Константин Егорович Маковский "Под венец".

1884. Холст, масло. 136 x 183. Серпуховский художественно-исторический музей,Серпухов, Россия
***
Маковского всегда занимал древнерусский мужской и женский костюм княжеской знати.
Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло).
Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.
Богатство праздничного костюма хорошо просматривается во многих картинах Маковского,одна из них "Под венец".
В картине «Под венец» Маковский обращается к вневременному сюжету свадьбы. В центре композиции находится женщина средних лет. Она одета в богато украшенный вышивкой и бисером боярский наряд допетровского времени. По обычаю перед венчанием она расчёсывает прекрасные длинные волосы юной, сидящей в кресле в белом одеянии, девушки.
Традиция предписывала заплетать незамужним девушкам волосы в одну косу с бантом на конце или «надкосником» у начала косы. К венцу невеста уже шла с причёской замужней женщины: волосы заплетены в две косы на висках и уложены в круг или вокруг головы и на них сверху одевался повойник. Как раз эту сцену и изобразил Константин Егорович Маковский во всём её драматизме и праздничности.
Вокруг собрались подружки невесты, сёстры и кузины, маленький мальчик. Ларец с каменьями открыт, и жемчужные бусы выскользнули из него и рассыпались по туалетному столику. Свободными виртуозными мазками пишет Маковский всю эту византийскую роскошь и светлые молодые лица, свободно ориентируясь в узорах ковра, кружев, вышивок, расшивных бисерных кокошниках и понёвах.
Художнику было присуще праздничное приподнятое видение, возможно под влиянием К.П.Брюллова с его блистательным академизмом. Подробно, но очень свободно и живописно, выписанные, богато украшенные вышивкой и жемчугом одежды, предметы быта и обстановки в лучах солнечного света создают в многофигурной, со сложными ракурсами, композиции радостный праздничный настрой.
Работы Константина Егоровича всегда разворачиваются перед зрителем, как роскошное театральное действо, как грандиозный спектакль. Так и в этой картине художник даёт нам почувствовать весь пронзительный настрой момента, все обстоятельства, все красоты боярского быта, всю трагичность и всю праздничность события.

Константин Егорович Маковский "Под венец". - 901908626673

Комментарии

  • 16 авг 2020 00:29
    Художник замечательный!
  • Комментарий удалён.
  • 16 авг 2020 05:34
    Картины - шедевры!
  • 16 авг 2020 05:46
    Очень интересно все это увидеть, рассмотреть на картине Хвала художнику!
  • Комментарий удалён.
  • 16 авг 2020 07:47
    Картина многокомпозиционная, многофигурная, сложная по построению и исполнению. Зрителю есть, что рассматривать, и чем восхищаться продолжительное время, не отрываясь от полотна. Восхитительная работа, безусловно❣️
    Я вот, о чём подумала. Как умудрялись женщины, а они были более мелкие нас нынешних, носить столь тяжёлые одежды и головные уборы? Ткани были тяжёлые, многослойный наряд, отделка мехом, шитьё камушками-жемчугами, кокошники, накидки... По весу 30кг получается... Может поэтому современная женщина стремиться сбросить с себя одежду, как символ,, отряхнуть прах с наших ног"?!. Часто сбрасывает так откровенно пошло, что стыдно за весь женский род️🥰
  • 16 авг 2020 12:12
    Супер!
  • 16 авг 2020 16:55
    не думаю, что современные девицы думают о каких-то символах... они все повёрнуты на сексе, как отхватить хоть какого-никакого мужичишку, поэтому и выставляют бездумно ляжки да бретельки, не понимая, что одетая женщина намного притягательнее для мужчины, интереснее, загадочнее. Смотрю на женщин на улице и подчас  ловлю себя на мысли: вот даже не надо на кресло укладывать, всё ясно и понятно, как у неё всё устроено.
  • 16 авг 2020 17:51
    Ну, не нужно так огульно, обобщённо—все. Совсем не все, но ОЧЕНЬ МНОГИЕ. Эстетика отсутствует, нравственное воспитание, много позволено того, что раньше было неприличным.
  • 16 авг 2020 20:25
    d1b3abd30a
  • 22 авг 2020 19:57
    Поражают кокошники и парча! ОБАЛДЕННЫЕ!