Комментарии
- 15 янв 23:59Nadezhda DogonkinaСпасибо за интересную публикацию и иллюстрации к ней.
- 16 янв 08:20Татьяна Литовченко
️
- 16 янв 09:59Виктор СмоляковКрасивые люди.
- 16 янв 19:46Евгения (Кравцова) ИсаеваСпасибо за статью о достойных людях. Полностью согласна с женой русского генерала.
- 17 янв 10:30Александр КостинскийБлагодарю за интересную и познавательную заметку.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Алексей Алексеевич Брусилов – выдающийся военачальник конца 19 – начала 20 века.
Участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, военный педагог и, конечно, организатор знаменитого прорыва в 1916 году во время Первой мировой войны – он оставил неизгладимый след в отечественной истории.
А как сложилась личная жизнь этого стратега, который по своему воинскому таланту не уступает Суворову и Кутузову?
Первый раз Брусилов женился в 1884 году. Его избранницей стала Анна Николаевна фон Гагемейстер. Она была племянницей его дяди и воспитателя Карла Максимовича фон Гагемейстера. Судя по сохранившимся сведениям, этот брак был заблаговременно подготовлен и организован родственниками героя.
Любили ли супруги друг друга? В своих мемуарах Брусилов ответил на этот вопрос утвердительно: хотя
«этот брак был устроен… ввиду общих семейных интересов», «я был очень счастлив, любил свою жену горячо».
Ради замужества Анна Николаевна, которая была лютеранкой, приняла православие, несмотря на протесты родственников.
Первые годы супружества были омрачены отсутствием детей. Брусиловы очень хотели ребёнка, но Анна Николаевна оказалась слабой женщиной: она беременела 2 раза, однако рожала мертвых детей. Брусилов поддерживал супругу, не давая ей пасть духом. Он возил ее на курорты в Германию и Францию; оба регулярно отдыхали в Эстляднской губернии в имении брата Анны Николаевны.
Штабс-ротмистр гвардии Брусилов Алексей Алексеевич (стоит второй справа) с отцом, генералом от кавалерии Брусиловым Алексеем Алексеевичем, и членами штаба Юго-Западного фронта (1916 год)
Наконец, в 1887 году у пары родился долгожданный ребенок – сын Алексей. Родить других детей Анна Николаевна так и не смогла. Она часто болела и в 1908 году умерла. Брусилов очень переживал из-за ее смерти. Он был занят на службе и почти не принимал участия в воспитании своего единственного наследника. Себя он назвал «посредственным отцом» и считал, что взял на душу большой грех, став для родного сына почти чужим.
Вторая и последняя любовь генерала
Второй избранницей генерала стала Надежда Владимировна Желиховская. Она происходила из семьи интеллигентов. Ее отец Владимир Иванович был директором Тифлисской гимназии, а потом – помощником попечителя Кавказского учебного округа. Мать Вера Петровна была писательницей; ее перу принадлежит ряд христианских и сентиментальных произведений. С ее сводным братом Ростиславом Николаевичем Брусилов воевал в русско-турецкую войну 1877–1878 годов.
Овдовев, 56-летний герой вспомнил про Надежду, которую знал еще 12-летней девочкой. И он решил, что должен непременно жениться на этой женщине. Откуда у генерала взялась такая уверенность и решимость? Биографы Брусилова и Желиховской сходятся во мнении, что Алексей Алексеевич был впечатлен ее патриотизмом и активной благотворительной деятельностью в пользу инвалидов русско-японской войны 1904–1905 годов.
Надежда Владимировна работала в благотворительном отделе журнала «Братская помощь» и все свои силы и время отдавала на сбор средств для русских солдат. Именно эта трогательная забота Надежды о бойцах и покорила Брусилова, который относился к ним, как к родным, – переживал за них, заботился, и они отвечали ему взаимностью.
«У тебя большое сердце, полное самопожертвования и безграничной любви к ближним… Ты – ангел, старающийся уменьшить страдания бедного человечества… мы оба работаем во имя одной и той же идеи…», – эти слова Брусилова, пожалуй, лучше всего раскрывают их отношения.
Генерал не ошибся в выборе. Хотя 45-летняя женщина принесла ему в приданое – как он сам шутил – «полный сундук солдатских писем», брак оказался более, чем удачным. Надежда Васильевна не просто любила, она обожала своего мужа не только как умного, талантливого, видного мужчину, но и как героя-патриота России. Став его женой, она продолжила свою работу в сфере благотворительности.
