось огромное богатство» [Тафсир Табари, т. 20, с. 67]. Добрые советчики из числа его соплеменников говорили ему: «Не ликуй», то есть не превозносись и не похваляйся перед другими. И они говорили: «...поистине, Аллах не любит ликующих. Стремись к Последней обители, [используя] то, что даровал тебе Аллах, и не забывая о своём уделе в земной жизни». Смысл их слов был таков: стремись к получению награды Аллаха в мире ином, ибо эта награда лучше и долговечнее, но вместе с тем используй своё богатство и для дозволенных наслаждений в мире дольнем. И они говорили: «.оказывай благодеяния [людям], как Аллах оказывал их тебе, и не стремись [распространять] нечестие на земле». Это значит: оказывай благодеяния людям, как оказывал их тебе Создатель людей, не причиняй им зла и не распространяй среди них нечестие, поступая вопреки тому, что тебе было велено, ибо тогда Аллах накажет тебя и лишит того, что Он тебе даровал, ведь, «поистине, Аллах не любит распространяющих нечестие». Однако на добрые и правильные наставления Карун отвечал: «Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю». Смысл его слов был таков: я не нуждаюсь в том, о чём вы говорили и на что указывали, ибо Аллах даровал мне богатство, зная, что я его заслуживаю, а если бы Аллах не любил меня, Он не даровал бы мне этого. В ответ на это Аллах Всевышний сказал: «Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые] поколения тех, кто превосходил его силой и [имел больше богатств]? [Что же касается] грешников, то не станут спрашивать о грехах их!» Это значит: в прошлом Мы погубили за грехи целые народы, хотя эти люди были сильнее Каруна и имели больше богатств и детей; если бы Карун был прав, Мы не подвергли бы наказанию никого из тех, кто был богаче его, а это значит, что его богатство не является признаком Нашей любви к нему и заботы о нём. Аллах Всевышний также сказал: Ни ваши богатства, ни ваши дети [нисколько] не приблизят к Нам [никого из] вас, за исключением тех, кто уверовал и совершал праведные дела (34:37). Аллах Всевышний также сказал: Неужели они считают, что, поддерживая их богатством и сыновьями, Мы спешим [одарить] их благами? (23:55-56). Эти слова указывают на правильность толкования нами слов Аллаха «[Карун] сказал: "Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю"». Что же касается утверждений, согласно которым слова Каруна указывают на то, что он владел искусством алхимии и знал величайшее имя Аллаха, что было использовано им для накопления богатств, то они неверны. Во-первых, алхимия является обманом и не имеет ничего общего с делами Творца. Во-вторых, величайшее имя Аллаха не поможет вознестись к Нему мольбе того, кто не верует в Него, Карун же не веровал внутренне, а только проявлял лицемерие. Кроме того, такое толкование его слов не соответствует контексту, что было разъяснено нами в «Тафсире», и хвала Аллаху. Аллах Всевышний сказал: «И он вышел к своему народу в своих украшениях». Многие толкователи указывают, что Карун появлялся на людях в великолепных одеждах, окружённый верховыми животными, слугами и свитой. Видя его, те, кому украшения мира дольнего представлялись чем-то важным, желали иметь нечто подобное и завидовали ему. Когда же их слова услышали знающие люди, которые обладали правильным пониманием и отстранялись от мира, они сказали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные [дела, будет] лучше». Аллах Всевышний сказал: «. [но] не обрести её никому, кроме терпеливых». Это означает: среди взирающих на украшения мира дольнего внять подобным советам и устремиться к вышнему миру, то есть к миру вечному, может лишь такой человек, сердцу которого Аллах указал правильный путь и укрепил его, как укрепил и его разум. Прекрасны слова одного из наших праведных предшественников, который сказал: «Поистине, Аллах любит проницательный взор в случае возникновения сомнений и совершенный разум в случае возникновения желаний». Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь [себе]». Таким образом, сначала Аллах упомянул о том, как Карун вышел к своему народу в своих украшениях и похвалялся перед людьми, а потом сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом». С Каруном случилось то же, что и с человеком, о котором Пророк сказал: «[Шёл куда-то] один человек, из кичливости волочивший за собой [по земле] свой изар, [как вдруг] разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения» [Бухари, № 3485]. Как указывают Ибн 'Аббас [Тафсир Табари, т. 20, с. 75] и ас-Судди, Карун заплатил некой блуднице, чтобы та сказала Мусе, когда он будет находиться среди людей: «Поистине, ты сделал со мной то-то и то-то». Говорят, что, когда она сказала это, Муса задрожал от страха и совершил молитву в два рак'ата. Затем он подошёл к ней, потребовал поклясться, что она сказала правду, и спросил: «Кто указал тебе на это, и что побудило тебя совершить подобное?» — и она рассказала, что пошла на это по наущению Каруна, а потом попросила у Господа прощения и принесла Ему покаяние. Пав ниц пред Аллахом, Муса призвал проклятие на Каруна, и Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, Я велел земле повиноваться тебе в том, что касается его». Тогда Муса велел земле поглотить Каруна вместе с его жилищем, и она выполнила его веление, а Аллах знает об этом лучше. Говорят также, что, появившись на людях в своих украшениях и великолепной одежде, Карун, за которым следовало множество людей и мулов, прошёл мимо Мусы т в то время, когда тот напоминал израильтянам о днях Аллаха**. Многие люди стали смотреть на Каруна, и тогда Муса спросил его: «Что побудило тебя поступить так?» Тот сказал: «О Муса! Хотя ты и превосходишь меня, поскольку являешься пророком, но я превосхожу тебя богатством. Если хочешь, выходи и призови на меня проклятие, а я призову проклятие на тебя». Тогда оба они вышли на открытое место в окружении людей, и Муса спросил его: «Ты будешь взывать [к Аллаху первым] или я?» Карун сказал: «Я воззову [первым]», после чего воззвал к Аллаху, но не получил ответа. Муса спросил: «Воззвать ли мне?» Карун сказал: «Да». Муса обратился к Аллаху: «О Аллах, вели земле, чтобы сегодня она повиновалась мне!» — и Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, Я уже сделал [это]». Тогда Муса сказал: «О земля, возьми их!» — и она поглотила их до щиколоток. Потом он снова сказал: «О земля, возьми их!» — и она поглотила их сначала до колен, а потом до плеч. Потом Муса сказал: «Прими их сокровища и богатства!» — и земля поглотила всё это у них на глазах. А потом Муса указал на них рукой и сказал: «Исчезните, о левиты!» — и земля сомкнулась над ними. Сообщается, что Катада сказал: «Они будут ежедневно погружаться в землю на одну сажень до самого Дня воскресения». Толкователи часто приводят множество передаваемых со слов израильтян сообщений о Каруне и Мусе, но я намеренно отказался от их использования. Слова Аллаха «и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь» означают, что Карун не помог себе сам, и никто не помог ему, а в другом аяте сказано: «и не будет у него ни силы, ни помощника» (86:10). После того как земля разверзлась, поглотив людей, их богатства и жилища, те, кто ещё недавно желал иметь то же, что было даровано Каруну, раскаялись и стали благодарить Аллаха, Который устраивает дела Своих рабов, как пожелает. Вот почему они говорили: «Если бы Аллах не оказал нам милость, Он заставил бы [землю] поглотить нас! Ах! [Разве не знаешь ты], что не преуспеют неверующие?» Потом Аллах Всевышний поведал, что Он предназначил «Последнюю обитель», то есть мир вечный, обитателям которого будут завидовать, «для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию». Здесь под возвышением подразумевается высокомерие, гордость и заносчивость, а под нечестием — присвоение чужого имущества, причинение зла людям и совершение иных грехов, являющихся необходимым следствием вышеупомянутых качеств. И, наконец, Аллах Всевышний сказал: «...[ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых». Возможно, всё, о чём говорится в рассказе о Каруне, происходило до того, как израильтяне покинули Египет, ибо Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом», что явно указывает на строение. Возможно также, что это происходило во время скитаний израильтян по пустыне, а под домом подразумевается то место, где они поставили свои шатры. Карун подвергается порицанию и в других аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал: Мы направили Мусу с Нашими знамениями и ясным доказательством к фараону, Хаману и Каруну, и они сказали: «Колдун, лжец!» (40:23-24). В другой суре после упоминания об 'адитах и самудянах Аллах Всевышний сказал: И [оказались повергнутыми ниц также] Карун, фараон и Хаман. Муса явился к ним с явными доказательствами, однако они превознеслись на земле и не [смогли избежать наказания]. Каждого [из них] Мы [наказали] за его грех. Среди них [были такие], на кого Мы наслали сильный ветер, принёсший с собой мелкие камни, и [такие], кого [погубил] вопль, и [такие], кого поглотила земля [по велению] Нашему, и [такие], кого Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним, но сами они были несправедливы по отношению к себе (29:39-40). Тем, кого поглотила земля, был Карун, теми же, кого Аллах потопил, были фараон, Хаман и их воины, и все они являлись грешниками. Глава о достоинствах Мусы и его кончине Аллах Всевышний сказал: И помяни Мусу, [когда будешь читать людям] Писание. Поистине, был он избранным и являлся посланником и пророком. Мы обратились к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы. И по милости Своей к нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна (19:51-53). Аллах Всевышний также сказал: [Аллах] сказал: «О Муса, поистине, Я избрал тебя [среди всех] людей, [ибо ниспослал тебе] Своё послание и [непосредственно обратился к тебе] со Своими словами, так возьми же то, что Я даровал тебе, и будь [одним] из благодарных!» (7:144). Мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: Не отдавайте мне предпочтения перед [другими] пророками, ибо, поистине, в День воскресения [все] люди будут поражены [насмерть]. Я буду первым, над кем разверзнется земля, и я увижу Мусу, [который будет] держаться за одну из опор престола [Аллаха], и я не знаю, оживёт ли он раньше меня, или ему воздастся за то, что он уже был поражён [в земной жизни, когда рассыпалась] гора [Бухари, № 2412; Муслим, № 2374]. Как уже указывалось, эти слова Пророка были проявлением смирения, поскольку он является последним пророком и господином людей в обоих мирах, в чём нет никаких сомнений. Аллах Всевышний сказал: Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него. Мы ниспосылали откровения Ибрахиму, Исма'илу, Исхаку, Я'кубу, коленам, 'Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну и Сулейману, а Давуду Мы даровали Псалмы. Мы [направляли к людям] посланников, о которых рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе, и Аллах говорил с Мусой [без посредника] (4:163—164). Аллах Всевышний также сказал: О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо] Аллах оправдал его, [опровергнув] то, что они говорили, и занимал он пред Аллахом высокое положение (33:69). Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал: Муса был стыдливым человеком и прикрывал своё тело так, что никто не видел его кожи. Некоторые израильтяне наносили ему обиды, говоря: «Он прикрывается так только потому, что на его коже есть изъян: либо проказа, либо грыжа на срамных частях, либо язва», и Аллах пожелал [показать, что на самом деле ничего этого] у Мусы не было. Однажды Муса уединился, положил свою одежду на камень и стал купаться. Закончив, он повернулся к одежде, чтобы взять её, но оказалось, что камень укатился вместе с ней. Тогда Муса взял свой посох и побежал вслед за камнем, крича: «Моя одежда, о камень! Моя одежда, о камень!» — пока не оказался возле группы израильтян, которые увидели его обнажённым [и поняли, что перед ними] — лучшее создание Аллаха. Так Аллах опроверг то, что они говорили. Между тем камень остановился, Муса же взял свою одежду, надел её и принялся наносить посохом удары по камню, и, клянусь Аллахом, от этих ударов на камне осталось три (или: четыре; или: пять) следа! Вот почему Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо] Аллах оправдал его, [опровергнув] то, что они говорили, и занимал он пред Аллахом высокое положение» [Бухари, № 278, 3404; Муслим, № 339; Ахмад, т. 2, с. 315]. Один из наших праведных предшественников сказал: «О высоте положения Мусы свидетельствует то, что, когда он обратился к Аллаху с ходатайством за своего брата и попросил, чтобы Он сделал Харуна его помощником, Аллах внял мольбе Мусы и сделал Харуна пророком, ведь Аллах Всевышний сказал: "И по милости Своей к нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна" (19:53)». Сообщается, что 'Абдуллах [ибн Мас'уд] сказал: При разделе [военной добычи] в день [битвы при] Хунайне Пророк отдал предпочтение некоторым людям. Так, он дал аль-Акра'у ибн Хабису сто верблюдов, и столько же дал 'Уяйне [ибн Хисну, и щедро] оделил некоторых знатных арабов, отдав им в тот день предпочтение [перед другими]. [Увидев это], один человек воскликнул: «Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе, и не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом Пророку!» — после чего пришёл к нему и передал [ему слова этого человека]4. [Выслушав меня], он воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?! Да помилует Аллах Мусу, который подвергался ещё большим обидам, но терпел!» [Бухари, № 3149]. В одном из хадисов о ночном путешествии, передаваемом со слов Анаса, сообщается, что Посланник Аллаха прошёл мимо Мусы, который молился в своей могиле [Муслим, № 2375; Ахмад, т. 3, с. 120]. В хадисе о ночном путешествии, передаваемом со слов Малика ибн Са'са'а, сообщается, что, когда Пророк достиг шестого неба и проходил мимо Мусы, Джибрил сказал ему: «Это — Муса, поприветствуй же его!» — и он поприветствовал его, а Муса ответил на приветствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!» — когда же он покидал Мусу, тот заплакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать?» — и он сказал: «Я плачу по той причине, что после меня был послан [к людям] молодой человек, а в Рай войдёт больше [людей] из его общины, чем из моей!» [Бухари, № 3887; Муслим, № 164]. Как указывается в этом хадисе, Ибрахим находится на седьмом небе. В другой версии этого хадиса, который Шурайк ибн Абу Нимр передал со слов Анаса, сообщается, что Ибрахим находился на шестом небе, а Муса — на седьмом. Во всех остальных версиях сообщается, что на шестом небе находился Муса, а на седьмом — Ибрахим, который сидел, прислонившись к Священному Дому, куда ежедневно являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают это место и больше никогда туда не возвращаются. Во всех версиях этого хадиса сообщается, что, после того как Аллах вменил в обязанность Мухаммаду и членам его общины совершение пятидесяти молитв в течение дня и ночи, Мухаммад прошёл мимо Мусы, и тот сказал: «Возвращайся к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общины», после чего упомянул, что в своё время он долго пытался добиться от израильтян выполнения всех возложенных на них обязанностей, и сказал, что слух, зрение и сердца членов общины Мухаммада слабее, чему у израильтян. После этого Пророк неоднократно возвращался к своему Господу, и в конечном итоге количество обязательных молитв, которые мусульманам предписывалось совершать в течение суток, было снижено до пяти, а Аллах Всевышний сказал: «[В мире дольнем будет] пять, а [здесь] — пятьдесят». Да воздаст же Аллах благом за нас Мухаммаду и Мусе Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал: [Однажды] Посланник Аллаха сказал: «Мне были показаны [все] народы, и я увидел [одного] пророка, с которым было [всего лишь] несколько человек, и [другого] пророка, с которым был один человек или двое, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я подумал, что они составляют мою общину, однако мне было сказано: "Это Муса и народ его, но посмотри в ту сторону". Я посмотрел [туда], и оказалось, что там находится много людей, после чего мне было сказано: "[А теперь] посмотри в другую сторону", и там тоже было много людей. Потом мне сказали: "Это — твоя община, и среди них находятся семьдесят тысяч [человек], которые войдут в Рай без расчёта и мучений"». После этого [Пророк] поднялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в Рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: «Может быть, это те люди, которые были сподвижниками Посланника Аллаха». Другой сказал: «Может быть, ими окажутся [люди], рождённые в исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха», и они высказывали разные другие предположения, а [через некоторое время] к ним вышел Посланник Аллаха. Он спросил: «О чём вы говорите?» — и они рассказали ему, [о чём шла речь]. Тогда он сказал: «Это — те, которые сами не произносят заговоров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, гадая по полёту птиц, и уповают на своего Господа». После этого со своего места поднялся 'Уккаша ибн Михсан аль-Асади и сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним». [На это Пророк] ответил: «Ты — из числа их». А потом со своего места поднялся другой человек и [тоже] сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним», [Пророк же] сказал: «'Уккаша опередил тебя в этом» [Бухари, № 5785; Муслим, № 220]. Аллах Всевышний неоднократно воздаёт Мусе хвалу и приводит в Своей Великой Книге множество коротких и длинных рассказов о нём. В Коране Муса и ниспосланное ему Писание часто упоминаются в сочетании с упоминаниями о Мухаммаде и Писании, которое было ниспослано ему. Так, Аллах Всевышний сказал: [Однако], когда явился к ним посланник Аллаха, подтверждающий [истинность] того, что у них есть, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отказались от Книги Аллаха, будто они и не знают! (2:101). Аллах Всевышний также сказал: Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Он ниспослал тебе, [о Мухаммад], Писание1 с истиной в качестве подтверждения тому, что было до него2. И ниспослал Он Тору и Евангелие, [которые должны были служить] руководством для людей прежде, и ниспослал Он Различение3. Поистине, тем, кто не верует в знамения Аллаха, [уготовано] суровое наказание, ведь Аллах — Всемогущий, Имеющий [возможность] отмщать (3:1—4). Аллах Всевышний также сказал: Не оценили они Аллаха должным образом, ибо сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же [тогда] ниспослал в качестве света и руководства для людей Писание, с которым пришёл Муса и которое вы поместили на отдельные листы, показывая [некоторые из] них и скрывая многие [другие, хотя] вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы?» Скажи: «Аллах», и оставь их — [пусть] забавляются своим [пустословием]. Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. [Оно служит] подтверждением того, что было до него, чтобы увещевал ты [жителей] Матери городов и тех, кто [живёт] вокруг неё. Те, которые веруют в мир вечный, веруют в него и неуклонно совершают свои молитвы (6:91—92). В этих аятах Аллах Всевышний воздал великую хвалу Торе и Корану. Аллах Всевышний также сказал: Потом Мы даровали Мусе Писание в качестве дополнения к тому, что является наилучшим1, разъяснения всего, руководства и милости, чтобы они уверовали во встречу со своим Господом. И это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте ему и будьте богобоязненными, чтобы вас помиловали (6:154—155). Аллах Всевышний также сказал: Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой [заключены] руководство и свет. Пророки, предавшиеся [Аллаху], судили по ней иудеев. [Так же поступали] раввины и учёные мужи, [судившие после пророков] согласно тому, что им было велено хранить из Писания Аллаха и чему они были свидетелями. Так не бойтесь людей, а бойтесь Меня и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену! Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными. Мы предписали им в [Торе]: жизнь — за жизнь, и око — за око, и нос — за нос, и зуб — за зуб, а за раны — воздаяние равным. Если кто пожертвует этим1, [такой поступок] послужит искуплением его [грехов], те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми. Вслед за [пророками] Мы направили 'Ису, сына Марьям, с подтверждением [истинности] того, что до него было [ниспослано] в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, [заключающее] в себе руководство и свет, подтверждающее то, что до него [было ниспослано] в Торе, и являющееся руководством и увещеванием для богобоязненных. Пусть люди, [верующие в] Евангелие, судят в соответствии с тем, что Аллах ниспослал в нём. Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения и оберегания того, что было [ниспослано] в Писаниях прежде. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не следуй их желаниям, [отклоняясь] от истины, которая явилась тебе. Для каждого из вас Мы установили [свой] закон и путь, а если бы Аллах пожелал, Он непременно сделал бы вас единой общиной, но [Он не сделал этого], чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Старайтесь же опережать друг друга [в стремлении к] благу, [ведь] всех вас [ждёт] возвращение к Аллаху, а потом Он поведает вам о том, относительно чего вы расходились [между собой] (5:44-48). Аллах сделал Коран главой и мерилом всех других Писаний, ибо Коран подтверждает эти Писания и указывает на встречающиеся в них искажения и подмены. Аллах Всевышний сказал: Мы даровали Мусе и Ха-руну различение, сияние и напоминание для богобоязненных, которые боятся своего Господа, [не видя Его], и страшатся Часа этого. Это — благословенное Напоминание, которое Мы ниспослали, так неужели вы отречётесь от него? (21:48—50). Аллах Всевышний также сказал: Когда же явилась к ним истина от Нас, они сказали: «Почему не было даровано ему нечто подобное тому, что было даровано Мусе?» Но разве не [отказались] они уверовать в то, что прежде было даровано Мусе? Они сказали: «[Это —] два [вида] колдовства, которые помогают друг другу». Скажи: «Если вы говорите правду, представьте [такое] Писание от Аллаха, которое указывало бы на прямой путь лучше, чем эти [Писания, чтобы] я последовал за ним» (28:48—49). В этих аятах Аллах воздал хвалу двум Писаниям и двум посланникам, мир им обоим. В Коране сообщается, что джинны сказали своим соплеменникам: «Поистине, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы...» (46:30). Когда Посланник Аллаха рассказал о первом откровении, которое было ему ниспослано, Вараке ибн Науфалю и прочитал ему следующие аяты: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил [всё сущее] и сотворил человека из сгустка крови. $ Читай, ведь Господь твой — Щедрейший, Который научил [человека писать] с помощью пера, научил человека тому, чего тот не знал» (96:1—5), Варака сказал: «Слава Ему, Слава Ему! Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе, сыну 'Имрана!» [Бухари, № 3; Муслим, № 160]. Религиозный Закон Мусы был великим Законом, а его община была многочисленной, и к ней принадлежали пророки, учёные, поклоняющиеся, знатные люди и цари. Однако все они исчезли и были заменены другими, как был заменён их Закон, и некоторые из них были превращены в обезьян и свиней, а их общину постигло столько бедствий, что перечисление их заняло бы много времени. Упоминание о паломничестве мусы к Каабе и его внешнем виде Передают со слов Ибн 'Аббаса, что однажды Посланник Аллаха, проезжавший мимо вади Азрак, спросил: «Что это за вади?» [Ему] сказали: «Вади Азрак», и тогда он сказал: «Я будто вижу Мусу, который спускается по склону и [громко] обращается к Всемогущему и Великому Аллаху со словами тальбии». Достигнув же перевала Харша, он спросил: «Что это за перевал?» [Ему] сказали: «Это перевал Харша», и тогда он сказал: «Я будто вижу Юнуса, сына Матты, одетого в шерстяную джуббу, сидящего верхом на рыжей верблюдице, повод которой сделан из растительного волокна, и произносящего тальбию» [Ахмад, т. 1, с. 215; Муслим, № 166]. Сообщается, что Муджахид сказал: [Однажды, когда] мы находились у Ибн 'Аббаса, люди упомянули о Лжеце (ад-даджжаль), и кто-то сказал, что меж глаз [его будут начертаны буквы] «каф», «фа» и «ра». [Ибн 'Аббас] спросил: «Что они говорят?» — и кто-то сказал [ему]: «Они говорят, что меж глаз его [будут начертаны буквы] "каф", "фа" и "ра"». Тогда Ибн 'Аббас сказал: «Я не слышал, чтобы он1 говорил это, но он сказал: "Что касается Ибрахима, то, [если вы хотите увидеть его, можете] посмотреть на [того, кто стоит перед вами], что же касается Мусы, то он был курчавым и смуглым и [ездил] на рыжем верблюде, поводья которого были сделаны из растительного волокна, и я будто вижу, как он спускается в вади, произнося тальбию"» [Ахмад, т. 1, с. 276; Бухари, № 3355]. Абу аль-'Алия сказал: Ибн 'Аббас, сын дяди Пророка, передал нам, что Пророк сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [в Иерусалим], я увидел Мусу, сына 'Имрана, смуглого, высокого и курчавого человека, будто был он одним из людей [племени] шану'а. И я увидел 'Ису, сына Марьям, румяного и белокожего [человека] среднего роста и телосложения с гладкими волосами» [Ахмад, т. 1, с. 245; Бухари, № 3239]. Передают со слов Абу Хурайры, что, рассказывая о своём ночном путешествии, Посланник Аллаха сказал: «Я встретил Мусу», после чего описал его. Думаю, что он сказал: «...будто был он одним из людей [племени] шану'а. И я встретил Ису», после чего Посланник Аллаха описал его. Он сказал: «[Он был] среднего роста [и был он таким] румяным, будто вышел из бани». [Посланник Аллаха также] сказал: «Я также видел Ибрахима, на которого я похож больше любого из его потомков» [Ахмад, т. 2, с. 282; Бухари, № 3394; Муслим, № 168]. Упоминание о кончине Мусы Передают со слов Абу Хурайры, что [Пророк] сказал: [В своё время] ангел смерти был послан к Мусе но когда он явился к нему, [Муса] ударил его [и выбил ему глаз]. Тогда [ангел] вернулся к своему Господу и сказал: «Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!» Аллах вернул ему глаз и велел: «Вернись и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука». [Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса] сказал: «О Господь мой, а что потом?» Он ответил: «Потом — смерть». [Муса] сказал: «Тогда [пусть это случится] сейчас», и попросил Аллаха приблизить его к Святой земле на расстояние броска камня.
Книга Ислама
:√ιקPeRsOnа√ιp Oligarque
РАССКАЗ О КАРУНЕ И МУСЕ
Аллах Всевышний сказал:
Поистине, Карун был из [людей] народа Мусы, однако он притеснял их. Мы даровали ему [столько] сокровищ, что [под тяжестью] ключей от них сгибалось [несколько] сильных [мужчин]. И вот сказали ему [люди из] его народа: «Не ликуй, [ибо], поистине, Аллах не любит ликующих.
Стремись к Последней обители, [используя] то, что даровал тебе Аллах, и не забывая о своём уделе в земной жизни, оказывай благодеяния [людям], подобно тому как Аллах оказывал их тебе, и не стремись [распространять] нечестие на земле, [ибо], поистине, Аллах не любит распространяющих нечестие».
[Карун] сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю». Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые] поколения тех, кто превосходил его силой и [имел больше богатств]? [Что же касается] грешников, то не станут спрашивать о грехах их!
И он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали [благ] этой жизни, сказали: «О если бы и нам [было даровано] то, что даровано Каруну! Поистине, он обладатель великого удела!»
Те же, кому было даровано знание, сказали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные [дела, будет] лучше, [но] не обрести её никому, кроме терпеливых!»
А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь [себе].
Утром те, которые вчера хотели [оказаться на] его месте, стали говорить: «Ах! [Разве не знаешь ты, что] Аллах увеличивает и уменьшает удел, кому пожелает из рабов Своих? Если бы Аллах не оказал нам милость, Он заставил бы [землю] поглотить нас! Ах! [Разве не знаешь ты, что] не преуспеют неверующие?»
Ту Последнюю обитель Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, [ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых (28:76-83).
Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал: «Карун был сыном дяди Мусы со стороны отца» [Тафсир Табари, т. 20, с. 75]. То же самое говорили Ибрахим ан-Наха'и, 'Абдуллах ибн аль-Ха-рис ибн Науфаль, Симак ибн Харб, Катада, Малик ибн Динар и Ибн Джурайдж. Как указывает Ибн Джарир ат-Табари, в большинстве своём улемы придерживались такого же мнения [История Табари, т. 1, с. 262]. Катада сказал: «Его прозвали "озарённый", ибо он читал Тору красивым голосом, однако этот человек был врагом Аллаха и проявлял лицемерие, подобно самаритянину, но его погубила несправедливость, причиной которой явилось огромное богатство» [Тафсир Табари, т. 20, с. 67].
Добрые советчики из числа его соплеменников говорили ему: «Не ликуй», то есть не превозносись и не похваляйся перед другими. И они говорили: «...поистине, Аллах не любит ликующих. Стремись к Последней обители, [используя] то, что даровал тебе Аллах, и не забывая о своём уделе в земной жизни». Смысл их слов был таков: стремись к получению награды Аллаха в мире ином, ибо эта награда лучше и долговечнее, но вместе с тем используй своё богатство и для дозволенных наслаждений в мире дольнем. И они говорили: «.оказывай благодеяния [людям], как Аллах оказывал их тебе, и не стремись [распространять] нечестие на земле». Это значит: оказывай благодеяния людям, как оказывал их тебе Создатель людей, не причиняй им зла и не распространяй среди них нечестие, поступая вопреки тому, что тебе было велено, ибо тогда Аллах накажет тебя и лишит того, что Он тебе даровал, ведь, «поистине, Аллах не любит распространяющих нечестие».
Однако на добрые и правильные наставления Карун отвечал: «Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю». Смысл его слов был таков: я не нуждаюсь в том, о чём вы говорили и на что указывали, ибо Аллах даровал мне богатство, зная, что я его заслуживаю, а если бы Аллах не любил меня, Он не даровал бы мне этого.
В ответ на это Аллах Всевышний сказал: «Неужели не знал он, что до него уже погубил Аллах [целые] поколения тех, кто превосходил его силой и [имел больше богатств]?
[Что же касается] грешников, то не станут спрашивать о грехах их!» Это значит: в прошлом Мы погубили за грехи целые народы, хотя эти люди были сильнее Каруна и имели больше богатств и детей; если бы Карун был прав, Мы не подвергли бы наказанию никого из тех, кто был богаче его, а это значит, что его богатство не является признаком Нашей любви к нему и заботы о нём.
Аллах Всевышний также сказал:
Ни ваши богатства, ни ваши дети [нисколько] не приблизят к Нам [никого из] вас, за исключением тех, кто уверовал и совершал праведные дела (34:37).
Аллах Всевышний также сказал:
Неужели они считают, что, поддерживая их богатством и сыновьями, Мы спешим [одарить] их благами? (23:55-56).
Эти слова указывают на правильность толкования нами слов Аллаха «[Карун] сказал: "Это было даровано мне только за знание, которым я обладаю"». Что же касается утверждений, согласно которым слова Каруна указывают на то, что он владел искусством алхимии и знал величайшее имя Аллаха, что было использовано им для накопления богатств, то они неверны.
Во-первых, алхимия является обманом и не имеет ничего общего с делами Творца. Во-вторых, величайшее имя Аллаха не поможет вознестись к Нему мольбе того, кто не верует в Него, Карун же не веровал внутренне, а только проявлял лицемерие. Кроме того, такое толкование его слов не соответствует контексту, что было разъяснено нами в «Тафсире», и хвала Аллаху.
Аллах Всевышний сказал: «И он вышел к своему народу в своих украшениях». Многие толкователи указывают, что Карун появлялся на людях в великолепных одеждах, окружённый верховыми животными, слугами и свитой. Видя его, те, кому украшения мира дольнего представлялись чем-то важным, желали иметь нечто подобное и завидовали ему. Когда же их слова услышали знающие люди, которые обладали правильным пониманием и отстранялись от мира, они сказали: «Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные [дела, будет] лучше». Аллах Всевышний сказал: «. [но] не обрести её никому, кроме терпеливых». Это означает: среди взирающих на украшения мира дольнего внять подобным советам и устремиться к вышнему миру, то есть к миру вечному, может лишь такой человек, сердцу которого Аллах указал правильный путь и укрепил его, как укрепил и его разум. Прекрасны слова одного из наших праведных предшественников, который сказал: «Поистине, Аллах любит проницательный взор в случае возникновения сомнений и совершенный разум в случае возникновения желаний».
Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом, и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь [себе]». Таким образом, сначала Аллах упомянул о том, как Карун вышел к своему народу в своих украшениях и похвалялся перед людьми, а потом сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом». С Каруном случилось то же, что и с человеком, о котором Пророк сказал: «[Шёл куда-то] один человек, из кичливости волочивший за собой [по земле] свой изар, [как вдруг] разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения» [Бухари, № 3485].
Как указывают Ибн 'Аббас [Тафсир Табари, т. 20, с. 75] и ас-Судди, Карун заплатил некой блуднице, чтобы та сказала Мусе, когда он будет находиться среди людей: «Поистине, ты сделал со мной то-то и то-то». Говорят, что, когда она сказала это, Муса задрожал от страха и совершил молитву в два рак'ата. Затем он подошёл к ней, потребовал поклясться, что она сказала правду, и спросил: «Кто указал тебе на это, и что побудило тебя совершить подобное?» — и она рассказала, что пошла на это по наущению Каруна, а потом попросила у Господа прощения и принесла Ему покаяние. Пав ниц пред Аллахом, Муса призвал проклятие на Каруна, и Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, Я велел земле повиноваться тебе в том, что касается его». Тогда Муса велел земле поглотить Каруна вместе с его жилищем, и она выполнила его веление, а Аллах знает об этом лучше.
Говорят также, что, появившись на людях в своих украшениях и великолепной одежде, Карун, за которым следовало множество людей и мулов, прошёл мимо Мусы т в то время, когда тот напоминал израильтянам о днях Аллаха**. Многие люди стали смотреть на Каруна, и тогда Муса спросил его: «Что побудило тебя поступить так?» Тот сказал: «О Муса! Хотя ты и превосходишь меня, поскольку являешься пророком, но я превосхожу тебя богатством. Если хочешь, выходи и призови на меня проклятие, а я призову проклятие на тебя». Тогда оба они вышли на открытое место в окружении людей, и Муса спросил его: «Ты будешь взывать [к Аллаху первым] или я?» Карун сказал:
«Я воззову [первым]», после чего воззвал к Аллаху, но не получил ответа. Муса спросил: «Воззвать ли мне?» Карун сказал: «Да». Муса обратился к Аллаху: «О Аллах, вели земле, чтобы сегодня она повиновалась мне!» — и Аллах ниспослал ему в откровении: «Поистине, Я уже сделал [это]». Тогда Муса сказал: «О земля, возьми их!» — и она поглотила их до щиколоток. Потом он снова сказал: «О земля, возьми их!» — и она поглотила их сначала до колен, а потом до плеч. Потом Муса сказал: «Прими их сокровища и богатства!» — и земля поглотила всё это у них на глазах. А потом Муса указал на них рукой и сказал: «Исчезните, о левиты!» — и земля сомкнулась над ними. Сообщается, что Катада сказал: «Они будут ежедневно погружаться в землю на одну сажень до самого Дня воскресения».
