Комментарии
- 10 фев 17:28Любовь Мартюшева (Королькова)
- 10 фев 20:01Наталья ЧехоненкоПросто гениальный и талантливый человек!!!!
️
️
️
- 10 фев 20:01Наталья Чехоненко
- 11 фев 05:09Сергей ЧерныхМузыка не поддерживается
- 11 фев 14:29Иван Щепарев
- 11 фев 14:46Антонина БабочкинаНе почел,а почил....
- 11 фев 16:38Татьяна Ларина
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
.
Композитор Матвей Блантер, и его легендарная песня «Катюша»
Матве́й Исаа́кович Бла́нтер (28 января (10 февраля) 1903, Почеп — 27 сентября 1990, Москва) — советский композитор. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Герой Социалистического Труда (1983).
Матвей Блантер родился 28 января (10 февраля) 1903 года в Почепе и был одним из четырёх детей в еврейской семье купца Исаака Борисовича Блантера (ум. 1924) и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси, родственницы С. М. Михоэлса и М. С. Вовси. Отец имел на станции Унеча стружечный завод и керосиновые склады, занимался зерноторговлей.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, мама отправила его к соседке. У нее дома он увидел рояль и как позже он напишет: «...с этого момента я погиб», настолько захватил его инструмент, позволяющий больше, чем скрипка импровизировать, сочинять музыку.
Ещё до Первой мировой войны семья переселилась в Курск, где Матвей обучался в реальном училище, пел в хоре, участвовал в оркестре драматического театра.
В 1915—1917 годах учился в Курском музыкальном училище по классам фортепиано у А. Даугуля и скрипки у А. Егудкина. Весной 1917 года уехал в Москву, где в 1917—1919 годах учился в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС) по классу скрипки А. Я. Могилевского, по теории музыки у Н. С. Потоловского и Н. Р. Кочетова. Занимался композицией у Г. Э. Конюса (1920—1921).
В 1920—1921 годах — заведующий музыкальной частью, театральный композитор эстрадно-артистической студии «Мастерская H. M. Форрегера» («Мастфор») в Москве, в 1926—1927 — заведующий музыкальной частью Ленинградского театра Сатиры (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н. П. Акимова), в 1928—1929 — Театра обозрений Дома печати (Москва), в 1930—1931 — агитбригады в Магнитогорске (ныне Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина), в 1932 — Передвижного театра журнала «Крокодил», в 1932—1933 — Горьковского театра миниатюр. С 1936 году — художественный руководитель Государственного джаз-оркестра СССР.
Первые его произведения написаны в стиле легкой танцевальной музыки (в том числе знаменитый фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году). Его шлягеры инсценировались в кабаре «Балаганчик» в Петрограде (1922) с участием Р. Зелёной («Домик в Батавии»), в «Павлиньем хвосте» в Москве (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» («Он был апаш, она апашка») исполняли в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова. В 1930-х годах его стиль меняется, музыку можно отнести к соцреализму. Работая в Магнитогорском театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе». Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утёсова, Л. Руслановой. Русланова одна из первых спела шедевр Блантера, знаменитую «Катюшу» (1938, сл. М. Исаковского).
Органическое взаимопроникновение героики и лирики получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» (ст. М. Исаковского) написана 23 июня 1941, с ней уходили на фронт новобранцы. На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали песни Блантера: «Моя любимая» (ст. Е. Долматовского, 1942), «Огонек», «В лесу прифронтовом» (обе на ст. М. Исаковского,1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе на ст. К. Симонова,1944), «Под звездами балканскими» (ст. М. Исаковского, 1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны). В 1945 написана «Враги сожгли родную хату» (ст. М. Исаковского), исполненная на эстраде через 15 лет Марком Бернесом (1960). «Лучше нету того цвету» (1946), «Летят перелетные птицы» (1949) (обе на ст. М. Исаковского), «В городском саду играет» (1947) (ст. А. Фатьянова), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962) (ст. В. Дыховичного и М. Слободского, стала любимой песней космонавтов), «Черноглазая казачка» (1966) (ст. И. Сельвинского), цикл песен-размышлений на стихи Б. Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы.
