Спиридоновка 17.

Особняк Морозовой на Спиридоновке, арх. Ф.О. Шехтель. Из истории отношений Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны
Спиридоновка - улица в центре Москвы, начинающаяся от Малой Никитской улицы и заканчивающаяся на Садовом кольце, выходя на Садово-Кудринскую улицу. Длина Спиридоновки невелика и составляет около 800 метров. Однако эта дистанция достаточно насыщена историческими постройками, в число которых входит и великолепный особняк Зинаиды Морозовой. Дом был построен знаменитым предпринимателем, меценатом, благотворителем, мануфактур-советником Саввой Морозовым. Автором проекта неоготического здания стал архитектор Федор Шехтель. В 1909 году особняк был приобретен Михаилом Рябушинским, который желал жить рядом со своим братом Степаном. В советское время в стенах здания размещался Дом приемов Министерства иностранных дел. Эту функцию здание выполняет и сегодня. Особняк Зинаиды Морозовой является объектом культурного наследия федерального значения.
Савва Тимофеевич Морозов был весьма незаурядной и противоречивой личностью. Он происходил из старообрядческой семьи Морозовых, принадлежа к ветви Тимофеевичей. Савва Морозов имел прекрасное образование. Окончив 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета и в 1887 году получил диплом химика. В эти годы С. Т. Морозов написал значительную работу - исследование о красителях, а позднее общался с Менделеевым. В 1885-1887 годах Савва Тимофеевич изучал химию в Кембриджском университете и одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках в Манчестере. В 1886 году С. Т. Морозов становится директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко".
Савва Тимофеевич Морозов
История строительства особняка на Спиридоновке связана с женой Саввы Тимофеевича Зинаидой (Зиновией) Григорьевной Морозовой, в девичестве Зиминой. Их брак начался со скандала. Изначально Зинаида Григорьевна вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова, однако уже во время венчания произошло ее знакомство с Саввой Тимофеевичем, приходившимся жениху двоюродным дядей. Спустя некоторое время Савва Морозов прислал супругам приглашение на один из вечеров, устраивавшийся в «Клубе служащих» Никольской мануфактуры. Сергей Викулович предпочёл отправиться на охоту, а Зинаида пришла без сопровождения. Савва Тимофеевич проводил гостью в зал, а вскоре до Марии Фёдоровны Морозовой, начали доходить слухи о тайных встречах ее сына Саввы с Зинаидой Григорьевной.
Развод - событие, из ряда вон выходящее в старообрядческой среде, однако именно он стал следствием сложившейся ситуации. Новым ударом для родственников, как Морозовых, так и Зиминых, стало решение о женитьбе Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны. Григорий Ефимович Зимин тогда сказал: "Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть". Не менее жестко отреагировала на новость Мария Федоровна Морозова: "Да уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привел… Что бесприданница твоя Зиновия — ещё полбеды, разводка — вот что плохо". Однако 24 июня 1888 года бракосочетание Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны состоялось. А в 1893 году С. Т. Морозов приобрел старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и оформил ее на имя своей жены.
На участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Л. Витбергом для поэта И. И. Дмитриева. Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту Федора Шехтеля. Архитектор предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва Тимофеевич учился в Кембридже, был известным англоманом - поэтому он выбрал стиль английской неоготики. Федор Шехтель за пару месяцев подготовил около 600 чертежей, где отобразил не только детали самого здания, но и аксессуары внутреннего убранства.
Пышное новоселье состоялось 8 февраля 1897 года. Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Над украшением интерьеров работал художник Михаил Врубель.
В Москве про морозовский особняк ходила едкая эпиграмма:
Сей замок навевает много дум,
И прошлого невольно станет жалко:
Там, где царил когда-то русский ум,
Теперь царит фабричная смекалка.
Хотя Савва Тимофеевич был фабрикантом, руководил достаточно крупным предприятием, он какое-то время укрывал в особняке на Спиридоновке революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция.
В 1905 году Савва Тимофеевич с детьми сфотографировался на фоне заднего фасада особняка на Спиридоновке, а спустя некоторое время его жизнь трагически оборвалась. 15 апреля 1905 года консилиум, в котором участвовали врачи Г. И. Россолимо, Ф. А. Гриневский и Н. Н. Селивановский, пришел к выводу, что у Саввы Морозова «тяжёлое общее нервное расстройство». Рекомендовалось направить Морозова для лечения в Европу. В сопровождении жены и доктора Селивановского Савва Морозов выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Неофициальная версия - его убили, инсцинировав самоубийство.
В 1909 году, уже будучи замужем в третий раз, Зинаида Григорьевна продала особняк, построенный покойным Саввой Тимофеевичем. Дом вместе со всей обстановкой был куплен Михаилом Рябушинским за 870 тысяч рублей. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой. Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского.
Летом 1918 года Рябушинские были вынуждены эмигрировать. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым сундуком. Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В 1929 году особняк был передан Наркомату иностранных дел и в 1938 году стал Домом приемов.
К 1970-м годам интерьеры были окончательно изуродованы советскими ремонтами, фрески и позолота побелены, везде стояла канцелярская мебель.
С 1973 по 1989 год особняк Морозовой реставрировали: его директор Евгений Байков лично собирал по комиссионным магазинам антиквариат для оформления интерьеров. После окончания реставрации в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий.
Стоит упомянуть про изначальные интерьеры. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель были сделаны на мебельной фабрике П. А. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. Над убранством интерьеров работал художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».
Особняк Морозовых на Спиридоновке. Интерьеры. Из книги "Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве".

