Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской) В центре композиции представлено древо в виде виноградной лозы, растущее из Успенского собора Московского Кремля, окруженного стенами с башнями и подъездными воротами. В середине ствола древа – чудотворный образ Богоматери Владимирской в крупном овальном растительном обрамлении, а на ветвях – разноцветные медальоны с изображениями московских святых. Вверху, в небесах с облаками, располагается полуфигура Христа, который передает двум ангелам царский венец и ризу Христову – одну из древнейших христианских святынь, привезенную в Москву в 1625 году и находившуюся в кремлевском Успенском соборе. По сторонам от Спасителя – надписи из Апокалипсиса с пророчествами ангелам Смирнской и Сардийской церквей (2: 10; 3: 5). Внизу, на фоне Успенского собора, стоят взращивающие древо первый московский митрополит Петр и князь Иван Калита. Над их изображениями видны надписи с молитвенными обращениями ко Христу из Псалтири (79: 15, 16): «Господи, призри с небеси и виждь» (над митрополитом Петром); «И посети виноград сей и соверши его же насади десница Твоя» (над Иваном Калитой). За кремлевской стеной слева представлен царь Алексей Михайлович, справа – его супруга царица Мария Ильинична с сыновьями царевичами Алексеем и Федором. В руках у большинства представителей царского дома – свитки со словами молитв. Святые, изображенные в медальонах на ветвях древа, держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Слева на иконе представлены государи и святители Московские (сверху вниз): 1) царевич Дмитрий Угличский, 2) царь Федор Иоаннович, 3) князь Михаил Федорович, 4) основатель правящей династии патриарх Филарет, 5) патриарх Иов, 6) митрополит Филипп, 7) митрополит Фотий, 8) митрополит Иона, 9) митрополит Киприан, 10) митрополит Алексий. Справа на ветвях древа изображены юродивые и преподобные, особенно чтимые в Москве (сверху вниз): 1) юродивые Иоанн Большой Колпак, 2) Василий Блаженный, 3) Максим Блаженный, 4) преподобный Андроник, 5) преподобный Симон Радонежский, 6) преподобный Пафнутий Боровский, 7) преподобный Савва Сторожевский, 8) преподобный Сергий Радонежский, 9) преподобный Никон Радонежский, 10) преподобный князь Александр Невский. Главной темой этого сложного символико-аллегорического произведения стала идея прославления Москвы как центра идеального христианского государства, сияющего благочестием чтимых святых и праведных правителей великокняжеского и царского рода в ожидании Страшного суда. По вертикальной оси композиции художник показывает главные православные святыни царствующего града: Успенский собор Кремля, икону Богоматери Владимирской и ризу Христову, уподобленную здесь святому покрову, ниспосланному на Русь самим Христом. В процессе подготовки выставки реставраторами С.В. Свердловой и Д.Н. Суховерковым было установлено, что традиционная датировка памятника 1668 годом ошибочна. Последняя буква в числовой записи сохранилась частично – она приходится на место чинки левкаса по стыку досок и лежит под прописью, сделанной во время одного из поновлений. Открывшийся после реставрационной расчистки фрагмент следует реконструировать как букву «а», т. е. 7171 год, соответствующий в современном летосчислении 1663 году.
Внизу на изображении кремлевской стены в среднике надпись с датой; справа в нижнем углу авторская подпись: А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична, урожденная Милославская, с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Симон Ушаков
Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)
В центре композиции представлено древо в виде виноградной лозы, растущее из Успенского собора Московского Кремля, окруженного стенами с башнями и подъездными воротами. В середине ствола древа – чудотворный образ Богоматери Владимирской в крупном овальном растительном обрамлении, а на ветвях – разноцветные медальоны с изображениями московских святых. Вверху, в небесах с облаками, располагается полуфигура Христа, который передает двум ангелам царский венец и ризу Христову – одну из древнейших христианских святынь, привезенную в Москву в 1625 году и находившуюся в кремлевском Успенском соборе. По сторонам от Спасителя – надписи из Апокалипсиса с пророчествами ангелам Смирнской и Сардийской церквей (2: 10; 3: 5). Внизу, на фоне Успенского собора, стоят взращивающие древо первый московский митрополит Петр и князь Иван Калита. Над их изображениями видны надписи с молитвенными обращениями ко Христу из Псалтири (79: 15, 16): «Господи, призри с небеси и виждь» (над митрополитом Петром); «И посети виноград сей и соверши его же насади десница Твоя» (над Иваном Калитой). За кремлевской стеной слева представлен царь Алексей Михайлович, справа – его супруга царица Мария Ильинична с сыновьями царевичами Алексеем и Федором. В руках у большинства представителей царского дома – свитки со словами молитв. Святые, изображенные в медальонах на ветвях древа, держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Слева на иконе представлены государи и святители Московские (сверху вниз): 1) царевич Дмитрий Угличский, 2) царь Федор Иоаннович, 3) князь Михаил Федорович, 4) основатель правящей династии патриарх Филарет, 5) патриарх Иов, 6) митрополит Филипп, 7) митрополит Фотий, 8) митрополит Иона, 9) митрополит Киприан, 10) митрополит Алексий.
Справа на ветвях древа изображены юродивые и преподобные, особенно чтимые в Москве (сверху вниз): 1) юродивые Иоанн Большой Колпак, 2) Василий Блаженный, 3) Максим Блаженный, 4) преподобный Андроник, 5) преподобный Симон Радонежский, 6) преподобный Пафнутий Боровский, 7) преподобный Савва Сторожевский, 8) преподобный Сергий Радонежский, 9) преподобный Никон Радонежский, 10) преподобный князь Александр Невский.
Главной темой этого сложного символико-аллегорического произведения стала идея прославления Москвы как центра идеального христианского государства, сияющего благочестием чтимых святых и праведных правителей великокняжеского и царского рода в ожидании Страшного суда. По вертикальной оси композиции художник показывает главные православные святыни царствующего града: Успенский собор Кремля, икону Богоматери Владимирской и ризу Христову, уподобленную здесь святому покрову, ниспосланному на Русь самим Христом. В процессе подготовки выставки реставраторами С.В. Свердловой и Д.Н. Суховерковым было установлено, что традиционная датировка памятника 1668 годом ошибочна. Последняя буква в числовой записи сохранилась частично – она приходится на место чинки левкаса по стыку досок и лежит под прописью, сделанной во время одного из поновлений. Открывшийся после реставрационной расчистки фрагмент следует реконструировать как букву «а», т. е. 7171 год, соответствующий в современном летосчислении 1663 году.