Продолжал сотрудничать с эстрадными театрами: для театра миниатюр под упр. А. И. Райкина написал песенки к спектаклю «Времена года» (1956); для Московского мюзик-холла - музыку к спектаклям «Москва — Венера, далее везде» (1961), «Тик-так, тик- так...» (1963).
Активно занимался творчеством до 1975 года.
Матвей Блантер — крупнейший советский композитор-песенник. Всего был автором более чем 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам. Для всех его песен характерны импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм. Мелодии композитора яркие, очень индивидуальные, легко запоминающиеся. В своём мелодическом творчестве наследует традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского.
Умер 27 сентября 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). Могила Матвея Блантера на Новодевичьем кладбище
Песни
* «Сильнее смерти» (танго) (1922)
«Фудзияма» (песня-фокстрот) (1922)
«Джон Грей» (песня-фокстрот) (1923)
«Багдад» (песня-фокстрот)
«Утро и вечер» (песня-фокстрот)
«Песня о Магнитогорске» (1931)
«Мальчишку шлёпнули в Иркутске» (1931)
«Партизан Железняк» (1932)
«Песня о Щорсе» (1935)[14]
«Молодость» (1937)
«Сталин — наша слава боевая» (1937)
«В путь-дорожку дальнюю» (1937)
«С нами поёт вся страна» (1937)
«На просторах родины чудесной» (1938)
«Футбольный марш» (1938)
«Катюша» (1938)
«Казаки-казаченьки» (1939)
«Грустить не надо» (фокстрот) (1940)
«До свиданья, города и хаты» (1941)
«Моя любимая» (1942)
"Штурвальный с «Марата» (1942)
«Жди меня» (1942)
«В лесу прифронтовом» (1943)
«Песня военных корреспондентов» (1943)
«Огонёк» (1943)
«Сады-садочки» (1943)
«Полюбила я парнишку» (1944)
«Как служил солдат» (1944)
«Под звёздами балканскими» (1944)
«Враги сожгли родную хату» (1945)
«Лучше нету того цвету» (1946)
«В городском саду» (1947)
«Песня единства» (1947)
«Пшеница золотая» (1947)
«Солнце скрылось за горою» (1948)
«Урожайная» (1948)
«Летят перелётные птицы» (1949)
«Песня о Ленине» (1954)
«Нам хорошо живётся» (1956)
«Мы идём от заводов и пашен» (1958)
«Песня о Хиросиме» (1959)
«Москва — Венера, далее везде» (1961)
«Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962)
«Горская песня о Ленине» (1962)
«Пушки молчат дальнобойные» (1963)
«Не скажу» (1964)
«Черноглазая казачка» (1966)
«Кони-звери» (1966)
Цыганские песни (5) (1966)
«Держит молодёжь равнение» (1967)
Цикл песен (5) на слова Б. Окуджавы (1967)
«Летняя песенка»
«Улица Горького»
«Песня о Праге»
«Токио — Москва»
«Подари мне на прощанье»
«Кружатся пары»
«У колодца»
«Дальний путь, полёт орлиный»
«Ранним утром в 45-м завершив Победой трудную войну» (впоследствии — Гимн ГСВГ)[15]
Детские песни на слова С. Маршака, С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача
Песни Блантера написаны на слова М. С. Голодного, В. И. Лебедева-Кумача, А. А. Коваленкова, Е. А. Долматовского, К. М. Симонова, А. А. Суркова, И. Л. Сельвинского, М. А. Светлова, А. И. Фатьянова, С. Г. Острового, В. А. Луговского, М. Л. Матусовского, Р. Г. Гамзатова, Е. А. Евтушенко, А. В. Софронова, В. А. Лифшица и других поэтов. Более 20 песен созданы в содружестве с М. В. Исаковским. Многие из стихов написаны сначала как самостоятельные произведения, но славу им принесла именно одноимённая песня
Оперетты
«Сорок палок» (1924)
«Нос президента» (1926)
«На берегу Амура» (1938, поставлена в 1939, Московская оперетта)
Музыка к спектаклям
«Город» в постановке К. Я. Голейзовского (Москва, 1924)
«Времена года» (песенки к спектаклю, Ленинградский театр миниатюр, 1956)
«Москва – Венера, далее везде» (Московский мюзик-холл, 1961)
«Тик-так, тик-так…» (Московский мюзик-холлом, 1963).