Спиридоновка 17. - 903267771377
Спиридоновка 17. - 903267771121
Спиридоновка 17. - 903267777777
Спиридоновка 17. - 903267778033
Спиридоновка 17. - 903004117233
Спиридоновка 17. - 903004116977
. В здании расположен Дом приемов МИД, а внутрь можно попасть только в дни Всемирного наследия.
Спиридоновка 17. - 903267776753



Итак, особняк был построен Федором Шехтелем в 1893-1898 годах. Этот заказ явился первой крупной работой архитектора, которая в итоге его и прославила. В предыдущей статье было сказано, что из Академии художеств будущего архитектора отчислили: таким образом, диплома у Шехтеля не было, но дальновидный Савва Тимофеевич доверил молодому и неизвестному тогда зодчему строить для своей семьи прекрасный замок. Это был подарок Саввы Морозова своей любимой жене Зинаиде Григорьевне на годовщину свадьбы. Здесь нельзя не рассказать скандальную историю, которая сделала Савву Тимофеевича героем газетных публикаций. Скандал совершенно неслыханный, особенно для среды купцов-старообрядцев. Дело в том, что Савва Морозов влюбился в жену своего двоюродного племянника Сергея Викуловича Морозова – Зинаиду. Влюбился и увёл жену у родственника, добившись развода!
Спиридоновка 17. - 903267776497



Но вернёмся к дому. Морозовы хотели построить совершенно новый дом, ни на что не похожий, да ещё и с элементами английской готики. Дело в том, что Савва Тимофеевич учился в Кембридже, а также ездил изучать текстильное производство на мануфактуры Манчестера. Видимо, там Морозов и заразился «англоманством». Шехтель разработал план и композицию особняка всего за два месяца, и уже в августе 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Правда, официальное разрешение было получено архитектором И.С.Кузнецовым, поскольку до 1894 года Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Шехтель собственноручно сделал 600 чертежей здания, он сам вёл архитектурный надзор строительства, так как не хотел допустить никакой случайности даже в деталях! После завершения строительства дом сразу стал центром внимания общественности, газеты посвящали новому строению первые полосы с восторженными отзывами о новом московском «чуде».
Спиридоновка 17. - 903267776241



