Константи́н Серге́евич Акса́ков (29 марта (10 апреля) 1817, с. Аксаково, Оренбургская губерния — 7 (19) декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь. Константин Аксаков: как жил старший идеолог славянофильства Детство в Аксаково Первые годы жизни Аксакова прошли в родовом имении под Оренбургом. Он был первым сыном в семье писателя Сергея Аксакова и дочери генерала Ольги Заплатиной. Мать Константина отличалась пылким патриотизмом, поэтичной душой и живой натурой. Детей своих предпочитала воспитывать в православной традиции. В 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, а семья перебралась в Москву. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин. Захаживали также и «высокие» гости – Гоголь, Щепкин. Несомненно, все это сильно повлияло на мировоззрение маленького Костика. Он всегда выбирал игры исконно-русские, традиционные, с интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова. В их доме, несмотря на «галломанию» того времени, принципиально говорили только на русском языке. Славянофил и почитатель Ломоносова По достижении 15 лет Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Страстно увлекся немецкой философией, особенно уважал Гегеля. Входил в кружок Николая Станкевича вместе с однокашником Виссарионом Белинским. Посетив однажды Европу, Аксаков еще больше убедился в потенциале России по сравнению с Западом. В 1839 году Аксаков вместе с единомышленниками создает кружок славянофилов. Собрания кружка проходят в аксаковском доме. Вместе с Алексеем Хомяковым, Иваном Киреевским, Юрием Самариным ведутся рассуждения об особенностях русского уклада, о православии. Аксаков не любил европейскую одежду, а как истинный «русолюб» носил бороду, косоворотку и мурмолку — круглую шапочку с меховым отворотом. Александр Герцен однажды написал: «Аксаков одевался так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». При этом когда кто-то в его присутствии говорил на французском, Аксаков имел обыкновение фыркать и отворачиваться. Особое внимание Аксаков уделял языку — отражению народного духа. Не просто так ведь удостоили званием магистра русской словесности! Степень Константин получил за диссертацию, посвященную Ломоносову, фактическому создателю русского литературного языка. Перед ним Аксаков приклонялся, а вот Петра I ругал на все корки — исказил родной язык под игом иностранщины! В исторических работах (например, «О быте славян вообще и русских в частности» (1852), «О внутреннем состоянии России» (1855), «О русском воззрении» (1856) и многих других) Константин Сергеевич выражал собственные взгляды на русскую историю. «Могучее существо, с громким голосом, откровенное, чистосердечное, талантливое, но чудаковатое», —писал об Аксакове русский историк Соловьев, а Погодин называл Аксакова печенегом за его «восточные» взгляды и атлетическое сложение. О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов — западниками. Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя. Певец эпохи романтизма Запомнился Константин Сергеевич современникам и потомкам также как прозаик и поэт. Проза Аксакова Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе модного тогда романтизма. К примеру, в повести «Облако» он рисует образ мечтателя, проводящего время за созерцанием природы. Герой разочаровывается в мире, видит темную сторону, однако его возлюбленная заставляет снова полюбить жизнь и восхищаться ею в полной мере. Стихотворения Аксакова отличались так же невыразимой душевностью. Свой отклик у читателей нашли стихи «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима». Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков. Позже Чайковский написал музыку на один из его (измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок: Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, Что из крыльев комаришки Сделал две себе манишки И — в крахмал! Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, Что из грецкого ореха Сделал стул, чтоб слушать эхо, И — кричал! ( "Лизочек", Константин Аксаков) Ушел вслед за отцом Константин Сергеевич был чрезвычайно близок с отцом, и когда тот умирает в 1859 году, начинает чувствовать ужасную тоску. Эта тоска со временем превратилась в пожирающее пламя чахотки, которая и унесла жизнь мыслителя. Аксаков умер в возрасте 43 года в 1860 — прямо на пороге больших перемен в жизни России. Закончить же рассказ о нем, возможно, стоит цитатой его отца: «Кажется, остается желать, чтобы он на всю жизнь оставался в своем приятном заблуждении, ибо прозрение невозможно без тяжких и горьких утрат: так пусть его живет да верит Руси совершенству». Вклад в философию Основной вклад Аксакова в славянофильское учение — это его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. В своих эмоциональных, проникнутых верой и любовью к народу статьях Аксаков утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России. К сожалению, труды его никогда не были изданы полным собранием сочинений. Только после его смерти брат, Иван Сергеевич (тоже писатель), издает три тома текстов Константина. Однако идеи славянофильства не умерли вместе с их старшим идеологом. Они продолжили влиять на умы и мировоззрение людей той эпохи и вполне себе дожили до нашего времени. #русскаякультура #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Аксаков #10апреля
Константин Аксаков прожил всего лишь 43 года. Он являлся видным деятелем движения славянофилов России начала – середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостн
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
10 апреля родился Константин Аксаков.