Толкователи часто приводят множество передаваемых со слов израильтян сообщений о Каруне и Мусе, но я намеренно отказался от их использования.
Слова Аллаха «и не оказалось у него тех, кто помог бы ему против Аллаха, и сам он не [сумел] помочь» означают, что Карун не помог себе сам, и никто не помог ему, а в другом аяте сказано: «и не будет у него ни силы, ни помощника» (86:10).
После того как земля разверзлась, поглотив людей, их богатства и жилища, те, кто ещё недавно желал иметь то же, что было даровано Каруну, раскаялись и стали благодарить Аллаха, Который устраивает дела Своих рабов, как пожелает. Вот почему они говорили: «Если бы Аллах не оказал нам милость, Он заставил бы [землю] поглотить нас! Ах! [Разве не знаешь ты], что не преуспеют неверующие?»
Потом Аллах Всевышний поведал, что Он предназначил «Последнюю обитель», то есть мир вечный, обитателям которого будут завидовать, «для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию». Здесь под возвышением подразумевается высокомерие, гордость и заносчивость, а под нечестием — присвоение чужого имущества, причинение зла людям и совершение иных грехов, являющихся необходимым следствием вышеупомянутых качеств. И, наконец, Аллах Всевышний сказал: «...[ибо счастливый] исход [ждёт только] благочестивых».
Возможно, всё, о чём говорится в рассказе о Каруне, происходило до того, как израильтяне покинули Египет, ибо Аллах Всевышний сказал: «А [потом] заставили Мы землю поглотить его вместе с его домом», что явно указывает на строение. Возможно также, что это происходило во время скитаний израильтян по пустыне, а под домом подразумевается то место, где они поставили свои шатры.
Карун подвергается порицанию и в других аятах Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
Мы направили Мусу с Нашими знамениями и ясным доказательством
к фараону, Хаману и Каруну, и они сказали: «Колдун, лжец!» (40:23-24).
В другой суре после упоминания об 'адитах и самудянах Аллах Всевышний сказал:
И [оказались повергнутыми ниц также] Карун, фараон и Хаман. Муса явился к ним с явными доказательствами, однако они превознеслись на земле и не [смогли избежать наказания].
Каждого [из них] Мы [наказали] за его грех. Среди них [были такие], на кого Мы наслали сильный ветер, принёсший с собой мелкие камни, и [такие], кого [погубил] вопль, и [такие], кого поглотила земля [по велению] Нашему, и [такие], кого Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним, но сами они были несправедливы по отношению к себе (29:39-40).
Тем, кого поглотила земля, был Карун, теми же, кого Аллах потопил, были фараон, Хаман и их воины, и все они являлись грешниками.
Глава о достоинствах Мусы и его кончине
Аллах Всевышний сказал:
И помяни Мусу, [когда будешь читать людям] Писание. Поистине, был он избранным и являлся посланником и пророком.
Мы обратились к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы.
И по милости Своей к нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна (19:51-53).
Аллах Всевышний также сказал:
[Аллах] сказал: «О Муса, поистине, Я избрал тебя [среди всех] людей, [ибо ниспослал тебе] Своё послание и [непосредственно обратился к тебе] со Своими словами, так возьми же то, что Я даровал тебе, и будь [одним] из благодарных!» (7:144).
Мы уже приводили хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал:
Не отдавайте мне предпочтения перед [другими] пророками, ибо, поистине, в День воскресения [все] люди будут поражены [насмерть]. Я буду первым, над кем разверзнется земля, и я увижу Мусу, [который будет] держаться за одну из опор престола [Аллаха], и я не знаю, оживёт ли он раньше меня, или ему воздастся за то, что он уже был поражён [в земной жизни, когда рассыпалась] гора [Бухари, № 2412; Муслим, № 2374].
Как уже указывалось, эти слова Пророка были проявлением смирения, поскольку он является последним пророком и господином людей в обоих мирах, в чём нет никаких сомнений.
Аллах Всевышний сказал:
Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него. Мы ниспосылали откровения Ибрахиму, Исма'илу, Исхаку, Я'кубу, коленам, 'Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну и Сулейману, а Давуду Мы даровали Псалмы.
Мы [направляли к людям] посланников, о которых рассказали тебе прежде, а также других посланников, о которых прежде не рассказывали тебе, и Аллах говорил с Мусой [без посредника] (4:163—164).
Аллах Всевышний также сказал:
О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо] Аллах оправдал его, [опровергнув] то, что они говорили, и занимал он пред Аллахом высокое положение (33:69).
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк сказал:
Муса был стыдливым человеком и прикрывал своё тело так, что никто не видел его кожи. Некоторые израильтяне наносили ему обиды, говоря: «Он прикрывается так только потому, что на его коже есть изъян: либо проказа, либо грыжа на срамных частях, либо язва», и Аллах пожелал [показать, что на самом деле ничего этого] у Мусы не было. Однажды Муса уединился, положил свою одежду на камень и стал купаться. Закончив, он повернулся к одежде, чтобы взять её, но оказалось, что камень укатился вместе с ней. Тогда Муса взял свой посох и побежал вслед за камнем, крича: «Моя одежда, о камень! Моя одежда, о камень!» — пока не оказался возле группы израильтян, которые увидели его обнажённым [и поняли, что перед ними] — лучшее создание Аллаха. Так Аллах опроверг то, что они говорили. Между тем камень остановился, Муса же взял свою одежду, надел её и принялся наносить посохом удары по камню, и, клянусь Аллахом, от этих ударов на камне осталось три (или: четыре; или: пять) следа! Вот почему Всемогущий и Великий Аллах сказал: «О те, кто уверовал! Не уподобляйтесь [людям], которые обижали Мусу, [ибо] Аллах оправдал его, [опровергнув] то, что они говорили, и занимал он пред Аллахом высокое положение» [Бухари, № 278, 3404; Муслим, № 339; Ахмад, т. 2, с. 315].
Один из наших праведных предшественников сказал: «О высоте положения Мусы свидетельствует то, что, когда он обратился к Аллаху с ходатайством за своего брата и попросил, чтобы Он сделал Харуна его помощником, Аллах внял мольбе Мусы и сделал Харуна пророком, ведь Аллах Всевышний сказал: "И по милости Своей к нему Мы [сделали] пророком [также] его брата Харуна" (19:53)».
