7 ноября родился Ричард Викторов, известный своими научно-фантастическими фильмами «Москва — Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Через тернии к звёздам».
Ри́чард Никола́евич Ви́кторов — советский кинорежиссёр, сценарист; заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977) и Государственной премии СССР (1982).
Ричард Викторов родился 7 ноября 1929 года в Туапсе, Черноморского округа Кубано-Черноморской области (ныне Краснодарский край) в семье инженеров Николая Георгиевича Викторова (1886-1930) и Полины Васильевны Калининой (1900-1983).
Отец Ричарда Николай Георгиевич был сыном Марии Николаевны Викторовой, урождённой Казнаковой, дочерью адмирала Казнакова Николая Ивановича (1834-1906). Адмирал Казнаков - прадед Ричарда, крупный военный специалист, теоретик, главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта в 1893 - 1899 гг.. В семейном архиве чудом сохранились две фотографии Н.И.Казнакова - пожелтевшие квадратики картона, на них - пожилой человек в морской форме. У Ричарда Николаевича всю жизнь был жгучий интерес к собственному прошлому, к той линии русских интеллигентов, продолжением которой он себя ощущал и принадлежностью к которой гордился, но не позволял своей гордости выглянуть наружу. Он собирался в ленинградский Военно - морской архив, чтобы увидеть документы или письма, написанные рукой адмирала. Но не успел, некогда было...
А вывезти не смогли.
Когда пришли немцы, Ричард отступал вместе с нашими войсками. В Керчи он лежал у пулемета - там уже не приходилось разбираться, кто взрослый, а кто ребенок. На одном из последних катеров его, тяжело раненного в ногу, вывезли в Новороссийск. Затем - в район Теберды, в больницу. Туда вскоре тоже прорвались немцы, и детей уводили по горным тропам.
Все эти месяцы мать искала его, не веря, что мальчик погиб. Она разыскала сына в Баку. (из интервью Кира Булычёва)
По семейному преданию, из-за нехватки обезболивающего на фронте хирурги предложили двенадцатилетнему Викторову выбор: ампутировать ногу под наркозом или собрать раздробленные кости без анестезии. Трудно поверить, что военврач всерьёз готов был прислушаться к мнению подростка по такому вопросу, но в итоге ногу удалось спасти. Тем не менее легкая хромота сохранилась у Ричарда на всю жизнь.
В 1947 году будущий режиссер поступил на философско-педагогический факультет Львовского университета. После окончания вуза, в 1952 году, некоторое время работал комсоргом в школе, затем поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Сергея Юткевича. В 1958 году совместно с Игорем Шишовым на Одесской киностудии снял полнометражный фильм «На зелёной земле моей», который Викторову засчитали как дипломную работу.
В 1965 году Ричард Викторов перевёлся на Киностудию им. М. Горького и работал здесь до конца жизни. Начинал с фильмов о нравственном становлении подрастающего поколения – «Переходный возраст» (1968 г.) и «Переступи порог» (1970 г.).
Чего стоило Викторову "выбить" достойное финансирование фильма "Москва - Кассиопея", знает, наверное, только он сам, это была настоящая война за смету. Переговоры длились почти год. Но факт остается фактом: бюджет фильма действительно составил миллион рублей - беспрецедентная для детского кино по тем времена сумма.
"Через тернии…" стал первым советским фильмом, в котором был создан образ клонированного человека - Нийи. Поиски актрисы на ее роль шли мучительно, пока Викторов с Константином Загорским случайно не увидели в журнале мод фотографию манекенщицы Елены Метелкиной: высокая, тонкая, с огромными глазами - настоящая "инопланетянка". Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка - так авторы хотели подчеркнуть ее внеземное происхождение. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть лысой, для Нийи сделали очень короткий белый парик, больше напоминающий войлок. Также был вырезан эпизод, где Нийя появляется без одежды - возмущение вызвала и "обнаженка" на экране, и отсутствие пупка.
Не имея современных технических и компьютерных средств, уже в 1970-е годы Ричард Викторов добился в своих фильмах абсолютного правдоподобия сцен в космосе и невесомости — даже космонавты не могли отличить экранную невесомость от настоящей. Режиссёр всерьёз задумывался о проблемах и опасностях, существование которых человечество осознало лишь через 30 лет: глобальное потепление, экологическая катастрофа из-за исчерпания природных ресурсов.
Мы сделали "Комету", и в последний день съемок Ричарда поразил инсульт. Викторов прожил еще полгода, но так и не пришел в себя.А на материал фильма накинулось Госкино. Дело в том, что режиссеры не любят показывать чужим людям, а тем более начальству, сырой, несмонтированный, неозвученный материал, потому что чужие люди, а тем более начальство, воспринимают "полработы" как окончательный продукт. Без Ричарда с его пробивной силой фильм оказался осиротевшим. Госкино накидало полную корзину убийственных замечаний, утверждая, что советским людям не свойственно паниковать и питаться слухами, и требуя снять реплику попавшего в кораблекрушение узбека: "Даже чаю нет!", - как намек на нехватку некоторых товаров в торговой сети. /из воспоминаний Кира Булычёва/
«Комета» была полностью отснята, однако из-за форс-мажорных обстоятельств проект передали Юрию Чулюкину («Неподдающиеся», «Девчата»). Он ещё в 1960-х заявил о себе как успешный комедиограф, но имел совершенно другие художественные приоритеты и жизненный опыт. Как вспоминают родные и коллеги, Викторов всегда деятельно участвовал в монтаже и трепетно относился к озвучке своих фильмов, многое добавлял и менял на финальной стадии.
Чулюкин же получил километры плёнки — и никаких комментариев о том, что с ними делать дальше.
В итоге фантастическая «Комета» стала последней режиссёрской работой Ричарда Викторова — но в то же время не совсем его картиной. И каким должен был быть этот фильм по первоначальному замыслу, мы уже никогда не узнаем.
Я смотрел всегда их обязательно!!!
Теперь - увы, уже не показывают!