Константи́н Серге́евич Акса́ков (29 марта (10 апреля) 1817, с. Аксаково, Оренбургская губерния — 7 (19) декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.
Константин Аксаков: как жил старший идеолог славянофильства
Детство в Аксаково
Первые годы жизни Аксакова прошли в родовом имении под Оренбургом. Он был первым сыном в семье писателя Сергея Аксакова и дочери генерала Ольги Заплатиной. Мать Константина отличалась пылким патриотизмом, поэтичной душой и живой натурой. Детей своих предпочитала воспитывать в православной традиции.
В 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, а семья перебралась в Москву. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин. Захаживали также и «высокие» гости – Гоголь, Щепкин.
Несомненно, все это сильно повлияло на мировоззрение маленького Костика. Он всегда выбирал игры исконно-русские, традиционные, с интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова. В их доме, несмотря на «галломанию» того времени, принципиально говорили только на русском языке.
Славянофил и почитатель Ломоносова
По достижении 15 лет Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Страстно увлекся немецкой философией, особенно уважал Гегеля. Входил в кружок Николая Станкевича вместе с однокашником Виссарионом Белинским. Посетив однажды Европу, Аксаков еще больше убедился в потенциале России по сравнению с Западом.
В 1839 году Аксаков вместе с единомышленниками создает кружок славянофилов. Собрания кружка проходят в аксаковском доме. Вместе с Алексеем Хомяковым, Иваном Киреевским, Юрием Самариным ведутся рассуждения об особенностях русского уклада, о православии. Аксаков не любил европейскую одежду, а как истинный «русолюб» носил бороду, косоворотку и мурмолку — круглую шапочку с меховым отворотом. Александр Герцен однажды написал: «Аксаков одевался так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». При этом когда кто-то в его присутствии говорил на французском, Аксаков имел обыкновение фыркать и отворачиваться.
Особое внимание Аксаков уделял языку — отражению народного духа. Не просто так ведь удостоили званием магистра русской словесности! Степень Константин получил за диссертацию, посвященную Ломоносову, фактическому создателю русского литературного языка. Перед ним Аксаков приклонялся, а вот Петра I ругал на все корки — исказил родной язык под игом иностранщины!
В исторических работах (например, «О быте славян вообще и русских в частности» (1852), «О внутреннем состоянии России» (1855), «О русском воззрении» (1856) и многих других) Константин Сергеевич выражал собственные взгляды на русскую историю. «Могучее существо, с громким голосом, откровенное, чистосердечное, талантливое, но чудаковатое», —писал об Аксакове русский историк Соловьев, а Погодин называл Аксакова печенегом за его «восточные» взгляды и атлетическое сложение.
О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов — западниками. Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя.
Певец эпохи романтизма
Запомнился Константин Сергеевич современникам и потомкам также как прозаик и поэт. Проза Аксакова Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе модного тогда романтизма. К примеру, в повести «Облако» он рисует образ мечтателя, проводящего время за созерцанием природы. Герой разочаровывается в мире, видит темную сторону, однако его возлюбленная заставляет снова полюбить жизнь и восхищаться ею в полной мере.
Стихотворения Аксакова отличались так же невыразимой душевностью. Свой отклик у читателей нашли стихи «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима». Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков.
Позже Чайковский написал музыку на один из его (измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок:
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И — кричал!
( "Лизочек", Константин Аксаков)
Ушел вслед за отцом
Константин Сергеевич был чрезвычайно близок с отцом, и когда тот умирает в 1859 году, начинает чувствовать ужасную тоску. Эта тоска со временем превратилась в пожирающее пламя чахотки, которая и унесла жизнь мыслителя. Аксаков умер в возрасте 43 года в 1860 — прямо на пороге больших перемен в жизни России. Закончить же рассказ о нем, возможно, стоит цитатой его отца:
«Кажется, остается желать, чтобы он на всю жизнь оставался в своем приятном заблуждении, ибо прозрение невозможно без тяжких и горьких утрат: так пусть его живет да верит Руси совершенству».
Вклад в философию
Основной вклад Аксакова в славянофильское учение — это его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. В своих эмоциональных, проникнутых верой и любовью к народу статьях Аксаков утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России.
К сожалению, труды его никогда не были изданы полным собранием сочинений. Только после его смерти брат, Иван Сергеевич (тоже писатель), издает три тома текстов Константина. Однако идеи славянофильства не умерли вместе с их старшим идеологом. Они продолжили влиять на умы и мировоззрение людей той эпохи и вполне себе дожили до нашего времени.
#русскаякультура #Книги #Чтение #Литература #День_в_истории #Аксаков #10апреля