Сообщается, что 'Абдуллах [ибн Мас'уд] сказал:
При разделе [военной добычи] в день [битвы при] Хунайне Пророк отдал предпочтение некоторым людям. Так, он дал аль-Акра'у ибн Хабису сто верблюдов, и столько же дал 'Уяйне [ибн Хисну, и щедро] оделил некоторых знатных арабов, отдав им в тот день предпочтение [перед другими]. [Увидев это], один человек воскликнул: «Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе, и не ради Аллаха это было сделано!» Тогда я сказал: «Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом Пророку!» — после чего пришёл к нему и передал [ему слова этого человека]4. [Выслушав меня], он воскликнул: «А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?! Да помилует Аллах Мусу, который подвергался ещё большим обидам, но терпел!» [Бухари, № 3149].
В одном из хадисов о ночном путешествии, передаваемом со слов Анаса, сообщается, что Посланник Аллаха прошёл мимо Мусы, который молился в своей могиле [Муслим, № 2375; Ахмад, т. 3, с. 120].
В хадисе о ночном путешествии, передаваемом со слов Малика ибн Са'са'а, сообщается, что, когда Пророк достиг шестого неба и проходил мимо Мусы, Джибрил сказал ему: «Это — Муса, поприветствуй же его!» — и он поприветствовал его, а Муса ответил на приветствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!» — когда же он покидал Мусу, тот заплакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать?» — и он сказал: «Я плачу по той причине, что после меня был послан [к людям] молодой человек, а в Рай войдёт больше [людей] из его общины, чем из моей!» [Бухари, № 3887; Муслим, № 164].
Как указывается в этом хадисе, Ибрахим находится на седьмом небе. В другой версии этого хадиса, который Шурайк ибн Абу Нимр передал со слов Анаса, сообщается, что Ибрахим находился на шестом небе, а Муса — на седьмом. Во всех остальных версиях сообщается, что на шестом небе находился Муса, а на седьмом — Ибрахим, который сидел, прислонившись к Священному Дому, куда ежедневно являются по семьдесят тысяч ангелов, которые молятся там, после чего покидают это место и больше никогда туда не возвращаются.
Во всех версиях этого хадиса сообщается, что, после того как Аллах вменил в обязанность Мухаммаду и членам его общины совершение пятидесяти молитв в течение дня и ночи, Мухаммад прошёл мимо Мусы, и тот сказал: «Возвращайся к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общины», после чего упомянул, что в своё время он долго пытался добиться от израильтян выполнения всех возложенных на них обязанностей, и сказал, что слух, зрение и сердца членов общины Мухаммада слабее, чему у израильтян. После этого Пророк неоднократно возвращался к своему Господу, и в конечном итоге количество обязательных молитв, которые мусульманам предписывалось совершать в течение суток, было снижено до пяти, а Аллах Всевышний сказал: «[В мире дольнем будет] пять, а [здесь] — пятьдесят». Да воздаст же Аллах благом за нас Мухаммаду и Мусе
Сообщается, что Ибн 'Аббас сказал:
[Однажды] Посланник Аллаха сказал: «Мне были показаны [все] народы, и я увидел [одного] пророка, с которым было [всего лишь] несколько человек, и [другого] пророка, с которым был один человек или двое, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я подумал, что они составляют мою общину, однако мне было сказано: "Это Муса и народ его, но посмотри в ту сторону". Я посмотрел [туда], и оказалось, что там находится много людей, после чего мне было сказано: "[А теперь] посмотри в другую сторону", и там тоже было много людей. Потом мне сказали: "Это — твоя община, и среди них находятся семьдесят тысяч [человек], которые войдут в Рай без расчёта и мучений"». После этого [Пророк] поднялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в Рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: «Может быть, это те люди, которые были сподвижниками Посланника Аллаха». Другой сказал: «Может быть, ими окажутся [люди], рождённые в исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха», и они высказывали разные другие предположения, а [через некоторое время] к ним вышел Посланник Аллаха. Он спросил: «О чём вы говорите?» — и они рассказали ему, [о чём шла речь]. Тогда он сказал: «Это — те, которые сами не произносят заговоров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, гадая по полёту птиц, и уповают на своего Господа». После этого со своего места поднялся 'Уккаша ибн Михсан аль-Асади и сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним». [На это Пророк] ответил: «Ты — из числа их». А потом со своего места поднялся другой человек и [тоже] сказал: «Попроси Аллаха причислить меня к ним», [Пророк же] сказал: «'Уккаша опередил тебя в этом» [Бухари, № 5785; Муслим, № 220].
Аллах Всевышний неоднократно воздаёт Мусе хвалу и приводит в Своей Великой Книге множество коротких и длинных рассказов о нём. В Коране Муса и ниспосланное ему Писание часто упоминаются в сочетании с упоминаниями о Мухаммаде и Писании, которое было ниспослано ему.
Так, Аллах Всевышний сказал:
[Однако], когда явился к ним посланник Аллаха, подтверждающий [истинность] того, что у них есть, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отказались от Книги Аллаха, будто они и не знают! (2:101).
Аллах Всевышний также сказал:
Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего.
Он ниспослал тебе, [о Мухаммад], Писание1 с истиной в качестве подтверждения тому, что было до него2. И ниспослал Он Тору и Евангелие, [которые должны были служить] руководством для людей прежде, и ниспослал Он Различение3. Поистине, тем, кто не верует в знамения Аллаха, [уготовано] суровое наказание, ведь Аллах — Всемогущий, Имеющий [возможность] отмщать (3:1—4).
Аллах Всевышний также сказал:
Не оценили они Аллаха должным образом, ибо сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же [тогда] ниспослал в качестве света и руководства для людей Писание, с которым пришёл Муса и которое вы поместили на отдельные листы, показывая [некоторые из] них и скрывая многие [другие, хотя] вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы?» Скажи: «Аллах», и оставь их — [пусть] забавляются своим [пустословием].
Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали. [Оно служит] подтверждением того, что было до него, чтобы увещевал ты [жителей] Матери городов и тех, кто [живёт] вокруг неё. Те, которые веруют в мир вечный, веруют в него и неуклонно совершают свои молитвы (6:91—92).
В этих аятах Аллах Всевышний воздал великую хвалу Торе и Корану. Аллах Всевышний также сказал:
Потом Мы даровали Мусе Писание в качестве дополнения к тому, что является наилучшим1, разъяснения всего, руководства и милости, чтобы они уверовали во встречу со своим Господом.
И это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали, так следуйте ему и будьте богобоязненными, чтобы вас помиловали (6:154—155).
Аллах Всевышний также сказал:
Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой [заключены] руководство и свет. Пророки, предавшиеся [Аллаху], судили по ней иудеев. [Так же поступали] раввины и учёные мужи, [судившие после пророков] согласно тому, что им было велено хранить из Писания Аллаха и чему они были свидетелями. Так не бойтесь людей, а бойтесь Меня и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену! Те же, кто не судит согласно тому, что
ниспослал Аллах, являются неверными.