Особняк выполнен в неоготическом стиле: он очень напоминает средневековый английский замок. Помимо устремленных вверх башенок, стрельчатых окон и элементов окна-розы на фасаде встречаются мифологические существа, причем всегда разные: можно увидеть и популярных в готике химер, и маскарон (скульптурное украшение фасада в виде головы человека или животного, изображенного анфас), и изображения львов (на решетке ограждения). Присмотритесь к входу в особняк – перед нами шехтелевская фантазия на готическую тему: зубцы крепостной стены над крыльцом выполнены в виде миниатюрного средневекового замка! Разве это не гениально?
Спиридоновка 17. - 903267775985



Интерьеры особняка поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель пришёл к смелому на то время решению – он соединил в одном пространстве готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. Помимо Шехтеля к оформлению интерьеров был привлечен знаменитый художник Михаил Врубель, им были выполнены панно в гостиных, витражи, а также скульптурная композиция у главной лестницы.
Спиридоновка 17. - 903267775473



После гибели Саввы Морозова Зинаида Григорьевна решила продать свое владение на Спиридоновке. В 1909 году дом купил Михаил Павлович Рябушинский (брат Степана Павловича Рябушинского, владельца дома на Малой Никитской, о котором мы будем говорить в следующей статье). Зинаида Григорьевна стала снимать особняк Стахеева. Она получила согласие хозяев и оформила одну из комнат особняка в готическом стиле (видимо, в память о замке на Спиридоновке).
Спиридоновка 17. - 903267774961





Михаил Павлович Рябушинский в особняке Морозовых изменил лишь одну комнату – Большую гостиную. Для ее оформления был приглашен художник Константин Богаевский, написавший для гостиной три панно «Даль», «Скала» и «Солнце».

Предлагаем пройтись по комнатам этого сказочного замка и полюбоваться шикарными шехтелевскими интерьерами.

1. Вход в особняк оформлен в готическом стиле. Посетителей встречает парадная лестница, ведущая в аванзал. На чугунных перилах архитектор изображает фантастических животных, охраняющих проход. Благодаря огромному окну в аванзале всегда светло.
Спиридоновка 17. - 903267775985
Спиридоновка 17. - 903267774705
Спиридоновка 17. - 903267774449
Спиридоновка 17. - 903267774193







2. Из аванзала мы попадаем в Большую гостиную. На фото – рокайльное золото зала Богаевского, а также панно художника «Скала».
Спиридоновка 17. - 903267777009
Спиридоновка 17. - 903267776753





3. Из Большой гостиной выходим в Курительную комнату (Малую гостиную в готическом стиле), в оформлении которой принимал участие сам Врубель. Перед нами три его панно – «Утро», «Полдень» и «Вечер». Деревянная резьба на стенах, потолке и камине восхищает и поражает посетителей.
Спиридоновка 17. - 903267773169







5. По другую сторону аванзала находится главная лестница дома, перед которой расположен витраж «Рыцарь», также выполненный Михаилом Врубелем. Напротив витража, у подножья лестницы, Врубель изваял скульптурную группу: мужчина и две женщины застыли вокруг резного деревянного фонаря.
Спиридоновка 17. - 903267772401





6. Рядом с лестницей находится Столовая, главным украшением которой является знаменитый шехтелевский «рыцарский камин».
Спиридоновка 17. - 903267774193





7. На втором этаже располагаются бильярдная, кабинет хозяина, а также гостиные и детские комнаты. В кабинете хозяина обращает на себя внимание необыкновенное оформление потолка – фризы деревянных шестиугольных кессонов были расписаны также по эскизам Врубеля.



Бильярдная
Спиридоновка 17. - 903267774449





Экскурсия по особняку длится не больше часа, и этот час пролетает, как пять минут. В каждой комнате хочется остаться надолго, чтобы рассмотреть все детали и элементы интерьера. Как здорово, что после таких визитов остаются фотографии – виртуальные экскурсии могут длиться вечно!








Построенная богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды. Сам по себе Савва Морозов был довольно аскетичен, но она вела светский образ жизни: принято считать, что к строительству подобного дворца его подтолкнули именно устремления Зинаиды, на которую впоследствии и был записан дом. Наряду с , который приходился Савве Морозову двоюродным племянником, особняк Зинаиды Морозовой считается одной из наиболее необычных городских усадеб Москвы.

