4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович Пришвин— русский писатель, прозаик и публицист.
В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. «Певец русской природы» - тонкий, точный, наблюдательный. В советском литературоведении он занимал место писателя для «среднего школьного возраста». Немногим известно, что Пришвин заложил основы экологического сознания, предсказал возникновение «второй природы», которая будет создана руками человека. Другой страстью Пришвина была фотография. Снимки хранятся в Доме-музее в Дунине, на деревенской даче писателя. Этот участок Михаил Пришвин приобрел уже после войны. Небольшой дом на склоне холма, недалеко бежит река. Это место сразу очаровало писателя. Деревня Дунино напоминала ему о родных местах, о нынешней Липецкой области, где он родился и провел детство. Михаил Пришвин любил эти места с вековыми липами и елями. Он надолго уходил в лес, наблюдал, записывал свои впечатления в дневник. Вообще мечтал когда-нибудь провести три летних месяца как настоящий лесной бродяга, с ружьем, чайником и котелком. А в кабинете его всегда ждала печатная машинка. За этим столом из дневниковых заметок рождались книги. Пришвин был страстным фотографом. Уходя на прогулку, кроме записной книжки, всегда брал фотоаппарат. Написал однажды, что хочет доказывать светописью свое видение реального мира. Бинокли, фотоаппараты. С 25-го года он фотографирует, и этого много, более 2 тысяч фотографий – это и репортажная съемка, и панорамная, портреты, это и микро география. Еще одна страсть Пришвина – охота. На многочисленных снимках - писатель с охотничьими собаками. Иногда за день он проходил до 20 километров по лесам и болотам. На стенах по-прежнему - ружья и трофеи. ------ ОХОТА С КАМЕРОЙ. Я, когда делается плохо, начинаю заниматься фотографией. Охота с камерой. Фотографией Пришвин увлекся в 1906 году во время своего первого этнографического путешествия на Север, когда у него в руках оказался фотоаппарат учителя из деревни Паданы Олонецкого края, такого же страстного охотника и путешественника как он сам – дальше они пошли вместе. Он привез в Петербург путевой дневник – оказалось, книгу «В краю непуганых птиц», проиллюстрированную рисунками с фотографий, сделанных во время поездки. В 1924 году ему удается купить фотоаппарат. Пришвин осваивает его, и с этих пор фотография – феномен культуры ХХ века – постоянно сопутствует его художественному творчеству: «Искусство это? Не знаю, мне бы лишь было похоже на факт». Фотография соответствовала тому, что присуще Пришвину-художнику: вниманию к личности, к жизни в подробностях, фактах, деталях, она удовлетворяла его стремлению не только отразить свое время документально, но и создать зрительный образ времени. Кроме того, это захватило его, фотосъемка оказалась способом художественного освоения реальности: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». Снимки Пришвина разнообразны – пожалуй, нельзя определить его фирменный стиль, как бывает у фотографа-профессионала: репортажная съемка – когда били колокола, индустриальный пейзаж – Уралмаш, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей, эксперименты с тенью и светом, ракурсами, крупным планом, высокой точкой съемки, перспективой. У него нет постановочных снимков, он выхватывает из жизненного потока кадр за кадром – фотография оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.
Репортаж.
В течение 1930-х Пришвин совершает несколько поездок по стране. Уралмаш, Дальний Восток, Беломорско-Балтийский канал, Соловки, Пинега, Кабардино-Балкария.
В первые дни после возвращения всегда занимается фотоработой: проявляет пленки, иногда что-то печатает. Репортажная съемка полностью удовлетворяла тому, что свойственно художественному сознанию писателя: внимание к реальности, любовь к деталям, подробностям жизни, к личности. Пришвин не ищет уникальных ситуаций, он фиксирует обыденное, щелчком затвора переносит событие на пленку и отправляет его в будущее: «Ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира». В каждом случае получается мастерский фоторепортаж – авторский рассказ о происходящем: в нем есть начало и развитие событий, кульминация, финал, герои, реакция окружающих и действующие персонажи. Фотографический ряд создает визуальный образ мира, который поддается описанию, осмыслению, взаимодействию с записями Дневника.
"Конечно, настоящий фотограф снял бы все лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит."
— Дневник 18 Августа 1947 —
Живи, любимый человек.
В фотоархиве Пришвина много портретов. В большинстве это люди, которых он встречает во время путешествий. Они сняты по-разному: крупным планом, в рост, в повседневной обстановке, занятые своим делом, часто групповые. Все портреты выразительные, эмоциональные, фотографу эти люди явно интересны.