Фильмография
1951 — Спортивная честь
1954 — Об этом забывать нельзя
1975 — Любовь останется (фильм-спектакль) — музыка песен
1982 — Любимые песни (короткометражный) — музыка песен
1983 — А также цирк (документальный) — музыка песен
1997 — Дневная обязанность (фильм-спектакль) — музыка песен
Интересные факты
В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига на своем заседании приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Матвея Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом. Ситуацию спасла правообладатель — Татьяна Владимировна Бродская, внучка Блантера, разрешившая исполнять «Футбольный марш» бесплатно.
#русскаякультура #Музыка #Литература #День_в_истории #Блантер #10февраля
Источники:
История страны в 10 песнях Матвея Блантера
В апреле 1945 года, за очередное выступление перед бойцами, советское командование поблагодарило Блантера и разрешило позвонить домой в Москву. Родственники расценили телефонный звонок, как намек на близкую Победу.
Из Германии Блантер вернулся на автомашине «Опель», которую ему подарил маршал В. И. Чуйков, учитывая заслуги композитора.
Творчество Бластера начиналось с создания модных фокстротов («Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад» и др.). Нот это не могло удовлетворять требовательного к себе композитора. Начались поиски нового жанра в музыкальном искусстве. Им стала песня, а героями песен – комдив Щорс, Матрос Желязняк, Катюша.
Песня «Катюша» появилась в 1938 году. Девушка горда тем, что ее милый-боец служит на «дальнем пограничье». Потому и заводит песню «про степного сизого орла»! И в песне той – привет любимому. Печаль Катюши светла, у героини есть надежда и уверенность, радостное ощущение правого дела, которому служит самый близкий человек. Поэтому Катюша напутствует свою «песенку девичью» – «ты лети за ясным солнцем вслед». Настроение, заданное стихами, композитор блестяще выразил в музыке. «Катюша» – это органическое единство текста и мелодии.
Впервые «Катюша» прозвучала в Москве, на первом концерте Государственного джаз-оркестра. Ее спела Валентина Батищева.
ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ
Музыка Матвея Блантера
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товарищ,
Песню не заваришь,
Так давай по маленькой нальём.
Выпьем за писавших,
Выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнём!
Есть, чтоб выпить, повод –
За военный провод,
За У-2, за эмку, за успех.
Как пешком шагали,
Как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и водки
Хрипли наши глотки,
Но мы скажем тем, кто упрекнёт:
«С наше покочуйте,
С наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год!»
Там, где мы бывали,
Нам танков не давали –
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживём, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!
Почти все самые знаменитые произведения композитора – «Катюша», «Летят перелетные птицы», «В городском саду играет духовой оркестр», «Черноглазая казачка» – создают приподнятое настроение. Тонкая минорная тональность у Блантера сочетается с лучезарным позитивом.
Сам Матвей Исаакович говорил: «По моему глубокому убеждению, лирика – один из важнейших жанров песенного искусства. Через нее можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека».
Именно сочетание оптимистического заряда и глубокой лиричности придает произведениям Блантера особый шарм и гарантирует многим из них бессмертие.
Матвей вел активную творческую деятельность, по возможности ходил в театры, слушал оперных певцов. Со своей первой женой Ниной Эрнестовной Шван, Матвей познакомился в балетной студии. В студии играл на фортепиано, а балерины занимались своими упражнениями.
Свадьба была скромной с гостями в несколько человек. Вскоре Нина забеременела и ей на некоторое время пришлось уйти из балета. У Блантеров рождается сын Владимир. Молодой отец много должного времени не уделяет семье, занимается только музыкой. В результате брак распадается из-за не понимания человеческих отношений.
Второй женой стала Ольга Ильинична. Она была намного моложе Матвея, но семейным отношениям это не мешало. Брак с Ольгой тоже продлился недолго из-за ее болезни и ранней смерти.