"Образы забытых Предков" (журнал Родина 11-12/2002) Словенин -Вологодская обл.10-11 век. реконструкция Т.С.Балуевой Тверичанин 12-13 век. реконструкция Г.В.Лебединской. Читая рассказы летописей о деяниях Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого, хитросплетениях взаимодействия многочисленных славянских, балтских и финно-угорских племен, невольно задаешься вопросом: а как же выглядели наши предки? Пытаясь уловить нюансы их образа мыслей, штрихи поведения, бытовой культуры, мы, привыкшие к роскошеству современных фото-, видео-, мультимедиа- изображений, невольно пытаемся себе вообразить облик героев нашего прошлого. Как выглядели строители Киева и храбрые воины, сражавшиеся с половцами? До поры все наши представления о внешнем виде и чертах лица предков оставались в сфере воображаемого, но воображенного. Не случайно современник росписи Архангельского собора в Кремле написал о портретах русских правителей на стенах храма: «Воображены подобия князей...» Реалистический портрет, как таковой, появился в России достаточно поздно, и почти все изображения персонажей древней русской истории являются либо символическими, подобно иконописному подлиннику, либо схематическими, как на некоторых печатях. Лишь в середине прошлого века работы М. М. Герасимова (1917-1970) в области антропологической реконструкции позволили нам увидеть лица князя Ярослава, Тимура, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и многих других знаменитых и безымянных героев истории. Открытый Герасимовым метод восстановления лица по черепу родился благодаря его таланту ученого и художника. Свойственная Михаилу Михайловичу удивительная наблюдательность позволила учитывать всю гамму тонких взаимосвязей между формой черепа и формой лица. Признание нового метода привело к созданию в Институте этнографии АН СССР лаборатории антропологической реконструкции. Сложилась школа реконструкции. Ученики Герасимова не только осваивали метод, но и продолжили работу по совершенствованию приемов реконструкции,, уточняли их и объективизировали. Ныне качество антропологической реконструкции таково, что «узнаваемость» черт восстановленного лица не зависит от художественного таланта реконструктора. Метод оценили не только ученые и любители старины. Сотрудникам лаборатории приходилось выполнять реконструкции, связанные с. установлением личности по черепу по заданию следственных органов. Следует, однако, учесть что простое следование разработанной методике может не принести желаемого результата. Существует еще целый ряд тонких нюансов, для понимания которых желательны преемственность в обучении, последовательная передача опыта и значительный опыт работы. Такую преемственность обеспечили первые ученики Герасимова - Г. Лебединская, Н, Мамонова, Т. Сурнина. Сейчас в Лаборатории работают уже их воспитанники Т, Балуева, Е. Весе-ловская и другие. Все это позволяет надеяться, что и в дальнейшем прошлые эпохи будут «оживать» благодаря реконструированным портретам школы Михаила Герасимова.
АСИЛАД АЛЬ УМКА РАНХАТОР МИКАЭЛЬ
:Алиса Девясил(Пушкарёва)
Андрей Петров, кандидат исторических наук
"Образы забытых Предков"
(журнал Родина 11-12/2002)
Словенин -Вологодская обл.10-11 век. реконструкция Т.С.Балуевой
Тверичанин 12-13 век. реконструкция Г.В.Лебединской.
Читая рассказы летописей о деяниях Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого, хитросплетениях взаимодействия многочисленных славянских, балтских и финно-угорских племен, невольно задаешься вопросом: а как же выглядели наши предки? Пытаясь уловить нюансы их образа мыслей, штрихи поведения, бытовой культуры, мы, привыкшие к роскошеству современных фото-, видео-, мультимедиа- изображений, невольно пытаемся себе вообразить облик героев нашего прошлого. Как выглядели строители Киева и храбрые воины, сражавшиеся с половцами?
До поры все наши представления о внешнем виде и чертах лица предков оставались в сфере воображаемого, но воображенного. Не случайно современник росписи Архангельского собора в Кремле написал о портретах русских правителей на стенах храма: «Воображены подобия князей...»
Реалистический портрет, как таковой, появился в России достаточно поздно, и почти все изображения персонажей древней русской истории являются либо символическими, подобно иконописному подлиннику, либо схематическими, как на некоторых печатях. Лишь в середине прошлого века работы М. М. Герасимова (1917-1970) в области антропологической реконструкции позволили нам увидеть лица князя Ярослава, Тимура, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и многих других знаменитых и безымянных героев истории. Открытый Герасимовым метод восстановления лица по черепу родился благодаря его таланту ученого и художника. Свойственная Михаилу Михайловичу удивительная наблюдательность позволила учитывать всю гамму тонких взаимосвязей между формой черепа и формой лица.
Признание нового метода привело к созданию в Институте этнографии АН СССР лаборатории антропологической реконструкции. Сложилась школа реконструкции. Ученики Герасимова не только осваивали метод, но и продолжили работу по совершенствованию приемов реконструкции,, уточняли их и объективизировали. Ныне качество антропологической реконструкции таково, что «узнаваемость» черт восстановленного лица не зависит от художественного таланта реконструктора.
Метод оценили не только ученые и любители старины. Сотрудникам лаборатории приходилось выполнять реконструкции, связанные с. установлением личности по черепу по заданию следственных органов. Следует, однако, учесть что простое следование разработанной методике может не принести желаемого результата. Существует еще целый ряд тонких нюансов, для понимания которых желательны преемственность в обучении, последовательная передача опыта и значительный опыт работы.
Такую преемственность обеспечили первые ученики Герасимова - Г. Лебединская, Н, Мамонова, Т. Сурнина. Сейчас в Лаборатории работают уже их воспитанники Т, Балуева, Е. Весе-ловская и другие. Все это позволяет надеяться, что и в дальнейшем прошлые эпохи будут «оживать» благодаря реконструированным портретам школы Михаила Герасимова.