У Пришвина нет героев – но на его снимках, как в череде его произведений и со страниц Дневника встает многоликий коллективный портрет его современника. Этот человек – не борец, но он выдерживает ежедневно совершающуюся трагедию, не теряя достоинства, оставаясь личностью. У Пришвина нет ни одного не мыслящего, не рассуждающего, не несущего в этот мир в своей душе какую-то идею персонажа, ни одного бессмысленно подчинившегося жизненным обстоятельствам, ни одного разрушителя жизни. Зато есть дети, охотники, чудаки, философствующие народные правдоискатели. Писатель и фотограф Пришвин возвращает попранное властью достоинство каждому персонажу – и через него каждому читателю и зрителю: «Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам, что надо для всех?». На портретах работы Пришвина человек, несущий в себе целый мир. Это невидимый мир, в котором Пришвин создает свой Дневник, в котором люди продолжают мыслить и страдать, чувствовать, любить и надеяться, продолжают честно и хорошо делать свое дело.
“Большие люди сами расписываются на страницах истории, но скромный человек, такой хороший — и вот нет никому до него дела. А вот не дам я тебе от нас исчезнуть".
— Дневник 23 Сентября 1939 —
Певец природы.
Съемка живой природы занимает особое место в фотоархиве Пришвина. Природу – пейзажи с лесом, полем, дорогой, горой, ручьем, озером или рекой, цветы и деревья, птиц и собак, пятнистых оленей и лошадей, зимние снежные фигуры в лесу – все это он снимает постоянно.
Ландшафтная съемка. Пришвин фотографирукет во время поездок в Кабарду, на Дальний Восток, Пинегу, во время охот, в окрестностях Переславля-Залесского, Загорска, Дунина. Он экспериментирует: игра света и тени зимой и «весной света», крупный план (почки, капли, паутинки), высокая точка съемки (узоры еловых иголок на снегу), ракурсы, перспектива, отражения в воде. Его снимки приближают скрытый от глаза мир природы: «Cмотpeл и дивился формам сосен и елок, засыпанныx снегом. Сколько я посвятил вpeмени их фотогpафировaнию из-зa того, чтобы установить факт, что вот так бывает. Я будто фотогpафировaл чудеса. Чудо же состоит в самоpoдном явлении формы». Он снимает, и кажется, ты и сам мог увидеть это лесное озерцо с опрокинутым отражением неба и леса; благодаря фотографу обращаешь внимание на известное, примелькавшееся, которое отделяется от хаоса природы, становится событием, и мы чувствуем, будто сами обратили на это внимание, узнали и осмыслили.
"В начале кажется, что всё можно снять, и юный фотограф щелкает затвором. Потом оказывается, что снимать очень трудно, ходишь, ходишь, и кажется, что фотокамера очень скудный инструмент."
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович Пришвин— русский писатель, прозаик и публицист.
В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.
«Певец русской природы» - тонкий, точный, наблюдательный. В советском литературоведении он занимал место писателя для «среднего школьного возраста». Немногим известно, что Пришвин заложил основы экологического сознания, предсказал возникновение «второй природы», которая будет создана руками человека. Другой страстью Пришвина была фотография. Снимки хранятся в Доме-музее в Дунине, на деревенской даче писателя.
Этот участок Михаил Пришвин приобрел уже после войны. Небольшой дом на склоне холма, недалеко бежит река. Это место сразу очаровало писателя. Деревня Дунино напоминала ему о родных местах, о нынешней Липецкой области, где он родился и провел детство.
Михаил Пришвин любил эти места с вековыми липами и елями. Он надолго уходил в лес, наблюдал, записывал свои впечатления в дневник. Вообще мечтал когда-нибудь провести три летних месяца как настоящий лесной бродяга, с ружьем, чайником и котелком. А в кабинете его всегда ждала печатная машинка. За этим столом из дневниковых заметок рождались книги.
Пришвин был страстным фотографом. Уходя на прогулку, кроме записной книжки, всегда брал фотоаппарат. Написал однажды, что хочет доказывать светописью свое видение реального мира. Бинокли, фотоаппараты. С 25-го года он фотографирует, и этого много, более 2 тысяч фотографий – это и репортажная съемка, и панорамная, портреты, это и микро география.
Еще одна страсть Пришвина – охота. На многочисленных снимках - писатель с охотничьими собаками. Иногда за день он проходил до 20 километров по лесам и болотам. На стенах по-прежнему - ружья и трофеи.
------
ОХОТА С КАМЕРОЙ.
Я, когда делается плохо, начинаю заниматься фотографией.
Охота с камерой.
Фотографией Пришвин увлекся в 1906 году во время своего первого этнографического путешествия на Север, когда у него в руках оказался фотоаппарат учителя из деревни Паданы Олонецкого края, такого же страстного охотника и путешественника как он сам – дальше они пошли вместе.