Мы предписали им в [Торе]: жизнь — за жизнь, и око — за око, и нос — за нос, и зуб — за зуб, а за раны — воздаяние равным. Если кто пожертвует этим1, [такой поступок] послужит искуплением его [грехов], те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми.
Вслед за [пророками] Мы направили 'Ису, сына Марьям, с подтверждением [истинности] того, что до него было [ниспослано] в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, [заключающее] в себе руководство и свет, подтверждающее то, что до него [было ниспослано] в Торе, и являющееся руководством и увещеванием для богобоязненных.
Пусть люди, [верующие в] Евангелие, судят в соответствии с тем, что Аллах ниспослал в нём. Те же, кто не судит согласно тому, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.
Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения и оберегания того, что было [ниспослано] в Писаниях прежде. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не следуй их желаниям, [отклоняясь] от истины, которая явилась тебе. Для каждого из вас Мы установили [свой] закон и путь, а если бы Аллах пожелал, Он непременно сделал бы вас единой общиной, но [Он не сделал этого], чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Старайтесь же опережать друг друга [в стремлении к] благу, [ведь] всех вас [ждёт] возвращение к Аллаху, а потом Он поведает вам о том, относительно чего вы расходились [между собой] (5:44-48).
Аллах сделал Коран главой и мерилом всех других Писаний, ибо Коран подтверждает эти Писания и указывает на встречающиеся в них искажения и подмены.
Аллах Всевышний сказал:
Мы даровали Мусе и Ха-руну различение, сияние и напоминание для богобоязненных,
которые боятся своего Господа, [не видя Его], и страшатся Часа этого.
Это — благословенное Напоминание, которое Мы ниспослали, так неужели вы отречётесь от него? (21:48—50).
Аллах Всевышний также сказал:
Когда же явилась к ним истина от Нас, они сказали:
«Почему не было даровано ему нечто подобное тому, что было даровано Мусе?» Но разве не [отказались] они уверовать в то, что прежде было даровано Мусе? Они сказали: «[Это —] два [вида] колдовства, которые помогают друг другу».
Скажи: «Если вы говорите правду, представьте [такое] Писание от Аллаха, которое указывало бы на прямой путь лучше, чем эти [Писания, чтобы] я последовал за ним» (28:48—49).
В этих аятах Аллах воздал хвалу двум Писаниям и двум посланникам, мир им обоим.
В Коране сообщается, что джинны сказали своим соплеменникам: «Поистине, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы...» (46:30).
Когда Посланник Аллаха рассказал о первом откровении, которое было ему ниспослано, Вараке ибн Науфалю и прочитал ему следующие аяты: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил [всё сущее] и сотворил человека из сгустка крови. $ Читай, ведь Господь твой — Щедрейший, Который научил [человека писать] с помощью пера, научил человека тому, чего тот не знал» (96:1—5), Варака сказал: «Слава Ему, Слава Ему! Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе, сыну 'Имрана!» [Бухари, № 3; Муслим, № 160].
Религиозный Закон Мусы был великим Законом, а его община была многочисленной, и к ней принадлежали пророки, учёные, поклоняющиеся, знатные люди и цари. Однако все они исчезли и были заменены другими, как был заменён их Закон, и некоторые из них были превращены в обезьян и свиней, а их общину постигло столько бедствий, что перечисление их заняло бы много времени.
Упоминание о паломничестве мусы к Каабе и его внешнем виде
Передают со слов Ибн 'Аббаса, что однажды Посланник Аллаха, проезжавший мимо вади Азрак, спросил: «Что это за вади?» [Ему] сказали: «Вади Азрак», и тогда он сказал: «Я будто вижу Мусу, который спускается по склону и [громко] обращается к Всемогущему и Великому Аллаху со словами тальбии». Достигнув же перевала Харша, он спросил: «Что это за перевал?» [Ему] сказали: «Это перевал Харша», и тогда он сказал: «Я будто вижу Юнуса, сына Матты, одетого в шерстяную джуббу, сидящего верхом на рыжей верблюдице, повод которой сделан из растительного волокна, и произносящего тальбию» [Ахмад, т. 1, с. 215; Муслим, № 166].
Сообщается, что Муджахид сказал:
[Однажды, когда] мы находились у Ибн 'Аббаса, люди упомянули о Лжеце (ад-даджжаль), и кто-то сказал, что меж глаз [его будут начертаны буквы] «каф», «фа» и «ра». [Ибн 'Аббас] спросил: «Что они говорят?» — и кто-то сказал [ему]: «Они говорят, что меж глаз его [будут начертаны буквы] "каф", "фа" и "ра"». Тогда Ибн 'Аббас сказал: «Я не слышал, чтобы он1 говорил это, но он сказал: "Что касается Ибрахима, то, [если вы хотите увидеть его, можете] посмотреть на [того, кто стоит перед вами], что же касается Мусы, то он был курчавым и смуглым и [ездил] на рыжем верблюде, поводья которого были сделаны из растительного волокна, и я будто вижу, как он спускается в вади, произнося тальбию"» [Ахмад, т. 1, с. 276; Бухари, № 3355].
Абу аль-'Алия сказал:
Ибн 'Аббас, сын дяди Пророка, передал нам, что Пророк сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [в Иерусалим], я увидел Мусу, сына 'Имрана, смуглого, высокого и курчавого человека, будто был он одним из людей [племени] шану'а. И я увидел 'Ису, сына Марьям, румяного и белокожего [человека] среднего роста и телосложения с гладкими волосами» [Ахмад, т. 1, с. 245; Бухари, № 3239].
Передают со слов Абу Хурайры, что, рассказывая о своём ночном путешествии, Посланник Аллаха сказал: «Я встретил Мусу», после чего описал его. Думаю, что он сказал: «...будто был он одним из людей [племени] шану'а. И я встретил Ису», после чего Посланник Аллаха описал его. Он сказал: «[Он был] среднего роста [и был он таким] румяным, будто вышел из бани». [Посланник Аллаха также] сказал: «Я также видел Ибрахима, на которого я похож больше любого из его потомков» [Ахмад, т. 2, с. 282; Бухари, № 3394; Муслим, № 168].
Упоминание о кончине Мусы
Передают со слов Абу Хурайры, что [Пророк] сказал:
[В своё время] ангел смерти был послан к Мусе но когда он явился к нему, [Муса] ударил его [и выбил ему глаз]. Тогда [ангел] вернулся к своему Господу и сказал: «Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!» Аллах вернул ему глаз и велел: «Вернись и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука». [Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса] сказал: «О Господь мой, а что потом?» Он ответил: «Потом — смерть». [Муса] сказал: «Тогда [пусть это случится] сейчас», и попросил Аллаха приблизить его к Святой земле на расстояние броска камня.