В Переславле нашли список убийц князя Андрея Боголюбского.
Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове (ХII в.). Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский , князь Дорогобужский, Рязанский. Великий князь Владимирский в 1157—1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо. Святой Русской Православной Церкви; память: 4 июля по юлианскому календарю и в Соборах Владимирских и Волынских святых. Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются. Известно, что после окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве в 1154 году Андрей был посажен отцом в Вышгороде под Киевом, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышегородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал село Боголюбово, который со временем стал его основным местопребыванием."После смерти отца (1157 г.) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158—1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он, как ранее считалось , и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова По инициативе князя, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве). Андрей был женат дважды. В 1148 г. женился на Улите Степановне, отличавшейся необыкновенной красотой - дочери боярина Степана Ивановича Кучки(московского боярина). Про смерть княгини Улиты летописи хранят молчание. Князь Андрей был незаурядной личностью и дети его тоже. Сыновья - Изяслав(участник похода против волжских булгар, умер в 1165 году, в его память и построен храм Покрова на Нерли), Мстислав(ходил походами на Киев, Новгород, булгар, умер 28.03.1173), Юрий(князь Новгородский в 1173—1175 гг. и в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года), Глеб Владимирский (1155?—1175гг )(согласно источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца, канонизирован как св. Глеб Владимирский), дочь Ростислава(была замужем за Святославом Вщижским). Историк В.О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».В правлении Андрея впервые стали четко прослеживаться деспотические принципы. Боголюбский, нарушая прежние традиции, изгнал старшую дружину (бояр) своего отца, а перед этим аналогичным образом избавился от младших братьев и племянников.Андрей также перенес столицу своего княжества из Суздаля в более молодой Владимир, где отсутствовали вечевые традиции самоуправления. Добиваясь от своего окружения покорности, Боголюбский создал благоприятную почву для того, чтобы его приближенные "копили в себе" недовольство и в конце концов составили заговор против него.
Храм Покрова на Нерли(1165 год)
Перенос Владимирской иконы Божьей Матери из Вышеграда во Владимир.(рисунок Ивана Билибина).
Боголюбская икона Божьей Матери( написана по заказу князя Андрея в честь явления ему Божьей Матери). Вторая жена Боголюбского - половчанка или уроженка Кавказа. В "Сказании об убиении Андрея Боголюбского" сообщалось, что она была "родом из Яз", то есть осетинка. Некоторые источники утверждают, что второй женой Андрея была булгарская царевна. Первая жена Улита по легенде участвовала в заговоре против мужа. Конфликт с видными боярами и семейные неурядицы(князь велел казнить одного из братьев своей первой жены Кучковича) вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель Владимирского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению И. Я. Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору. Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву. В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства. В Ипатьевской летописи Андрей в связи со смертью назван «великим князем». Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона).
С. А. Кириллов. «Андрей Боголюбский.(Убиение)». 2011 год.
Андрей Боголюбский(реконструкция М.М.Герасимова) Из источников было известно, что заговор против князя составили брат казненного боярина Степана Кучки и другие родственники, дворцовый ключник осетин Анбал и слуга Ефрем Мозевич.И вот в конце 2015 года в Переславле-Залесском при реставрации Спасо-Преображенского собора ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века - сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя. Два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый - краткое сообщение об убийстве. В левом столбце - список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество - Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова "стырь" (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: "Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты". Окончание столбца пока остается не прочитанным. В правом столбце говорится: "Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами),..овому вечная память, а сим – вечная мука". Дальше текст не читается. Фраза «овому (то есть князю) вечная память, а симъ (заговорщикам) вечная мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни. Отвечая на вопрос, почему эта надпись со списком убийц погибшего в Боголюбове князя находится в Переславле, ученые предположили, что перед ними - официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов.
Прорись левого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского Фото: Институт археологии РАН.
Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского Фото: Институт археологии РАН.
Наплечники Андрея Боголюбского(хранятся в Лувре). #ИсторияРоссии
РУССКАЯ КУЛЬТУРА
В Переславле нашли список убийц князя Андрея Боголюбского.
Андрей Юрьевич Боголюбский (ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский , князь Дорогобужский, Рязанский. Великий князь Владимирский в 1157—1174. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, внук Владимира Мономаха, брат Всеволода Большое Гнездо. Святой Русской Православной Церкви; память: 4 июля по юлианскому календарю и в Соборах Владимирских и Волынских святых. Единственные сведения о дате рождения Боголюбского (ок. 1111 года) содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева. Годы его молодости в источниках почти не освещаются. Известно, что после окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве в 1154 году Андрей был посажен отцом в Вышгороде под Киевом, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышегородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова: "Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.
По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал село Боголюбово, который со временем стал его основным местопребыванием."После смерти отца (1157 г.) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158—1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он, как ранее считалось , и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова По инициативе князя, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю). Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве). Андрей был женат дважды. В 1148 г. женился на Улите Степановне, отличавшейся необыкновенной красотой - дочери боярина Степана Ивановича Кучки(московского боярина). Про смерть княгини Улиты летописи хранят молчание. Князь Андрей был незаурядной личностью и дети его тоже. Сыновья - Изяслав(участник похода против волжских булгар, умер в 1165 году, в его память и построен храм Покрова на Нерли), Мстислав(ходил походами на Киев, Новгород, булгар, умер 28.03.1173), Юрий(князь Новгородский в 1173—1175 гг. и в 1185—1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года), Глеб Владимирский (1155?—1175гг )(согласно источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца, канонизирован как св. Глеб Владимирский), дочь Ростислава(была замужем за Святославом Вщижским). Историк В.О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».В правлении Андрея впервые стали четко прослеживаться деспотические принципы. Боголюбский, нарушая прежние традиции, изгнал старшую дружину (бояр) своего отца, а перед этим аналогичным образом избавился от младших братьев и племянников.Андрей также перенес столицу своего княжества из Суздаля в более молодой Владимир, где отсутствовали вечевые традиции самоуправления. Добиваясь от своего окружения покорности, Боголюбский создал благоприятную почву для того, чтобы его приближенные "копили в себе" недовольство и в конце концов составили заговор против него.
Вторая жена Боголюбского - половчанка или уроженка Кавказа. В "Сказании об убиении Андрея Боголюбского" сообщалось, что она была "родом из Яз", то есть осетинка. Некоторые источники утверждают, что второй женой Андрея была булгарская царевна. Первая жена Улита по легенде участвовала в заговоре против мужа. Конфликт с видными боярами и семейные неурядицы(князь велел казнить одного из братьев своей первой жены Кучковича) вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель Владимирского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению И. Я. Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору. Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его сыновья в качестве претендентов на княжение не выступали, подчинившись лествичному праву.
В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства. В Ипатьевской летописи Андрей в связи со смертью назван «великим князем». Князь был канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля). Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.
Из источников было известно, что заговор против князя составили брат казненного боярина Степана Кучки и другие родственники, дворцовый ключник осетин Анбал и слуга Ефрем Мозевич.И вот в конце 2015 года в Переславле-Залесском при реставрации Спасо-Преображенского собора ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века - сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя. Два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый - краткое сообщение об убийстве. В левом столбце - список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество - Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова "стырь" (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: "Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты". Окончание столбца пока остается не прочитанным. В правом столбце говорится: "Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами),..овому вечная память, а сим – вечная мука". Дальше текст не читается. Фраза «овому (то есть князю) вечная память, а симъ (заговорщикам) вечная мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни. Отвечая на вопрос, почему эта надпись со списком убийц погибшего в Боголюбове князя находится в Переславле, ученые предположили, что перед ними - официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов.
#ИсторияРоссии