Он привез в Петербург путевой дневник – оказалось, книгу «В краю непуганых птиц», проиллюстрированную рисунками с фотографий, сделанных во время поездки. В 1924 году ему удается купить фотоаппарат. Пришвин осваивает его, и с этих пор фотография – феномен культуры ХХ века – постоянно сопутствует его художественному творчеству: «Искусство это? Не знаю, мне бы лишь было похоже на факт». Фотография соответствовала тому, что присуще Пришвину-художнику: вниманию к личности, к жизни в подробностях, фактах, деталях, она удовлетворяла его стремлению не только отразить свое время документально, но и создать зрительный образ времени. Кроме того, это захватило его, фотосъемка оказалась способом художественного освоения реальности: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство». Снимки Пришвина разнообразны – пожалуй, нельзя определить его фирменный стиль, как бывает у фотографа-профессионала: репортажная съемка – когда били колокола, индустриальный пейзаж – Уралмаш, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей, эксперименты с тенью и светом, ракурсами, крупным планом, высокой точкой съемки, перспективой. У него нет постановочных снимков, он выхватывает из жизненного потока кадр за кадром – фотография оказывается в одном ряду с записной книжкой и дневником.
Репортаж.
В течение 1930-х Пришвин совершает несколько поездок по стране.
Уралмаш, Дальний Восток, Беломорско-Балтийский канал, Соловки,
Пинега, Кабардино-Балкария.
В первые дни после возвращения всегда занимается фотоработой: проявляет пленки, иногда что-то печатает. Репортажная съемка полностью удовлетворяла тому, что свойственно художественному сознанию писателя: внимание к реальности, любовь к деталям, подробностям жизни, к личности. Пришвин не ищет уникальных ситуаций, он фиксирует обыденное, щелчком затвора переносит событие на пленку и отправляет его в будущее: «Ценность фотографии заключается в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получается убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего восприятия. Я хочу воспользоваться этой особенностью фотоаппарата и доказывать светописью мои видения реального мира». В каждом случае получается мастерский фоторепортаж – авторский рассказ о происходящем: в нем есть начало и развитие событий, кульминация, финал, герои, реакция окружающих и действующие персонажи. Фотографический ряд создает визуальный образ мира, который поддается описанию, осмыслению, взаимодействию с записями Дневника.
"Конечно, настоящий фотограф снял бы все лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит."
— Дневник 18 Августа 1947 —
Живи, любимый человек.
В фотоархиве Пришвина много портретов. В большинстве это люди, которых он встречает во время путешествий. Они сняты по-разному: крупным планом, в рост, в повседневной обстановке, занятые своим делом, часто групповые. Все портреты выразительные, эмоциональные, фотографу эти люди явно интересны.
У Пришвина нет героев – но на его снимках, как в череде его произведений и со страниц Дневника встает многоликий коллективный портрет его современника. Этот человек – не борец, но он выдерживает ежедневно совершающуюся трагедию, не теряя достоинства, оставаясь личностью. У Пришвина нет ни одного не мыслящего, не рассуждающего, не несущего в этот мир в своей душе какую-то идею персонажа, ни одного бессмысленно подчинившегося жизненным обстоятельствам, ни одного разрушителя жизни. Зато есть дети, охотники, чудаки, философствующие народные правдоискатели. Писатель и фотограф Пришвин возвращает попранное властью достоинство каждому персонажу – и через него каждому читателю и зрителю: «Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам, что надо для всех?». На портретах работы Пришвина человек, несущий в себе целый мир. Это невидимый мир, в котором Пришвин создает свой Дневник, в котором люди продолжают мыслить и страдать, чувствовать, любить и надеяться, продолжают честно и хорошо делать свое дело.
“Большие люди сами расписываются на страницах истории, но скромный человек, такой хороший — и вот нет никому до него дела. А вот не дам я тебе от нас исчезнуть".
— Дневник 23 Сентября 1939 —
Певец природы.
Съемка живой природы занимает особое место в фотоархиве Пришвина. Природу – пейзажи с лесом, полем, дорогой, горой, ручьем, озером или рекой, цветы и деревья, птиц и собак, пятнистых оленей и лошадей, зимние снежные фигуры в лесу – все это он снимает постоянно.
Ландшафтная съемка. Пришвин фотографирукет во время поездок в Кабарду, на Дальний Восток, Пинегу, во время охот, в окрестностях Переславля-Залесского, Загорска, Дунина. Он экспериментирует: игра света и тени зимой и «весной света», крупный план (почки, капли, паутинки), высокая точка съемки (узоры еловых иголок на снегу), ракурсы, перспектива, отражения в воде. Его снимки приближают скрытый от глаза мир природы: «Cмотpeл и дивился формам сосен и елок, засыпанныx снегом. Сколько я посвятил вpeмени их фотогpафировaнию из-зa того, чтобы установить факт, что вот так бывает. Я будто фотогpафировaл чудеса. Чудо же состоит в самоpoдном явлении формы». Он снимает, и кажется, ты и сам мог увидеть это лесное озерцо с опрокинутым отражением неба и леса; благодаря фотографу обращаешь внимание на известное, примелькавшееся, которое отделяется от хаоса природы, становится событием, и мы чувствуем, будто сами обратили на это внимание, узнали и осмыслили.
"В начале кажется, что всё можно снять,
и юный фотограф щелкает затвором.
Потом оказывается, что снимать очень трудно,
ходишь, ходишь, и кажется, что фотокамера очень скудный инструмент."
— Дневник 1 Ноября 1924 —
Источник информации(текст): http://prishvin.ru/photo