Храм Николы на Липне. Великий Новгород. 1292.
Храм Николы на Липне. Великий Новгород. 1292.

Наружность большинства одноглавых храмов сопоставима с поясным иконописным изображением христианского святого.

Удивительным примером этого является соответствие внешнего объёма храма Николая Чудотворца на Липне близ Новгорода иконописному образу Св. Николая, происходящего из этого же сооружения*. Пленяет подобие силуэта храма абрису Св.Николая. Тело храма соотносится с туловом праведника, лопатки похожи на его руки. Трехлопастная арка соответствует плечам, покрытым омофором, и возвышающимся над ним шейным отделом. Барабан, увенчанный шлемовидным куполом параллелен лику Св.Николая, очи и поднятые брови которого видятся в окнах барабана и оформляющих их бровках. Если рассматривать храм с восточной стороны, то объём апсиды - святая святых культового сооружения, - воспринимается не иначе, как Евангелие в руках Николая, как святыня христианства, оберегаемая одним их учеников Христовых.
* Всего 2 года отделяют время создания архитектурного произведения от иконописного – 1292 и 1294.

Наружность большинства одноглавых храмов сопоставима с поясным иконописным изображением христианского святого. - 1000940690417
Святой Николай с избранными святыми на полях.
Святой Николай с избранными святыми на полях.

Ранее это подобие было усилено ещё и цветовыми перекличками храма и иконописного образа. Дело в том, что первоначально храм был не оштукатурен. Стены его, выстроенные из разноцветного булыжника и красного кирпича, давали «переливы цвета от серовато-голубого до ярко красно-коричневого»*, сближаясь с охристо-коричневой гаммой иконы. Более того, вставленные в кладку каменные и изразцовые кресты напоминали кресты на омофоре святого. После того, как храм был оштукатурен в целях предохранения кладки стен от разрушения атмосферными осадками, это соответствие перестало восприниматься.

* Вздорнов Г.И. Русская культура. Середина XIII-XV вв. - В кн. Великая Русь: История и художественная культура X-XVIII вв. – Милан, 1994. С. 215.
Никола на Липне. Фотография 1960-х годов.
Никола на Липне. Фотография 1960-х годов.
Показанное сходство храмовых форм фигуре иконописного святого вкупе с именем Св. Николая, которое носит храм, манит отождествить антропоморфный образ с фигурой популярного на Руси праведника. Однако эта связь, скорее всего, условна, ибо древнерусский храм своим антропоморфным обликом визуализирует не столько конкретного святого, сколько само качество праведности.


Святой здесь не индивид, но норма, образец. И, как показывает древнерусское зодчество, православие предлагало отличные друг от друг эталоны святости. Если, характерным для новгородской архитектуры был образ святого-воина, в характерными для него строгостью и мощью, то совсем иной образец предлагает зодчество Владимиро-Суздальского княжества, где храмы-праведники, одетые в богато расшитые каменной резьбой одеяния, являют плодоносное цветение собственных душ, принимающих всё многообразие форм созданного Богом мира.

Комментарии

Комментариев нет.