Дом был построен в 1893-1898 годах по проекту архитектора Фёдора Шехтеля; проект эклектичен и стилизован в духе английской неоготики. При разработке проекта архитектор представил Морозову 3 варианта дома: в стиле французского ренессанса, английской неоготики и рококо; Морозов, будучи в определённой степени англоманом, отучившийся в Кембридже и изучавший текстильное дело в Манчестере, нашёл проект в стиле английской неоготики наиболее привлекательным.

Особняк построен с отступом от красной линии и имеет асимметричную композицию, угловая часть здания стилизована под средневековую башню. Главный вход расположен в правой части здания: входная группа выполнена в виде выступающего крыльца с тремя арками-порталами. Украшением фасадов стали горельефы, изображающие едко ухмыляющиеся, словно подглядывающие, человеческие лица и мифических существ, цветочный орнамент и различные декоративные элементы. Для скульптурного оформления особняка использованы фигуры химер. Помимо готического стиля, в особняке Морозовой прослеживаются мотивы мавританской архитектуры и модерна.

Для оформления интерьеров Шехтель, выполнивший около 600 чертежей и наброски внутреннего убранства, пригласил художника Михаила Врубеля. Врубель создал для особняка панно "Утро", "Полдень", "Вечер", витраж "Встреча рыцаря-победителя", скульптурную группу "Роберт и монахини" по мотивам оперы Джакомо Мейербера, а также ряд элементов декора. В основном интерьеры особняка оформлены в стиле рыцарского средневековья, но некоторые залы выполнены в стиле ренессанса, ампира и рококо. Украшением столовой стал роскошный большой камин с фигурами рыцарей и деревянный потолок.

К сожалению, в 1905 году Савва Морозов совершил самоубийство (возможно, был убит), и Зинаида Григорьевна продала особняк предпринимателю Михаилу Рябушинскому.

Рябушинский разместил в доме свою коллекцию живописи: полотна импрессионистов, китайские и японские акварели, а также картины Виктора Васнецова, Валентина Серова, Ильи Репина, Константина Богаевского и других известных мастеров. По заказу нового хозяина Константин Богаевский создал для гостиной три панно: "Даль", "Солнце" и "Скала", которые в каком-то смысле продолжили цикл Врубеля "Утро", "Полдень" и "Вечер".

В советские годы в здании сначала располагался приют для детей Бухарской республики, затем оно было передано Наркомату иностранных дел. За годы использования многие интерьеры были утрачены, а стены покрыты слоями штукатурки; в начале 1980-х здание стали реставрировать и восстанавливать, и к 1990 году дом был восстановлен. К сожалению, в 1995 году особняк сильно пострадал в пожаре, и его пришлось восстанавливать ещё раз.

На сегодняшний день в особняке находится Дом приёмов Министерства иностранных дел РФ.

Дом Маргариты

Считается, что особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке послужил прообразом дома Маргариты из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".

Насколько это достоверно - судить сложно, но исследователи и булгаковеды полагают, что здание больше прочих "претендентов" похоже на описанное в романе за исключением одного момента: дом Маргариты, где она жила со своим мужем-инженером, располагался "в одном из переулков близ Арбата", а Спиридоновка едва ли может быть так названа - как минимум, ввиду удалённости от Арбата.

Вероятнее всего, прообразами дома Маргариты стали несколько разных зданий, из которых "скомбинирован" итоговый образ, "размещённый" автором вблизи Арбата.

Особняк Зинаиды Морозовой находится на улице Спиридоновка, 17. Добраться до него можно пешком от станций метро "Баррикадная" и "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, а также станции "Маяковская" Замоскворецкой.

На улице становится все теплее, и уже хочется оторваться от любимых сериалов и отправиться гулять. Куда стоит сходить в первую очередь? Мы вспомнили пять московских особняков, впечатляющих и снаружи и внутри.


Спиридоновка 17. - 903267770865
Спиридоновка 17. - 903267770609
Спиридоновка 17. - 903267770353
Спиридоновка 17. - 903267769329

Комментарии

Комментариев нет.