Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. - 834923782897

Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.Михаил Булгаков родился в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…»
Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
Библиография
Романы1924 — Белая гвардия
1962 — Мольер (Жизнь господина де Мольера )
1965 — Театральный роман (Записки покойника )
1967 — Мастер и Маргарита Повести и рассказы
Более ста произведений, в том числе:1913 — Огненный змей
1919 — Советская инквизиция
1921 — Смерть Иоанна Грозного
1922 — Уплата вовремя
1923 — Записки на манжетах
1924 — Богема
1925 — Роковые яйца
1926 — Пропавший глаз
1927 — Морфий
1939 — Детский рассказ
1968 — Собачье сердце (Чудовищная история)
1973 — Типаж Пьесы1921 — Сыновья Муллы
1924 — По телефону
1924 — Сильнодействующее средство
1925 — Зойкина квартира
1925 — Кулак бухгалтера
1926 — Дни Турбиных
1927 — Багровый остров
1930 — Кабала святош (Мольер)
1955 — Александр Пушкин (Последние дни)
1962 — Бег (Восемь снов)
1962 — Дон Кихот
1965 — Иван Васильевич
1965 — Полоумный Журден (Мольериана в трех действиях)
1966 — Блаженство (Сон инженера Рейна в четырех актах)
1971 — Адам и Ева
1977 — Батум
1986 — Война и мир
1986 — Мертвые души Киносценарии1983 — Ревизор
1987 — Мертвые души
.
Статьи
919 — Грядущие перспективы
1921 — С.П. Аксенов (35 лет служения сцене)
1922 — «Из ничего создаем!» 3-й Государственный авторемонтный завод
1922 — Когда машины спят. 1-я ситцевая фабрика в Москве
1922 — Москва краснокаменная
1922 — Рабочий город-сад (Закладка 1-го в Республике рабочего поселка)
1922 — Юрий Слезкин (силуэт)
1923 — В театре Зимина (Наброски карандашом)
1923 — В школе городка III Интернационала
1923 — Золотистый город
1923 — Ноября 7-го дня (Как Москва праздновала)
1923 — Путевые заметки. Скорый № 7. Москва — Одесса
1924 — В часы смерти (От нашего корреспондента)
1924 — Часы жизни и смерти (С натуры)
1925 — Путешествие по Крыму
1973 — Мне приснился сон Сборники1925 — Дьяволиада
1926 — Рассказы библиотеки «Смехач»
1926 — Трактат о жилище
1928 — Роковые яйца
.
Прочие произведения
1922 — «Знаменосцы грядущих боев». День 3-го сентября
1922 — Автоклавы нужно получить, а корпус достроить
1922 — Американские рабочие отдают нам свой труд
1922 — Безобразия на заводе «Яриг»
1922 — Братский подарок немецких рабочих
1922 — Бывший Зингер. Гос. механический завод в Подольске
1922 — Вагонно-ремонтный завод московского трамвая
1922 — Государственный завод минеральных и фруктовых вод № 1
1922 — Дело идет
1922 — Дело расширяется
1922 — Инжектора. У немецких эмигрантов на инженерном заводе
1922 — Красный флаг. Как шли бои в Париже
1922 — На Красной площади
1922 — От мая к маю. 5-летие комячейки на фабрике быв. Сиу. Май 1917 — май 1922.
1922 — Поднятая целина. Подольск
1922 — Почему закрывают. Механический завод Гознака
1922 — Присяга на площади Революции
1922 — Словарь русских писателей
1922 — Там, где лечат паровозы. Государственный завод «Паро-ремонт» в Подольске
1922 — Трудовой праздник на заводе «Динамо»
1922 — Чайные кружки из старых жестяных банок. 2-й механический завод Межрабпрома
1922 — Электрофикация Москвы. 1000 человек дают 10 000 лошадиных сил
1922 — Эмигрантская портняжная фабрика
1925 — Автобиография 1924 года
1925 — Восстановите платформу!
1930 — Письмо правительству СССР
1931 — Письмо И.В. Сталину
1936 — Письмо в редакцию
1980 — Минин и Пожарский
1988 — Пётр Великий
1988 — Рашель
1988 — Чёрное море
1990 — Под пятой (Мой дневник 1923 года)
1994 — Юбилейное заседание Незаконченные произведения1991 — Курс истории СССР
Экранизации
1968 — Bekstvo
1970 — Бег
1971 — La fuite
1971 — Don Kihot i Sanco Pansa
1972 — Пилат и другие - Фильм на Страстную пятницу
1972 — Мастер и Маргарита / Il maestro e Margherita
1973 — Иван Васильевич меняет профессию
1976 — Собачье сердце / Cuore di cane
1976 — Дни Турбиных
1977 — Le uova fatali
1977 — Boldogság
1978 — Molijer
1988 — Кабала святош
1988 — Собачье сердце
1990 — Мастер и Маргарита / Mistrz i Malgorzata
1990 — История болезни
1991 — Incident in Judaea
1991 — Красный остров
1991 — Pilát Pontský, onoho dne
1991 — Записки юного врача
1994 — Мастер и Маргарита
1995 — Роковые яйца
1998 — Bekstvo
2000 — Зойкина квартира
2003 — Театральный роман
2005 — A mester és Margarita
2005 — Мастер и Маргарита
2008 — Морфий
2012 — Белая гвардия
2012 — Записки юного врача / A Young Doctor's Notebook
2012 — The Master and Margarita. From Once Till All Over

Комментарии

Комментариев нет.