В годы Первой мировой войны она возглавила комитет Красного Креста и несколько благотворительных обществ. Хотя Брусилов был всецело занят на службе (он командовал Юго-Западным фронтом), он все же находил время для переписки с любимой женщиной. Они обменивались письмами каждые 2-3 дня – потрясающая интенсивность в тяжелейших условиях войны!
О чем же переписывались генерал и его жена? Брусилов изливал жене душу. Только ей одной он доверял свои страхи, страдания и сомнения. Видя, как война перемалывает огромное число людей, Брусилов страшно мучился, но по долгу службы был вынужден держаться бодро и оптимистично. И только в письмах к своей Надежде он был вполне откровенен:
«… Душа заболела и очень тяжело на душе, и в этом случае писать тебе – для меня облегчение», – признавался он ей.
Письма Брусилова не оставляют сомнений, что он любил Надежду Владимировну с юношеской пылкостью и наивностью романтика. Он называл ее то «душенька Надюшенька», то «золотенькая Надюшенька», то «солнышко мое», то «радость жизни моей».
«Милая, бесценная моя женушка Надюшенька! Было чрезвычайно тяжело расстаться с тобой, моим дорогим солнышком, освещающим и согревающим своею любовью и душевной теплотой мою жизнь <…> Душенька Надюшенька! Дорогая, родненькая моя, солнышко мое, радость жизни моей, золотенькая Надюшенька! Очень я Тебя люблю, и ужасно душа моя стремится к тебе», — писал Алексей Брусилов жене в годы войны.
В 1916 году Надежда по просьбе императрицы Александры Федоровны возглавила склад Ее Величества на Юго-Западном фронте. Это назначение окрылило женщину: ведь теперь она могла «еще больше помогать больным, раненым и твоей дорогой армии», – как писала она мужу.
Был ли их брак идеальным? Нет, как и в любой семье между супругами периодически возникали тёрки. Так, Надежда Владимировна страдала непростительной – по мнению Брусилова – в условиях военного времени слабостью: она любила наряды и одевалась с претензией на шик.
Алексей Алексеевич убеждал ее сменить красивую дорогую одежду на скромный гардероб, однако Надежда осталась верна себе. Она считала, что жена генерала должна выглядеть эффектно и стильно.
«Теперь война. Ходи по возможности очень скромно одетой, по преимуществу в черном. Ведь кровь ежедневно беспрерывно льется, и жене Главнокомандующего приличнее всегда носить траур по вождям и воинам, павшим по воле чести за веру, Царя и Родину. Это вопрос принципа и примера для остальных».
Не ладили супруги и из-за попыток Надежды Владимировны вмешаться в военные дела мужа. Ничего не понимая в стратегии и тактике ведения боевых действий, она советовала ему воздержаться от наступательной операции, чтобы сохранить людские жизни.
Брусилов мягко ставил жену на место, напоминая ей, что он по опыту знает, что пассивная оборона в конечном итоге приводит к поражению и как следствие – к еще бо́льшим жертвам.
В переломный исторический момент супруги действуют заодно. После революции 1917 года многие друзья и знакомые советовали Брусилову эмигрировать, но он счел своим долгом разделить судьбу народа. Надежда Владимировна поддержала мужа. Она нашла оправдание его переходу на сторону большевиков во время советско-польской войны.
«Брусилов не был ни белым, ни красным. Он был русский генерал, защищал русские границы и русский народ», – утверждала она.
Однако белая эмиграция записала его в предатели, что удручало генерала. Впрочем, ему оставалось недолго жить. В 1926 году он простудился и умер от воспаления легких в возрасте 72 лет. После его смерти Надежда Владимировна уехала за границу под предлогом лечения и больше не вернулась на Родину.
Она умерла в 1938 году и была похоронена в Праге, так и не найдя в русских эмигрантах ни поддержки, ни сочувствия.
«Можно расходиться в политических взглядах, можно разно думать, как помочь России, но забывать то, что всем обязаны человеку, и злорадствовать по его адресу, когда он давно умер, — стыдно и грешно, господа эмигранты», - писала Надежда Владимировна.
Почему же современники были жестоки к чете Брусиловых, которые всю свою жизнь посвятили служению России?