10 марта 1860 года

родился Вардгес Акопович Суренянц (г. Ахалцих, Кутаисская губерния) - армянский живописец, график, театральный художник и теоретик искусства.
Сын священника - учителя истории религии. В 1868 году вместе с семьёй переехал в Симферополь. В 1872 году его отца назначают просвитером Московской Армянской епархии и семья переезжает в Москву. В 1870-75 гг. учился в гимназии Московского Лазаревского института. В 1875-78 гг. обучался на отделении архитектуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1879 году едет навестить брата в Мюнхен и поступает на архитектурный факультет Мюнхенской Академии художеств, в 1880-85 гг. учится и оканчивает факультет живописи той же Академии у Ф.Каульбаха, возможно также у О.Зейтца.
С 1881 года путешествует по Италии: Рим, Флоренция, Милан, Венеция. В Венеции посетил армянский монашеский орден Мхитаристов на о. Св. Лазаря; изучил искусство армянской средневековой книжной живописи, создал портреты А.Багратуни, М.Чамчяна, Е.Товмачяна. В результате путешествия родилась его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в журнале «Пчела Армении» (1883). В 1885-87 гг. в составе экспедиции В.А.Жуковского путешествует по Ирану, где им было написано много этюдов и композиций. В 1890-91 гг. преподавал художество и общую историю искусства в Эчмиадзинской семинарии Геворгян, где копирует фрески Эчмиадзинского кафедрального собора и армянскую миниатюру. В 1892 году посетил Ани, Севан и другие места, ознакомился с историческими памятниками, изучал армянские рукописи в Эчмиадзинском книгохранилище.
Был одним из организаторов 1-го собрания российских художников 1894 году, вместе с К.Коровиным и другими иллюстрировал некоторые панно («Дальный Восток») зала собрания. Принимал активное участие 2-го собрания в 1909 году. С 1892 года принимал участие в выставках художественных организации им. Леонардо да Винчи, Куинджи, художников исторической живописи. В 1894 году картиной «Покинутая» участвовал в 22-й выставке Передвижников. В 1897-98 гг. путешествовал во Франции, Испании, создал множество этюдов. В 1901 году в Баку прошла единственная при жизни персональная выставка.
Изучая культуру Востока и Запада, сумел создать свой неповторимый национальный стиль. В армянской живописи становится основоположником исторического жанра. Многие из лучших произведений художника отражают разные эпизоды истории Армении, иллюстрируют сюжеты из древнеармянской мифологии - «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» (1899), «Ани, XI век. Выход женщин из церкви» (1905), «Возвращение царицы Забел на трон» (1909) и др., в которых он стремился достичь к особой убедительности в воспроизведении окружающей обстановки. Картиной «Покинутая» впервые ввёл в армянскую живопись последние методы художественного выражения современной ему западной культуры. В этой и дальнейших произведениях («Попранная святыня» (1895), «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина» (1897), «Мкртыч Хримян» (1906), «Фирдуси читает поэму „Шах-Наме“ шаху Махмуду Газневи» (1913) и т.д.) проявляется стремительный художественный рост автора, формирование его стиля. Некоторые его работы 1890 гг. посвящены резни армян в Турции. Также в произведениях 1900-10 гг. обогатил армянскую живопись новыми проявлениями живописи художественных центров времени (Мюнхен, Берлин, Париж, Москва, Санкт-Петербург), не ограничивая национальное искусство сугубо национальными гранями. Картина «Семирамида у трупа Ара Прекрасного» - хоть и является воплощением сугубо армянской легенды, тем не менее больше посвящена какой-то объединённой идее жизни, судьбы, мрачных раздумий. На втором плане картины изобразил барельеф Гильгамеша, героя эпоса Гильгамеш, в котором также рассматривается идея торжества жизни над смертью, идея воскрешения. Его «Церковь св. Рипсиме близ Эчмиадзина», являясь исторической пейзажной картиной, символизирует трагизм и возвышенный дух армянского народа. Одно из лучших произведений художника - «Саломея» (1907), в 1912 году была показана в Мюнхенской Академии художеств, а в 1914 - на Всемирной выставке изобразительного искусства в Венеции. Мюнхенская Академия в огромной мере определила профессионализм художника, но повлияла на него и отрицательно, до 1900-х гг. удерживая его живопись на позициях слащавой салонности.
Картины Суренянца демонстрировались в Петербурге, Москве, Берлине,Лондоне, Париже, Праге, Тифлисе, Ростове, в Крыму (Симферополь, Ялта, Феодосия).
Ещё со времён учёбы в Мюнхенской Академии художеств занимался графикой, издавал карикатуры в сатирическом журнале «Fliegende Blätter». Работал в области книжной иллюстрации, среди лучших работ - иллюстрации: к «Бахчисарайскому фонтану» А.С.Пушкина (1899), к произведениям «День рождения Инфанты» О.Уайлда (1909), армянских народных сказок (1906-14), к книге «Армянский поэт Смбат Шахазиз» (1905), к пьесам М.Метерлинга «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная» (все три - 1904), к повести «Хаджи Мурат» Л.Толстого (1912), к произведениям Ж.Роденбаха (1904), С.Лагерлёфа (1910) и др. Художнику необыкновенно увлекала книжная миниатюра армян, достижения и приёмы которой он использовал в своем творчестве. В 1889 году он, владеющий восточными и европейскими языками, хорошо знавший грабар, переводит для П.Адамяна трагедию Шекспира «Ричард III» и рисует несколько его карандашных портретов.
Известен также как театральный художник, занимался оформлением сцены в Мариинском театре (2-й акт балета А.Адана «Корсар» и опера А.Рубинштейна «Демон») в Московском Художественном театре(пьесы М.Метерлинка «Слепые», «Там внутри», «Непрошенная»), в театре В.Комиссаржевской («Драма любви»).
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1910). В 1916 году совместно с Е.Тадевосяном, М.Сарьяном, Ф.Терлемезяном и др. в Тифлисе организовал Союз армянских художников. В 1917 году переезжает в Ялту, где пишет эскизы армянских церквей и участвует в строительстве армянской церкви в качестве архитектора и художника, но так и не закончил свой проект.
Скончался Вардгес Акопович 6 апреля 1921 года (г. Ялта). В Национальной картинной галерее Армении находится солидная коллекция его работ.
Дополнительная информация: http://artchallenge.ru/gallery/ru/119.html

10 марта 1860 года - 947193581553
10 марта 1860 года - 947193486321
10 марта 1860 года - 947193380081
10 марта 1860 года - 947193651697
10 марта 1860 года - 947193379057
10 марта 1860 года - 947193378801
10 марта 1860 года - 947193378545
10 марта 1860 года - 947193568241
10 марта 1860 года - 947193567985
10 марта 1860 года - 947193688561
10 марта 1860 года - 947193679345

Комментарии

Комментариев нет.